Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хайрутдинов А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения,
с участием представителя административного истца – Сержи С.С.,
у с т а н о в и л :
Хайрутдинов А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, указав, что 25 августа 2018 года обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предварительном согласовании перераспределения с утверждением схемы его расположения земельного участка по адресу: <адрес>, №, с кадастровым номером №. 08 октября 2018 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учтены материалы и сведении о земельных участках общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности. В ответе третьего лица на запрос ответчика сказано, что основные виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка и что образуемая часть земельного участка пересекает красные линии улиц и нарушает линию застройки. Разрешенный вид испрашиваемого истцом земельного участка по <адрес> изменен на вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания Постановлением Мэрии <адрес> от 23 января 2009 года «Об изменении разрешенного использования (назначения) земельного участка по результатам публичных слушаний». Просит признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 08.10.2018 года № в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, №, обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва принять решение в предварительном согласовании и утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, №.
Определением суда от 06 марта 2019 года в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии <адрес>.
Административный истец Хайрутдинов А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель административного истца Хайрутдинова А.А. – Сержи С.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд письменные возражения, в которых просил оставить иск без удовлетворения, а дело рассмотреть без его участия.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки – не известил, ходатайств об отложении – не заявил, поэтому суд признает причину его неявки не уважительной и рассматривает дело без его участия.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение вынесено 08 октября 2018 года, административный иск подан 6 ноября 2018 года, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд истцом не пропущен.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Согласно п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
В ходе судебного заседания установлено, что 30 августа 2018 года Хайрутдинов А.А. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании перераспределения земельного участка общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, №.
08 октября 2018 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало Хайрутдинову А.А. в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на пп.1, п.2.10.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в собственности Республики Тыва, а также находящегося на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, для предоставления на торгах», утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от 20.04.2015 года, в связи с невозможностью утверждения представленной схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению по основаниям, указанным в пп.1, п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что Хайрутдинов А.А. является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, №, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 18 февраля 2013 года запись регистрации в ЕГРНП №.
Согласно выписке из постановления Мэрии <адрес> № от 23.01.2009 года, изменено разрешенное использование (назначение) земельного участка из категории земель населенных пунктов общей площадью 597 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> разрешенного использования (назначения) земельного участка под индивидуальной жилой застройкой на разрешенное использование (назначение) для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ответа Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> от 27.09.2018 года следует, что земельный участок, согласно предоставленной схеме, расположен в зоне застройки среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами (Ж-1), предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными (5-8 этажей) и многоэтажными (до 10 этажей) жилыми домами с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Основные виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6), среднеэтажная жилая застройка (2.5). А также образование дополнительного земельного участка невозможно так, как образуемая часть пересекает красные линии улиц и нарушает линию застройки.
Изучив доводы отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в удовлетворении заявления Хайрутдинова А.А., суд приходит к выводу, что они являются необоснованными и не подтвержденными материалами дела по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ). Согласно п.6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Между тем, из представленной истцом схемы расположения земельного участка, которую истец просил утвердить, видно, что данная схема соответствует вышеуказанным требованиям, однако, административный ответчик, самоустранившись от участия в рассмотрении дела доказательств обратного и доказательств законности указанного основания отказа не предоставил.
Так представитель административного ответчика, несмотря на требования ст. 226 КАС РФ не представил суду доказательств законности принятого решения по заявлению административного истца, а именно отказа в удовлетворении заявления административного истца, то есть непонятно, на основании чего, основываясь на каких именно документах и доказательствах, административный ответчик пришел к выводу, что схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории. Ответ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> о том, что образование дополнительного земельного невозможно, так как образуемая часть пересекает красные линии улиц и нарушает линию застройки, также ничем не подтвержден.
Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик так не представил документов, обосновывающих свою правовую позицию, то суд находит, что данный Минземимуществом РТ отказ в удовлетворении заявления Хайрутдинову А.В. не может быть признан законным и обоснованным.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку суд пришел к выводу, что административный ответчик не обосновал законность отказа в удовлетворении заявления Хайрутдинова А.А., то Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва должно вновь вернуться к рассмотрению заявления Хайрутдинова А.А., в связи с чем, на ответчика возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании перераспределения земельного участка по адресу: <адрес>, № и принять решение в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.227 КАС РФ суд
решил:
административное исковое заявление Хайрутдинова А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения, удовлетворить.
Признать незаконным отказ вх. № от 08 октября 2018 года Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на заявление Хайрутдинов А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании перераспределения.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Хайрутдинова А.А. в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению Хайрутдинова А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании перераспределения вх. № от 30 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2019 года.
Судья Монгуш Р.С.