КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Оксенчук Ж.Н. Дело № 2-539/2020 года
33 – 2966/2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2020 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Никифоровой Ю.С., Уосис И.А.
при секретаре Корж А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 марта 2020 года, которым на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Тимофееву В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев В.В. обратился в суд с иском к Правительству Калининградской области, указав, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был включен в список указанных лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени его право не реализовано. В связи с указанными обстоятельствами, просил суд обязать Правительство Калининградской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительством Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду определения надлежащего ответчика по делу и необходимости возложения обязанности по обеспечению истца специализированным жилым помещением на Агентство по имуществу Калининградской области. Приводит доводы о том, что в соответствии с Законом Калининградской области «О специализированном жилищном фонде в Калининградской области» именно Агентство наделено полномочиями по приобретению жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области и по заключению договоров найма специализированного жилого помещения.
Агентством по имуществу Калининградской области представлены возражения на апелляционную жалобу Правительства Калининградской области.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В этой связи суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Тимофеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № от 28 августа 2015 года Тимофеев В.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Калининградской области.
Также материалами дела подтверждены доводы истца об отсутствии у него в настоящее время какого – либо жилого помещения на праве собственности или праве социального найма.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Калининградской области № 151 от 03 июля 2007 года «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующих правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Тимофеев В.В. относится к числу детей-сирот и имеет право на обеспечение ее во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области.
При этом, отсутствие законодательно определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органов местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции полностью соглашается, находит их законными и обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, подтвержденными представленными в дело доказательствами, а также соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Не соглашаясь с решением суда, Правительство Калининградской области приводит доводы о том, что судом надлежащий ответчик по делу определен неверно.
Так, принимая решение по делу, суд, проанализировав положения Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», постановления Правительства Калининградской области от 6 ноября 2018 года № 653 «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области», пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению указанной категории лиц, в том числе и Тимофееву В.В., благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета Калининградской области подлежит возложению на Правительство Калининградской области.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, полагая, что доводы апелляционной жалобы не основаны на законе.
При этом судебная коллегия исходит из того, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области, а само по себе возложение на Агентство по имуществу Калининградской области полномочий по приобретению жилых помещений для их последующего включения в специализированный жилищный фонд и заключению договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области, не свидетельствует о наличии оснований для возложения соответствующей обязанности по предоставлению жилого помещения на Агентство по имуществу Калининградской области.
Так, согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В силу ст. 11 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» именно Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Уставом (Основным Законом) Калининградской области, введенным законом от 18 января 1996 года № 30, предусмотрено, что Правительство Калининградской области управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.
В силу положений ст. 5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» в редакции Закона Калининградской области от 24 декабря 2018 года № 246, специально уполномоченный орган государственной власти области в сфере имущественных отношений заключает договоры найма служебных жилых помещений и договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области; осуществляет приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ст. 43-6 данного Закона Калининградской области на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 6 ноября 2018 года № 653 «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области» таким уполномоченным органом исполнительной власти по реализации вышеуказанных функций является Агентство по имуществу Калининградской области.
Таким образом, исходя из совокупного анализа приведенных правовых норм, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием именно Правительства Калининградской области, а дальнейшее распределение функций по реализации такого полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта между иными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере социальной защиты населения, в сфере имущественных отношений, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан на Правительство Калининградской области.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение, в том числе и в части определения надлежащего ответчика по делу, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: