Решение по делу № 2-1599/2024 (2-10804/2023;) от 13.11.2023

УИД 52RS0НОМЕР-51

Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Нижний Новгород

Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Калининой О.В.,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО7 к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГКУ «Управление социальной защиты населения городского округа <адрес>» о признании права на меры социальной поддержки, обязании производить ежемесячные выплаты, заключить социальный контракт,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО2, ФИО7 обратились в суд с указанными исковыми требованиями к ответчикам, требования мотивируя тем, что истец ФИО2, проходит военную службу по контракту в войсковой части НОМЕР и обеспечивает выполнение боевых задач в ходе проведения специальной военной операции с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть является участником специальной военной операции.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой в/ч НОМЕР НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ.

По месту жительства с ним проживают ФИО2 - супруга, ФИО3 - дочь ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО4 - сын ДД.ММ.ГГГГ г. р., что подтверждается Справкой от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР УК «Единство».

Истец ФИО7 обратилась в Управление социальной защиты населения городского округа город Кулебаки в связи с тем, что он является участником СВО и семья в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. № 205 «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей» имеет право на дополнительные меры социальной поддержки.

ФИО7 было подано заявление о необходимости заключении социального контракта, в частности, на ежемесячную выплату на каждого несовершеннолетнего ребенка ежемесячно в сумме 10 000 рублей.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР Управление фактически отказало в назначении дополнительных мер поддержки в связи с тем, что, согласно полученных сведений истец участвует в обеспечении выполнения боевых (специальных) задач с пункта (места) постоянной дислокации (на территории войсковой части НОМЕР в Нижегородской области) в ходе проведения СВО. А участие в СВО предполагает нахождение военнослужащего в зоне СВО.

С указанным решением истцы не согласны.

На основании изложенного, просят суд признать за истцом право на меры социальной поддержки для членов семьи участников специальной военной операции, предусмотренные Указом Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. № 205 «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей», обязать ответчика производить истцам ежемесячные выплаты на каждого несовершеннолетнего ребенка в сумме 10 000 рублей, предусмотренные Указом Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. № 205 «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей» с даты обращения в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика заключить с ФИО7 военный социальный контракт для назначения мер социальной поддержки членам семей участников СВО.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ привлечено Правительство Нижегородской области, войсковая часть НОМЕР, ФКУ «Военно-социальный центр» Министерство обороны РФ.

В судебное заседание истцы не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности ФИО14. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (л.д.НОМЕР).

Иные, участвующие в деле лиц, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части 83122, в соответствии с директивой Министра обороны РФ №НОМЕР, военнослужащие по контракту войсковой части НОМЕР считаются привлеченными к проведению специальной военной операции, выполняющие боевые и специальные задачи в пункте постоянной дислокации (<адрес> <адрес>). Майор ФИО2 выполняет боевые и специальные задачи в рамках проведения специальной военной операции. На территорию Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области в служебные командировки не направлялся (л.д.НОМЕР). Участие в проведении специальной военной операции, находясь на территориях Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области не принимал и не принимает (л.дНОМЕР).

Указом Губернатора Нижегородской области № 205 от 10.10.2022 года «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, участвующих в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей» предусмотрено, что в целях поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», или заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее - СВО), или заключивших контракт с Министерством обороны Российской Федерации на прохождение военной службы в целях участия в СВО через пункт отбора на военную службу по контракту Нижегородской области либо через военный комиссариат Нижегородской области, а также принимающих участие в СВО военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников (военнослужащих) войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - участники СВО) и членов их семей устанавливаются дополнительные меры поддержки, в том числе:

«1.3. Ежемесячная выплата на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 10 тысяч рублей.

В Указе Губернатора Нижегородской области № 205 от 10.10.2022 года отсутствует определение термина «участник специальной военной операции».

Вместе с тем, из содержания Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 следует, что выплаты, установленные Указом осуществляются в случае гибели военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики.

Из содержания положений статьи 5.1 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», части 2 статьи 1 Федерального закона от 07.10.2022 года № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также положений Указа Президента РФ от 03.04.2023 года № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» следует, что предусмотренные названными правовыми актами особенности правового регулирования отношений, возникающих с участием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, распространяются на тех из них, кто принимает участие в проведении специальной военной операции, находясь на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Из содержания положений Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

3.1) граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;

Из письма Государственно-правового департамента Нижегородской области, адресованного Министру социальной политики Нижегородской области Седых И.О. «О разъяснении норм Указа Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. № 205», следует: «В соответствии с преамбулой Указа Губернатора № 205 обязательным условием для получения мер поддержки, предусмотренных данным Указом, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и сотрудниками (военнослужащими) войск национальной гвардии Российской Федерации (членами их семей), является их участие в специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Анализ действующего федерального законодательства показывает, что к территории проведения специальной военной операции относятся территории: Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Данные нормы содержатся в таких нормативных правовых актах, как например, Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» и др. Учитывая вышеизложенное, полагают, что, меры поддержки, предусмотренные Указом Губернатора № 205, для категории «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту» могут быть предоставлены при условии участия данных лиц в специальной военной операции на территориях: Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Внесение изменений в Указ Губернатора № 205 в части уточнения территории проведения специальной военной операции не требуется».

Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что необходимыми условиями для получения военнослужащим мер поддержки, установленных Указом Губернатора Нижегородской области № 205 от 10.10.2022 года «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, участвующих в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей» является не только факт участия в специальной военной операции, но и выполнение служебно-боевых задач именно на территории проведения специальной военной операции.

Поскольку установлено, что ФИО7 участие в проведении специальной военной операции, находясь на территориях Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области не принимал и не принимает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО6, ФИО7 к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГКУ «Управление социальной защиты городского округа город Кулебаки» о признании права на меры социальной поддержки для членов семьи участников специальной военной операции, предусмотренные Указом Губернатора Нижегородской области от 10.10.2022 г. №205 «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей», обязании производить ежемесячные выплаты, обязании заключить с ФИО7 военный социальный контракт для назначения мер социальной поддержки – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья                  О.В. Калинина

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1599/2024 (2-10804/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Калашников Александр Сергеевич
Калашникова Алена Александровна
Ответчики
Министерство социальной политики Нижегородской области
ГКУ "Управление социальной защиты населения городского округа г.Кулебаки"
Другие
Правительство Нижегородской области
ФКУ «Военно- социальный центр» Министерство обороны Российской Федерации.
Хрипач Константин Владимирович
Войсковая часть № 83122
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Пронин Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2024Предварительное судебное заседание
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее