дело № 2-695/2022
УИД 55RS0007-01-2022-000037-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года г. Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Шевцовой Н.А., при секретаре судебного заседания Ермола А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора к Акционерному обществу «Электротехнический комплекс» о возложении обязанности оборудовать воздушную линию электропередачи, ее опоры и изоляторы специальными птицезащитными устройствами или осуществить замену неизолированных токонесущих на токонесущие провода с изолирующим материалом,
установил:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился к АО «Электротехнический комплекс» с обозначенным иском, в обоснование указав, что в декабре 2021 года Омской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране объектов животного мира в деятельности АО «Электротехнический комплекс», связанной с эксплуатацией воздушных линий электропередач мощностью от 6 кВ и выше.
Согласно выписке ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Электротехнический комплекс» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Для осуществления указанных целей обществом эксплуатируются воздушные линии электропередач мощностью от: 6 кВ и выше. В частности, обществом эксплуатируются находящиеся в собственности линии электропередач к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 3,1 км, расположенная по адресу: <адрес>. Указанные линии расположены в черте <адрес>.
На момент проверки эксплуатируемая воздушная линия электропередач, являющиеся к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 3,1 км, расположенная по адресу: <адрес>, является рабочей и функционирующей по их прямому назначению, а также ее опоры и изоляторы птицезащитными устройствами не оборудованы, в т.ч., препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам. Используемые провода не изолированы. В соответствии с информацией, представленной Союзом охраны птиц России, несоблюдение указанных требований ведет к гибели различных видов птиц. При этом у большинства видов орлов, обитающих в Северной Евразии, включая Россию, размах крыльев превышает 200 см, а наибольший размах крыльев имеют сипы и грифы – до 300 см. По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Электротехнический комплекс» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении АО Электротехнический комплекс» к административной ответственности в виде предупреждения, которое обществом не обжаловалось. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ руководителю АО «Электротехнический комплекс» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого в установленный законом срок нарушения законодательства не устранены. Согласно представленного ответа мероприятия по устранению нарушений обществом были запланированы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки, проведенной в декабре 2021 года, установлено, что данные мероприятия Обществом не выполнены в настоящее время. Исходя из содержания ответа организации на запрос природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ оснащение ЛЭП птицезащитными устройствами запланировано в июле 2022 года. Таким образом, с момента внесения представления обществом не приняты меры к фактическому и полному устранению выявленных нарушений закона, установлен факт длительного бездействия Общества, когда как данная обязанность возникла ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в момент вступления в силу первоначальной редакции Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт допущенных нарушений законодательства подтверждается ответом на представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о привлечении общества к административной ответственности, ответом на запрос прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами проверки. В данном случае ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, сохранение биологического разнообразия, разумного использования животного мира, восстановления и развития естественной среды.
На основании изложенного прокурор просил обязать АО «Электротехнический комплекс» оборудовать воздушную линию электропередачи к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 3,1 км, расположенную по адресу: <адрес>, а также ее опоры и изоляторы специальными птицезащитными устройствами или осуществить замену неизолированных токонесущих проводов на токонесущие провода с изолирующим материалом в срок до ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика государственную пошлину.
В порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнены. Омский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать АО «Электротехнический комплекс» оборудовать воздушную линию электропередачи к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 1 550 м, расположенную по адресу: <адрес>, а также ее опоры и изоляторы специальными птицезащитными устройствами или осуществить замену неизолированных токонесущих проводов на токонесущие провода с изолирующим материалом в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части требования остались прежними.
В судебном заседании представитель Омского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Орел М.А. доводы искового заявления поддержала в полном объеме. Пояснила, что при подготовке искового заявления была допущена описка, в уточненном исковом заявлении протяженность линии электропередач указана верно в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности - 1 550 м. Иск подан в суд, поскольку ранее выданное предписание ответчиком исполнено не было.
Представитель АО «Электротехнический комплекс», действующий на основании доверенности, Тихомиров А.В. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве. Согласно отзыву АО «Электротехнический комплекс» работы по ремонту не проведены в связи с тем, что для монтажа птицезащитных устройств требуется привлечение специализированной подрядной организации, осуществление комплекса мероприятий по предварительному согласованию вывода объектов электросетевого хозяйства в ремонт. Невыполнение работ в установленные сроки обусловлено низкой платежной дисциплиной смежной сетевой организации ООО «Сибэнерго». Установка устройств запланирована в годовом плане и в плане организационно-технический мероприятий на июль 2022 года одновременно с ремонтом воздушных линий. Обществом приобретены птицезащитные устройства в необходимом количестве, которые будут установлены при проведении соответствующих работ.
Представитель АО «Электротехнический комплекс», действующий на основании доверенности, Родин А.В. в судебном заседании также поддержал письменный отзыв.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лип или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно абз. 1 ст. 28 ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и табели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
В соответствии с абз. 1 ст. 22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации в т.ч. период размножения и зимовки (абз. 3 ст. 22 ФЗ «О животном мире»).
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация консервация и ликвидация зданий; строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в т.ч. их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Из материалов гражданского дела следует, что основным видом деятельности ответчика АО «Электротехнический комплекс» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Истцом в обоснование заявленных требований указано и не оспаривалось ответчиком, что в эксплуатации АО «Электротехнический комплекс» находится воздушная линия электропередачи к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 1550 м, расположенная по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Омской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране объектов животного мира в деятельности АО «Электротехнический комплекс», связанной с эксплуатацией высоковольтной линии электропередач.
ДД.ММ.ГГГГ Омской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства.
Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО «Электротехнический комплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Электротехнический комплекс» уведомило Омского межрайонного природоохранного прокурора о том, что для устранения выявленных нарушений АО «Электротехнический комплекс» планирует проведение следующих мероприятий: закупка специальных птицезащитных устройств в количестве 54 штук; монтаж ПЗУ на опоры. Указанные мероприятия АО «ЭТК» планирует осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Электротехнический комплекс» сообщило Омскому межрайонному природоохранному прокурору о том, что общество эксплуатирует воздушную линию 110 кВ С-22 и С-62, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из 9 опор и проводов типа АС-120 фактической протяженностью 3,1 км (1550 м в прямом и обратном направлении). Данные отпайки ЛЭП-110 кВ не оборудованы птицезащитными устройствами по следующим причинам: ДД.ММ.ГГГГ проведено комплексное обследование состояния оборудования, составлены акты осмотра. Срок проведения обследования были существенно отложены на конец 2021 года, т.к. специалисты ЗЭС ПАО «Россети Сибирь» были заняты на ремонтах объектов ПАО «Россети Сибирь». Ремонт ЛЭП-110 и оснащение их птицезащитными устройствами запланировано на июль 2022 года. Также сообщено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не произошло ни одного отключения отпайки ВЛ-110 С-22 и С-62, находящихся на балансе АО «ЭТК», в том числе по причине попадания птиц под высокое напряжение.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Омский природоохранный прокурор указывает на то, что до настоящего времени ответчиком не приняты меры к устранению допущенных нарушений.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при: осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее - Требования).
Данные Требования регламентируют производственную деятельность: в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих, в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; строительства промышленных и других объектов, добычи, переработки и транспортировки, сырья; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации; технологических процессов животноводства и растениеводства (п. 1).
Требования подлежат выполнению, в том числе при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи (п. 2), обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и действуют на всей территории Российской Федерации (п. 4).
Согласно п.п. 33 и 34 Требований при проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета.
Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в т.ч. препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам. Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств неизолированных металлических конструкций.
Аналогичные требования установлены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории <адрес>».
Исходя из положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая, сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представитель ответчика в судебном заседании признал факт эксплуатации воздушной линии электропередач к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 1550 км, расположенной по адресу: <адрес> при отсутствии птицезащитных устройств.
С учетом изложенного суд полагает, что требование истца о возложении на ответчика обязанности оборудовать воздушную линию электропередач к ГПП «Комсомольский», отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах протяженностью 1550 м, расположенной по адресу: <адрес>, а также ее опоры и изоляторы специальными птицезащитными устройствами, является правомерным.
Доводы стороны ответчика о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку проведение ремонтных работ и устранение выявленных в ходе проверки в 2019 году нарушений запланировано на июль 2022 года, невыполнение работ было обусловлено наличием обстоятельств, не зависящих от ответчика, не принимаются судом во внимание, поскольку первоначально выполнение работ было запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ, затем срок был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. С 2020 года по настоящее время прошло значительное время и фактических действий по оборудованию принадлежащей ответчику линии электропередач птицезащитными устройствами совершено не было, хотя необходимые устройства в достаточном количестве были ответчиком приобретены.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего спора в суде выявленные при проведении прокурорской проверки нарушения не устранены, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на АО «Электротехнический комплекс» обязанности устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства, суд полагает возможным не конкретизировать способ их устранения, полагая, что способ оборудования воздушных линий электропередач птицезащитными устройствами может быть определен ответчиком самостоятельно в порядке исполнения настоящего решения, исходя из Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что будет способствовать исполнимости судебного решения.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, перечня мероприятий, которые ответчик должен организовать и осуществить для устранения выявленных нарушений законодательства, а также учитывая представленные в дело доказательства и мнение сторон, суд полагает достаточным для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ, как о том заявлено в исковом заявлении. Каких-либо доводов и допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности осуществления необходимых мероприятий в названный срок стороной ответчика приведено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК, суд
решил:
Возложить на Акционерное общество «Электротехнический комплекс» обязанность оборудовать воздушную линию электропередачи к ГПП «Комсомольский» отпайка ЛЭП к подстанции «Комсомольская» С-22 от ТЭЦ-3, С-62 от ТЭЦ-4 ЛЭП 110 кВ на 9 металлических опорах общей протяженностью 1 550 м, расположенную по адресу: <адрес>, а также ее опоры и изоляторы специальными птицезащитными устройствами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Протокол судебного заседания составляется и подписывается не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания. Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и в течение пяти дней со дня его подписания подать в письменной форме замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2022.
Судья Н.А. Шевцова