ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дело № 3а – 276 /2021
УИД 21 OS 0000-01-2021-000185-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ленковского С.В.,
при секретаре Ивановой Т.Л.,
с участием:
административного истца Лукина С.А..
представителя истца – Лукиной Т.А.,
представителей административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Марковой Е.В.,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала по Чувашской Республике) Рафиковой Ю.Г.,
Управления Росреестра по Чувашской Республике Никитиной Н.Ю.,
заинтересованного лица – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лукина С.А. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,
установил:
Лукин С.А. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости шести объектов недвижимости (с учетом уточнения иска), расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на 06.07.2012 года в размере: кадастровый номер № - 23027.98 рублей; кадастровый номер № - 20970.16 рублей; кадастровый номер № - 21362.13 рублей; кадастровый номер № – 23027. 98 рублей; кадастровый номер № - 20480. 20 рублей; кадастровый номер № - 18324. 39 рублей, в котором также просил восстановить срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что является собственником указанных объектов недвижимости. При определении кадастровой оценки объектов (печи для обжига древесного угля) допущены технические ошибки, которые привели к существенному завышению их кадастровой стоимости. Указанное обстоятельство повлекло начисление необоснованно завышенного налога на имущество. Первоначальная оценка имущества производилась ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости». Результаты оценки утверждены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 586 « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики». Действие указанного Постановления прекращено Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.01.2019 « О признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Период действия указанной выше кадастровой оценки с 1 января 2013 года по 31.12.2018 года.
Административные ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и Акционерное общество «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» письменный отзыв не представили.
Управление Росреестра по Чувашской Республике в письменном отзыве сообщило, что утвержденная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была пересчитана бюджетным учреждением «Чуваштехинвентаризация» по состоянию на 01.01.2018.
Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Чувашской Республике) в письменном отзыве указало, что филиал не имеет заинтересованности в разрешении данного спора и оставляет его разрешение на усмотрение суда (л.д.128).
В судебном заседании представители Управления Росреестра по Чувашской Республике Никитина Н.Ю., ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Чувашской Республике) Рафикова Ю.Г., Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. не возражали против удовлетворения иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости Лукину С.А. принадлежат шесть объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по состоянию на 06.07.2012 года установлена в размере: кадастровый номер № - 5086789, 46 рублей; кадастровый номер № - 5086789.46 рублей; кадастровый номер № - 5086789.46 рублей; кадастровый номер № - 5086789.46 рублей; кадастровый номер № - 5086789.46 рублей; кадастровый номер № - 5086789.46 рублей.
Первоначальная оценка указанного имущества производилась в 2012 году ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости». Результаты оценки утверждены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 586 « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики». Действие указанного Постановления прекращено Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.01.2019 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Период действия указанной выше кадастровой оценки с 1 января 2013 года по 31.12.2018 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457 повторно утверждена кадастровая стоимость указанных объектов в указанном размере.
Лукин С.А. обратился с заявлением в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о пересчете кадастровой стоимости указанных объектов с наличием технической и методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Указанные обращения были удовлетворены, о чем вынесены соответствующие решения. Согласно, указанных решений исправлены выявленные ошибки и осуществлен перерасчет кадастровой стоимости всех спорных объектов недвижимости. В обосновании принятых решений указано на то, что при определении кадастровой стоимости всех шести объектов недвижимости допущена единичная техническая ошибка, использованы некорректные значения ценообразующих факторов. Данные изменения в цене объектов были установлены по состоянию на 01.01.2018 года, являются действующими и никем не оспаривается.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
С учетом того, что Лукин С.А. является плательщиком налога на объекты недвижимости, размер налога зависит от кадастровой стоимости объекта, поэтому в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Размер кадастровой стоимости спорных объектов затрагивают обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
С учетом изменения кадастровой стоимости объекта налог на недвижимость за 2019, 2020 пересчитан. За предыдущие годы налог не пересчитан, поскольку кадастровая стоимость указанных объектов не была изменена.
В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости спорных объектов в ЕГРН внесены 17 января 2013 года и в настоящее время установленная кадастровая стоимость данных объектов не применяется, является архивной, а установленный ч.3 ст.245 КАС РФ пятилетний срок для оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов административным истцом пропущен. Однако, с учетом того, что на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра, поскольку исчисленный налог на недвижимое имущество напрямую зависит от кадастровой стоимости данных объектов. Таким образом, имеет место уважительность причин пропуска процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением в суд. По мнению суда, административному истцу должно быть предоставлено право на пересмотр архивной кадастровой стоимости, поскольку, несмотря на внесение в государственный кадастр недвижимого имущества новых результатов определения кадастровой стоимости, исчисление до указанного периода осуществлялось исходя из оспариваемой стоимости и право на перерасчет налога административным истцом не утрачено.
С учетом изложенного, срок для подачи административного иска подлежит восстановлению.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.07. 2012 года, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 6 июля 2012 года. При этом в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на сторону административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В обоснование исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов представлены решения Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о пересчете кадастровой стоимости указанных объектов с наличием технической и методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2018, то есть на последующий период времени, следующий за оспариваемым периодом.
Суд считает возможным применить аналогичный принцип, без проведения оценки указанных объектов, поскольку отчеты не представлены, а проведение оценочной экспертизы в суде нецелесообразно, поскольку приведет к затягиванию рассмотрения дела по существу и к необоснованным дополнительным судебным издержкам.
Суд в соответствии с положениями ст.82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что заявление о пересмотре ранее установленной кадастровой стоимости подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного выше, установленная судом рыночная стоимость является архивной и подлежит применению на период времени с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Представитель административного истца не заявлял о взыскании с ответчика размера уплаченной госпошлины, денежные средства, потраченные на оказание юридической помощи представителя.
С учетом изложенного, суд не взыскивает с ответчиков денежные средства, потраченные истцом при рассмотрении данного административного дела.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить Лукину Сергею Анатольевичу срок для подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости шести объектов недвижимого имущества.
Административное исковое заявление Лукина Сергея Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости шести объектов недвижимости по состоянию на 06.07.2012 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на 06.07.2012 года в размере: кадастровый номер № -23027.98 рублей; кадастровый номер № - 20970. 16 рублей; кадастровый номер № - 21362.13 рублей; кадастровый номер № – 23027. 98 рублей; кадастровый номер № - 20480. 20 рублей; кадастровый номер № - 18324. 39 рублей.
Установленную стоимость объектов считать архивной.
Применение указанной кадастровой стоимости данных объектов считать период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2021 года.