Дело №а-1260/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
с участием представителя административного истца – помощника военного – прокурора –войсковая часть № – Анистратенко К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Заместителя военного прокурора-войсковая часть № заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещённой к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – заместитель военного прокурора-войсковая часть №, обратился в суд в защиту интересов прав и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит, признать статью под названием «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию», содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта
«Крым Реалии<данные изъяты> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта «Крым Реалии» по вышеуказанному электронному адресу выявлена статья под названием «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию».
Исходя из содержания статьи, город Севастополь и Республика Крым является оккупированной Российской Федерации территорией. В статье не признаются результаты общекрымского референдума, проведённого 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Из текста следует, что Украина требует от России прекратить призыв в свою армию жителей аннексированного Крыма, ссылаясь на положения Женевской конвенции в части правил обращения с населением на оккупированных территориях, а также о возбуждении уголовных дел в отношении крымчан за уклонение от службы в Вооруженных силах России. Данная информация на сайте является незаконной, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создаёт предпосылки нарушения федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории по перечисленным ниже основаниям.
Доводы о том, что город Севастополь и Республика Крым является оккупированной Российской Федерацией территорией противоречат требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца- помощник военного прокурора войсковая часть № К.С. поддержал доводы административного иска по указанным в нем основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представил суду письменный отзыв, согласно которому сообщает, что данный сайт не включён в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», доступ к сайту не ограничен.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Целью обращения прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федераций юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещённой информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в административном заявлении указывается административный ответчик в случае его установления.
Вместе с тем, проведенным мониторингом сети «Интернет», в т.ч. с использованием специальных сервисов «<данные изъяты>», администратор домена (электронного адреса) <данные изъяты> - не установлен.
Доступ к сети «Интернет» имеет неопределённый круг граждан. При этом вход на сайт «Крым Реалии» по электронному адресу: https://ru.krymr.com/a/news-prizw-rossijskava-armiya/30291253.html выявлена статья под названием «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию» свободный, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется.
Вместе с тем, статья «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию» на интернет-сайте «Крым Реалии» побуждает неопределённый круг граждан к совершению противоправных действий, в том числе к совершению преступлений, предусмотренных главой 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены подобные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
Как следует из материалов дела и установлено судом, военной прокуратурой – войсковая часть 90935 в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта «Крым Реалии» по электронному адресу :https://m.krymr.com/a/news-prizyv-rossijskaya- armiya/30291253 выявлена статья статью под названием «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию».
Из содержания статьи следует, что информация на сайте является незаконной, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создаёт предпосылки нарушения федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории по перечисленным ниже основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Российская Федерация - демократическое правовое государство. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Доводы о том, что Российская Федерация проводит незаконную пропаганду (агитацию) прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации среди жителей Крыма противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, военно- патриотическое воспитание.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно- патриотическому воспитанию граждан.
Согласно пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти также предписано принимать меры к укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе.
В соответствии с подп. «г» и «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям.
Информация указанная в статье, что Российская Федерация осуществляет на территории города Севастополя и Республики Крым незаконный отбор и призыв граждан на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации противоречат требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны. Согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Важнейшим направлением деятельности Министерства обороны Российской Федерации является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом. Главным приоритетом в этой работе является безусловное преимущество качественных характеристик перед количественными, что предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с пунктом 17 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. №1609, одной из основных задач военных комиссариатов является отбор совместно с пунктами отбора на военную службу по контракту граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 7 Положения о воинском учёте, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719, определено, что воинский учёт граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учёте по месту жительства.
Постановка на воинский учёт граждан, проживающим на территории города Севастополя и Республики Крым и получившим установленным порядком гражданство Российской Федерации, производится при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации на общих основаниях после прохождения или медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункта 14 Положения о воинском учёте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники).
В соответствии с пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими - путём призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу.
Согласно ст. 1, пунктов 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы образуют основу обороны Российской Федерации, выступают гарантом целостности и неприкосновенности её территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Таким образом, город федерального значения Севастополь и Республика Крым, являясь субъектами Российской Федерации, включены в федеративное устройство Российской Федерации и составляют неотъемлемую основу конституционного строя государства, а призыв граждан на военную службу, в т.ч. проживающих на территории указанных выше субъектов России, является одним из способов комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивающих целостность и неприкосновенность территории государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информаций, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Доступ к сети «Интернет» имеет неопределённый круг граждан.
При этом вход на сайт сайта «Крым Реалии» по электронному адресу <данные изъяты> свободный, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что статья под названием «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию» размещенная интернет-сайте «Крым Реалии» побуждает неопределённый круг граждан к совершению противоправных действий, в том числе к совершению преступлений, предусмотренных главой 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены подобные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, в целях обеспечения принципа нерушимости федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории, выполнения требований действующего законодательства об обороне вышеуказанная информация должна быть запрещена, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном обьеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск заместителя военного прокурора-войсковая часть № Кузнецова П.А. о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещённой к распространению на территории РФ, удовлетворить.
Признать статью под названием «Правозащитники осудили очередной призыв крымчан в российскую армию», содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта «Крым Реалии»:<данные изъяты> распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 25.05.2020 года.
Судья Ю.С. Степанова