г. Луга 3 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-174/2020
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Куроптевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоровой Веры Александровны к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Егорова В.А. первоначально обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района об обязании утверждения схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, по адресу <адрес>, на кадастровом плане территории и обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый № по адресу <адрес>.
Администрация Лужского муниципального района в ответе от 29.05.2018 г. сообщила, что утвердить схему расположения земельного участка не представляется возможным, т.к. данный участок располагается на землях лесного фонда. С данным отказом не согласна, поскольку администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района в своем ответе указала, что ее дом находится в границах населенного пункта. Указывает также, что незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, нравственные страдания в связи с необходимостью неоднократных обращений по данному вопросу.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнила свои требования, указав в заявлении от 19.08.2020 г. в качестве ответчика Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, просила обязать администрацию Лужского муниципального район утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м из земель лесного фонда для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, а также обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области согласовать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, взыскать с администрации Лужского муниципального район возмещение компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
Окончательно исковые требования истцом сформулированы в заявлении от 18.11.2020 г., где просит признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области № от 13.01.2020 г. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м, из земель лесного фонда для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области согласовать схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, взыскать возмещение компенсации морального вреда в размере 50000 руб. В обоснование требований истец ссылается на пункты 1,6,7 ст.3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Определением Лужского городского суда от 3.09.2020 г. прекращено производство по делу в части исковых требований Егоровой В.А. к администрации Лужского муниципального района в связи с отказом от исковых требований к данному ответчику.
В судебном заседании представитель истца Светличный А.В., действующий по доверенности от 29.04.2019 года, поддерживает заявленные исковые требования к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области по указанным основаниям.
Хабарова Е.А., представляющая интересы Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на основании доверенности от 21.02.2020 г., возражает против удовлетворения заявленных требований, считает их не подлежащими удовлетворению, при этом указывает в обоснование, что участок, в отношении которого заявлены исковые требования, формируется из состава земель лесного фонда Лужского лесничества Ленинградской области. Истец в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являющийся органом исполнительной власти, уполномоченный на предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Ленинградской области, не обращалась. Согласно ст.3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется только при образовании земельного участка из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. В случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, путем раздела, объединения, перераспределения, согласование такой схемы не осуществляется. Лесной участок, расположенный в квартале <данные изъяты> Лужского участкового лесничества, находится в собственности Российской Федерации. Полагает, в данном случае схема расположения спорного земельного участка на кадастром плане территории не подлежит согласованию.
Третье лицо администрация Лужского муниципального района явку в судебное заседание представителя не обеспечила, в письменных отзывах на иск считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным представителем Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Кроме того, указывает, что при проведении публичных слушаний по утверждению проекта генерального плана Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района от истца не поступило замечаний и предложений в отношении рассматриваемого земельного участка.
Третье лицо администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района, будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, явку в судебное заседание представителя не обеспечила, в письменном отзыве на иск указала, что жилой дом, принадлежащий истцу, находится в границах населенного пункта <адрес> данный населенный пункт находится на землях лесного фонда Лужского лесничества Лужского участкового лесничества, квартал <данные изъяты>, выдел <данные изъяты>
Третье лицо ЛОГКУ «Ленобллес» явку в судебное заседание представителя не обеспечило, в письменном отзыве на иск указало, что указанный земельный участок относиться к землям лесного фонда, в связи с чем ограничен в обороте и не может быть представлен в собственность.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования Егоровой В.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектной документацией лесных участков; 3) утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (ч.1)
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (ч.2).
Ст.11.10 Земельного кодекса РФ, устанавливает: схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч.1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч.2).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (ч.16).
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения (ч.17).
В соответствии со ст.3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, в редакции ФЗ от 27.12.2018 г. № 538-ФЗ, приобразовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (ч.1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренныхЗемельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется (ч.2).
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого лесничества, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы (ч.3).
Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества (ч.6).
Отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии счастью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа (ч.7).
Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суд (ч.8).
В ходе рассмотрения дела установлено:
Егорова В.А. является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, <данные изъяты> года постройки, на основании решения Лужского городского суда по гражданскому делу № от 18.03.2011 г., регистрация права собственности произведена 8.07.2011г. (л.д. 7-9).
Егорова В.А. 27.03.2018 г. обратилась в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о формировании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м в границах кадастрового квартала № (л.д. 29).
Администрацией Лужского муниципального района 29.05.2018 г. Егоровой В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с расположением участка на землях лесного фонда за пределами населенного пункта (л.д. 33).
Администрация Лужского муниципального района 19.12.2019 г. в связи с заявлением Егоровой В.А. обратилась в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области о согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории, приложив схему расположения земельного участка и графические материалы лесного фонда (л.д.55).
Администрацией Лужского муниципального района 25.12.2019 г. было издано постановление № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 56-57), которое было в дальнейшем отменено администрацией Лужского муниципального района постановлением от 26.05.2020 г. № (л.д. 205).
Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области по результатам рассмотрения обращения администрации Лужского муниципального района 13.01.2020 г. принято решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории ввиду пересечения с границами земель лесного фонда в квартале <данные изъяты> Лужского участкового лесничества Лужского лесничества и отсутствием в ЕГРН информации об объектах недвижимости, расположенных в границах образуемого участка (л.д. 96-97).
Суд находит, отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в согласовании схемы расположения рассматриваемого земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует законодательству, а именно ч.7 ст.3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, поскольку право собственности истца на жилой дом, расположенный на данном земельном участке, зарегистрировано до 1.01.2016 г.
Ссылки ответчика на Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017г. № 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ" не могут быть приняты во внимание, поскольку данное письмо правовым актом не является и противоречит указанной норме права.
Кроме того, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, граница земельного участка, кадастровый №, относящегося к землям лесного фонда Лужского лесничества Лужского участкового лесничества квартал <данные изъяты>, не установлена в соответствии с требованиями законодательства.
Исходя из изложенного, исковые требования о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 13.01.2020 г. № в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежат удовлетворению.
Требования об обязании ответчика согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории удовлетворению не подлежат, поскольку решение вопроса о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории законодательством отнесено к исключительной компетенции Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, и понуждение ответчика к совершению указанных действий будет являться ограничением права органа государственной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушит установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Суд находит, на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Исковые требования Егоровой В.А. о возмещении компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Возможность взыскания компенсации морального вреда в связи с необоснованным отказом в удовлетворении заявления органом государственной власти законодательством не предусмотрена. В связи с чем, в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Егоровой В.А. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 13.01.2020 г. № в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области повторно рассмотреть вопрос о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований Егоровой В.А. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 10.12.2020 г.
47RS0012-01-2019-002129-97