Дело № 2а-767/2020 (03RS0013-01-2020-000702-09)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 г. г. Нефтекамск РБ
Нефтекамский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Сафиной И.Ф., при секретаре Исламовой Ю.С.,
Рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Терегулову И.Ф., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация ГО г. Нефтекамск РБ обратилась в Нефтекамский городской суд РБ с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Терегулову И.Ф., УФССП по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование своих требований указав следующее.
Решением Нефтекамского городского суда РБ от 30.11.2017 исковые требования прокурора г. Нефтекамск РБ, выступающего в интересах Мустафиной А.Э., к Администрации ГО г. Нефтекамск РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворены.
Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 22.01.2018 решение Нефтекамского городского суда оставлено без изменения.
Нефтекамским межрайонным отделом судебных приставов УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и установлен 5-дневный срок для исполнения решения суда.
09.01.2019 судебным приставом-исполнителем НМО УФССП по РБ Терегуловым И.Ф. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в отношении Администрации ГО г.Нефтекамск РБ в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения Нефтекамского городского суда РБ от 30.11.2017, которое получено администрацией городского округа город Нефтекамск лишь 28 февраля 2020 г.
Между тем, истец полагает, что Администрация ГО г. Нефтекамск РБ, являясь должником, не имела возможности исполнить решение суда в установленный срок до поступления средств на осуществление государственных полномочий в силу прямого указания в судебном акте на способ исполнения обязанности по предоставлению жилья. Исходя из общих принципов исполнения обязательств, отсутствие денежных средств у должника не является основанием для освобождения от ответственности. Однако применительно к рассматриваемому спору, истец полагает, что передача государственных полномочий осуществляется одновременно с финансированием на их выполнение.
На момент возбуждения исполнительного производства Администрация ГО г.Нефтекамск РБ не имела возможности исполнить решение Нефтекамского городского суда РБ от 30.11.2017 и предоставить Мустафиной А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах городского округа город Нефтекамск РБ, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в связи с отсутствием достаточного финансирования.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2018года и на плановый период 2019 и 2020 годов», Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», выделены средства из бюджета Российской Федерации и бюджета Республики Башкортостан в размере 20 497 692,00 руб.
Размер субвенции, предоставляемой из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Нефтекамск РБ составил 14 554 471 руб.
Согласно соглашения №96 от 05.07.2018 Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре предоставляет администрации городского округа город Нефтекамск РБ субвенцию в размере 4 616 195,00 рублей, а соглашением №139 от 06.08.2018 года в размере 15 881 497,00 руб.
В пределах выделенных в виде субвенций средства администрацией проведены электронные аукционы и заключены муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № об участии в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: РБ, <адрес>«А» и передаче жилых помещений в указанном многоквартирном доме, согласно которым застройщик ООО «Терра-строй» обязуется передать Администрации жилые помещения по вышеуказанным контрактам не позднее 30.06.2019. Однако в связи с задержкой срока окончания строительства многоквартирного жилого дома застройщиком администрация не имела возможности исполнить решение суда в установленный срок.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: Республика <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, передано в собственность городского округа город Нефтекамск 13.02.2020 года. Постановлением администрации от 20.02.2020 № 370 Мустафиной А.Э. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 34,1 кв.м. 26.02.2020 между администрацией и Мустафиной А.Э. заключен договор найма жилого помещения и подписан акт приема-передачи вышеуказанного жилого помещения.
Истец полагает, что неисполнение обязанности по обеспечению взыскателя жилым помещением без соответствующих денежных средств не является виновным, в связи с тем, что сложилась ситуация, при которой решение суда не было исполнено в срок и по причинам, не зависящим от обязанного лица.
В связи с чем истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения Нефтекамского городского суда РБ от 30.11.2017 об обязании Администрацию предоставить Мустафиной А.Э, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Нефтекамского МОСП УФССП по РБ Терегулов И.Ф. не явился, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан на рассмотрение дела своего представителя не направил, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу.
Заинтересованное лицо прокурор г. Нефтекамска РБ на рассмотрение дела не явился, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст.358 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу чч. 6,7,8,9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Материалами дела установлено, что решением Нефтекамского городского суда РБ от 30.11.2017 по делу № 2-2489/2017 исковые требования прокурора г. Нефтекамск РБ в интересах Мустафиной А.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Администрации ГО г. Нефтекамск РБ о возложении обязанности по предоставлению Мустафиной А.Э. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Решение вступило в законную силу.
20.02.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Нефтекамского межрайонного ОСП возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации ГО г. Нефтекамск РБ на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Нефтекамским городским судом, предмет исполнения: обязать Администрацию ГО г. Нефтекамск РБ предоставить Мустафиной А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
По исполнительным производствам должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор не менее 10 000 руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации - 50000 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Терегулова И.Ф. от 09.01.2019 с Администрации ГО г. Нефтекамск РБ взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником законных требований судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении взыскателя Мустафиной А.Э. об обязании администрации ГО г. Нефтекамск РБ предоставить Мустафиной А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого помещения в границах ГО г. Нефтекамск и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49,50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Согласно п.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с соглашением № 96 от 95 июля 2018 г. Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре, являющийся главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан, и Администрация ГО г. Нефтекамск РБ на основании закона Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 г. № 549-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» определено, что из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа г.Нефтекамск предоставляется субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1.1). Государственный комитет в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РБ предоставляет в 2018 г. субвенцию бюджету городского округа город Нефтекамск РБ в размере 4 616 195 руб. (п. 2.1).
В соответствии с Соглашением о предоставлении субвенции из бюджета Республики Башкортостан городскому округу город Нефтекамск РБ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 06.08.2018 № 139 в 2018 г. размер субвенции определен в 15 881 497 руб. (п.2.1).
В пределах выделенных в виде субвенций средства администрацией проведены электронные аукционы и заключены муниципальные контракты от 30.11.2018, в том числе № 57/18 об участии в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: РБ, <адрес> <адрес> и передаче жилых помещений в указанном многоквартирном доме, согласно которым застройщик ООО «Терра-строй» обязуется передать Администрации жилые помещения по вышеуказанным контрактам не позднее 30.06.2019. Однако в связи с задержкой срока окончания строительства многоквартирного жилого дома застройщиком администрация не имела возможности исполнить решение суда в установленный срок.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ФИО1, <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый № передано в собственность городского округа город Нефтекамск 13.02.2020.
Постановлением администрации от 20.02.2020 № 370 Мустафиной А.Э, предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> ФИО1, <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 34,1 кв.м. 26.02.2020 между администрацией и Мустафиной А.Э, заключен договор найма жилого помещения и подписан акт приема-передачи вышеуказанного жилого помещения.
Таким образом, представленные административным истцом доказательства подтверждают фактическую невозможность приобретения и предоставления взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок Администрацией ГО г. Нефтекамск РБ отсутствует.
Порядок приобретения жилых помещений для указанной категории лиц определен положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предполагает приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона, контракт на покупку может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат.
Поскольку Администрация ГО г. Нефтекамск РБ реализует полномочия за счет федерального и республиканского бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно вне установленной законом процедуры возможности не имела по независящим от нее обстоятельствам.
На момент рассмотрения дела сведений об уплате исполнительского сбора, об освобождении от уплаты которого заявлены исковые требования, у суда не имеется.
При установленных в суде обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска имеются.
В соответствии с ч.8 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» решение должника об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Терегулову И.Ф., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканных постановлением судебного пристава-исполнителя Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Терегулова И.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Нефтекамским городским судом РБ по гражданскому делу №2-2489/2017.
Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.
Мотивированное судебное решение составлено 29 мая 2020 г.
Судья: И.Ф. Сафина