Дело № 12-120/2022
Р Е Ш Е Н И Е
14 апреля 2022 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу законного представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя на постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Старковой Ж.В. от 17 января 2022 года, вынесенного в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Старковой Ж.В. Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее – Департамент) признан виновным в совершении адми7нистраптивного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд города Севастополя, представитель Департамента просит об отмене постановления, указывая на отсутствие признака противоправности в поведении должника, принятия им достаточных мер для исполнения судебного решения.
В судебном заседании представители Департамента Завьялова Т.А. и Третьякова Т.А. настаивали на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Ленинского района города Севастополя Янов А.О. полагал, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Выслушав представителей Департамента, помощника прокурора Ленинского района города Севастополя, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему выводу.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель.
Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года 229-ФЗ - в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 года 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Из анализа приведенных выше положений КоАП РФ и Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера относится к категории правонарушений, посягающих на институты государственной власти.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Должностным лицом правильно установлено, что, решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 05.04.2021 года по гражданскому делу № Департамент городского хозяйства города Севастополя обязан профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида ФИО1 к месту проживания по адресу: <адрес> а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид; организовать беспрепятственный доступ инвалида ФИО1 к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживет инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей в соответствии с правилами обеспечения доступности для инвалида жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.20916 №649.
08.07.2021 г. решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
22.10.2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя возбуждено исполнительное производство №-ИП и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления.
Указанное постановление получено Департаментом 29.10.2021, однако в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнил, в связи с чем 18.11.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю вынесено постановление о взыскании с Департамента исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также направлено требование № от 18.11.2021 г. об исполнении решения суда в срок до 20.12.2021, которое получено Департаментом не позднее 10.12.2021.
Поскольку документы, подтверждающие исполнение решения суда от 05.04.2021 г., в установленный срок не предоставлены, данное обстоятельство явилось основанием для составления судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю в отношении Департамента 21.12.2021 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Факт нарушения Департаментом требований ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ, выразившегося в неисполнении Департаментом требований, содержащихся в исполнительном документе, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, во вновь установленный срок, в жалобе не оспаривается и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а также исследованными должностным лицом доказательствами.
Доводы представителя Департамента об отсутствии в действиях Департамента вины в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа в связи с невозможностью их исполнения не состоятельны.
Так, указывая на отсутствие вины, Департаментом представлена информация, что ими осуществлено финансирование проектно-изыскательных работ по установлению пандуса к месту проживания ФИО1; работы по разработке проектно-сметной документации по обустройству пандуса осуществлялись ООО «Управляющая компания «Центр», в управлении которой находился многоквартирный <адрес> дальнейшее предоставление средств субсидии на осуществление строительно-монтажных работ невозможно, ввиду передачи жилого дома в управление ООО «Управляющая компания «Жилсервис первый», которая является частной компанией. Кроме того, в связи с отсутствием нормативного правового акта города Севастополя о порядке организации обследования места проживания инвалида, учитывая отсутствие у Департамента полномочий по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, организовать надлежащее исполнение решения суда не представлялось возможным. Также Департаментом указано, что 29.12.2021 Правительством Севастополя принято постановление №722-ПП, которое устанавливает порядок обеспечения инвалидов доступными средствами к месту проживания; организация работ по приспособлению жилья инвалидов в настоящее время осуществляется в рамках полномочий Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя. Таким образом, исполнение указанного решения суда об осуществлении финансирования расходов по обеспечению инвалида Милосердовой М.А. беспрепятственным доступом к месту проживания не представлялось возможным.
По смыслу статей 6, 105, 112 Федерального закона N 229-ФЗ достаточным основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока для исполнения является факт неисполнения должником предложения судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения суда и не предоставление доказательств, что исполнение невозможно вследствие объективно непреодолимых и других непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника.
Под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований исполнительного документа, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Для исполнения возложенных решением суда обязанностей, должник должен был предпринять все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта в разумный срок, однако доказательств, что предпринимались реальные, действенные, исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда, по материалам дела об административном правонарушении не установлено.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 30.03.2022 по делу № Департаменту отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, а принятие Правительством Севастополя нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок обеспечения инвалидов доступными средствами к месту проживания, не влияет на надлежащее исполнение судебного решения должником.
Ссылка на состоявшееся определение Ленинского районного суда города Севастополя от 31.03.2022 о замене стороны должника на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя также не может быть принята во внимание, поскольку указанное определение вынесено судом после принятия оспариваемого постановления, кроме того, в настоящее время в законную силу не вступило.
Довод жалобы, что постановление о взыскании исполнительского сбора Департамент получил лишь 17.01.2022, т.е. после установленного срока на исполнение судебного решения, не может являться основанием для отмены постановления должностного лица, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 22.10.2021 г. в отношении Департамента, в котором должнику разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, получено Департаментом, что не оспаривается заявителем жалобы.
Второе требование от 18.11.2021 г. о предоставлении срока до 20.12.2021 для исполнения решения суда, получено Департаментом не позднее 10.12.2021 г., что следует из информации, направленной Департаментом в адрес МОСП УФССП по Севастополю от 10.12.2021 № во исполнение требования от 18.11.2021.
В течение указанного срока требование об исполнении Департаментом решения суда в полном объеме, с предоставлением документов, подтверждающих исполнение решения суда, не исполнено, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Получение постановления о взыскании исполнительского сбора 17.01.2022 не освобождает Департамент от выполнения требований исполнительного документа и не исключает административную ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, бездействие Департамента правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Старковой Ж.В. от 17 января 2022 года, вынесенного в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя – без
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья Ю.С. Степанова