Дело № 33-2696 судья Бездетновой А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2021 года |
город Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Гавриловой Е.В., Семеновой Т.Е.,
при секретаре Салицкой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2021 по иску Ефимовой С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле (межрайонному) о признании права на страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ефимова С.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тула (межрайонное) о признании права на страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 03.09.2020 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по основаниям ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением ответчика от 15.10.2020 № 200000423597/496405/20 в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности страхового стажа требуемой продолжительности.
При этом ответчиком при исчислении страхового стажа не приняты периоды нахождения ее в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат учету в страховой стаж.
Просила суд обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости на основании ч.1.2 ст.8 на Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Ефимова С.В., ее представитель по устному заявлению Мелихова Е.А. исковые требования просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании просил отказать истцу в иске в связи с отсутствием правовых оснований.
Решением Советского районного суда г.Тулы от 11 марта 2021 года Ефимовой С.В. в удовлетворении требований отказано.
Она не согласилась с таким решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ефимову С.В., и ее представителя по устному заявлению Мелихову Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения исходя из следующего.
Согласно ч. 1ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в редакции от 27.06.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Вступившим в силу с 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и до 60 лет для женщин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закона).
В ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). В ч.9 ст.13 указанного Федерального закона закреплен особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, которые выполнялись на территории РФ, лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений ч. 8 ст. 13 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости, т.е. при исчислении страхового стажа по указанному основанию, учитываются периоды работы при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п.3 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013№-ФЗ, к таковым не относится.
Как видно из материалов дела, 3 сентября 2020 Ефимова С.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 15 октября 2020 Ефимовой С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, из-за отсутствия необходимого стажа для назначения страховой пенсии - 37 лет, предусмотренного частью 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона.
При этом, в страховой стаж истца не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным отказом, Ефимова С.В. обратилась с настоящим иском в суд, просила включить в страховой стаж периоды: вышеуказанные периоды отпусков по уходу за детьми.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием (ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях») в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»), поскольку период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", и период учебы к таковым не относится, пришел к выводу об отказе во включении спорных периодов в страховой стаж истца.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин соответственно) период ухода за детьми родителей, состоявших в трудовых отношениях с организацией (учреждением), и период обучения не могут быть учтены в страховом стаже как периоды работы, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку таковыми не являются.
Таким образом, анализируя действующее пенсионное законодательство, судебная коллегия считает, что для назначения пенсии истцу на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для истца.
Учитывая, что за период отпусков по уходу за детьми не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, данные периоды не относились ни к периодам работы, ни к периодам временной нетрудоспособности, пенсионный орган правильно не включил в подсчет страхового стажа истца – периоды отпуска по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – у Ефимовой С.В. стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 37 лет, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 названного Федерального закона, в связи с чем, пенсионным органом правомерно было отказано истцу в установлении пенсии.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из не страховых периодов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Тулы от 11 марта 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефимовой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи