Судья Катчиева З.И. Дело №33-1275/2024
УИД09RS0001-01-2022-004722-10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Черкесск 10 октября 2024 года
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам - Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания – Тебуевой Д.У.,
рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики на определение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 июля 2024 года, которым отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 апреля 2023 года по гражданскому делу №2-374/2023 по исковому заявлению Усть-Джгутинского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Республиканскому государственному казенному учреждению «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ремонтные работы фасада здания, кровельного покрытия, проездов, подходов, дорожек, систем водоснабжения и отопления Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Лайпанова А.И., объяснения представителя Министерства труда и социального развития КЧР – Хубиева Р.Д., возражения прокурора – Дзыба Б.Ф., суд
У С Т А Н О В И Л:
Усть-Джгутинский межрайонный прокурор, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Республиканскому государственному казенному учреждению «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ремонтные работы фасада здания, кровельного покрытия, проездов, подходов, дорожек, систем водоснабжения и отопления Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 апреля 2023 года исковое заявление удовлетворено.
02 мая 2024 года в суд поступило заявление Министерства труда и социального развития КЧР об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда до 31 декабря 2025 года в части обязания Министерства труда и социального развития КЧР и Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонтные работы фасада здания, кровельного покрытия, систем водоснабжения и отопления, проездов, подходов, дорожек Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеющих бетонное и асфальтовое покрытие.
В обоснование заявления указано, что исполнение решения суда в указанный срок не возможно, поскольку на 2023 год в бюджет Карачаево-Черкесской Республики не заложены соответствующие средства.
В соответствии с бюджетной росписью от 09.03.2023 на работы по содержанию имущества было выделено только 200 000 руб.
В свою очередь, Министерством труда и социального развития КЧР в Правительство КЧР неоднократно направлялись письма с просьбой оказать содействие в разработке сметной документации и выделении дополнительных ассигнований из республиканского бюджета. На сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР 25.04.2024 принят закон о внесении изменений в Закон КЧР о бюджете на 2024 год и плановые 2025 и 2026 годы и выделении дополнительного финансирования в размере 2 023 292 руб. 06 коп. на проектно-сметную документацию, что позволит в ближайшее время заключить контракт на ее разработку и провести капитальный ремонт здания.
Определением Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 02 июля 2024 года в удовлетворении заявления Министерства труда и социального развития КЧР о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
В частной жалобе Министерством труда и социального развития КЧР ставится вопрос об отмене определения суда ввиду его незаконности. В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы министерства, приведенные в обоснование невозможности исполнения решения суда в установленные сроки. Также судом не приняты во внимание уже совершенные действия министерства и запланированные мероприятия направленные на исполнение решения суда.
С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции на основании п.2 ч.3 ст.333 ГПК РФ рассмотрел частную жалобу с извещением лиц участвующих в деле.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства труда и социального развития КЧР поддержал доводы, изложенные в частной жалобе, просил частную жалобу удовлетворить и принять по существу вопроса новое определение об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки.
Прокурор в судебном заседании просил определение суда оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в частной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст. 203 и 208 названного Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу приведенных правовых норм, отсрочка исполнения решения суда означает изменение срока исполнения судебного акта. Предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. При этом основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения.
Кроме того, разрешая заявление об отсрочке (рассрочке) исполнения, изменении способа и порядка исполнения решения, суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка, изменение способа и порядка исполнения решения могут привести к затягиванию реального исполнения судебного решения, что будет противоречить целям правосудия и исполнительного производства.
В силу п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п.1 ст.6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Поскольку отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, отсрочка должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Как видно из материалов дела, решением Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 25 апреля 2023 года удовлетворены исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Республиканскому государственному казенному учреждению «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ремонтные работы фасада здания, кровельного покрытия, проездов, подходов, дорожек, систем водоснабжения и отопления Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд обязал Министерство труда и социального развития КЧР и Республиканское государственное казенное учреждение «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонтные работы фасада здания, кровельного покрытия, систем водоснабжения и отопления, проездов, подходов, дорожек Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеющих бетонное и асфальтовое покрытие.
Из документов, приобщенных в ходе рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки, следует, что Министерств труда и социального развития КЧР еще до вынесения решения суда, а именно 01.02.2023 обращалась в Министерство финансов КЧР с просьбой внести изменения в Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 29.12.2022 №98-РЗ и в сводную бюджетную роспись.
К указанному письму приложен список распределения средств на социально значимые расходы по отрасли «Социальная политика», в котором в строке 4 указано РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с требуемой суммой на ремонт составляющей 10 000 000 руб.
Таким образом, уже до вынесения решения суда, Министерство труда и социального развития КЧР начало проводить работу, направленную на ремонт здания РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
После вынесения решения суда Министерство труда и социального развития КЧР также занималось указанным вопросом, о чем свидетельствуют письма адресованные Правительству КЧР от 05.06.2023 №29/3157; от 03.10.2023 №3915; от 15.03.2024 №1315; от 27.09.2024 №4918.
Из смысла приведенных писем следует, что стоимость ремонтных работ к концу 2023 года была оценена на сумму 60 248 000 руб. в 2024 году требуемая сумма составила 85 824 700 руб., а на разработку проектной документации потребуется 2 023 300 руб. Более того, из письма от 27.09.2024 №4918 следует, что к сентябрю 2024 года стоимость ремонтных работ оценена на сумму 147 176 150 руб.
По мнению суда, данная сумма является значительной и без ее включения в бюджетные обязательства Карачаево-Черкесской Республики Министерство труда и социального развития КЧР не в состоянии исполнить решение суда.
Указанные обстоятельства, судом первой инстанции при вынесении определения об отказе в предоставлении отсрочки в должной мере не оценены. Между тем, приведенные обстоятельства затрудняют исполнение решения суда, являются неустранимыми на момент обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Следовательно, определение суда от 02.07.2024 подлежит отмене с рассмотрением заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по существу.
Из документов, представленных в ходе рассмотрения частной жалобы, следует, что Председателем Правительства КЧР поручено до 10.10.2024 представить получившую положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
30 июля 2024 года КЧРКП «Дирекция капитального строительства» заключен государственный контракт №24-111 на разработку проектной документации по РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 17.09.2024 с РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, внесены изменения в бюджетную роспись и предусмотрены средства на приобретение строительных материалов для проведения ремонта.
Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, при наличии уважительных причин ГПК РФ предусмотрено право суда изменить сроки и порядок исполнения судебных решений (ст.ст. 203, 206, 212, 434 ГПК РФ).
Как разъяснено в п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст.37 Закона об исполнительном производстве, ст.434 ГПК РФ, ст.358 КАС РФ и ст.324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абз.3 п.23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1 ст.67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3 ст.67 ГПК РФ).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки, Министерство труда и социального развития КЧР просило суд предоставить отсрочку до 31.12.2025. Соглашаясь с невозможностью исполнения решения суда в указанный в судебном акте срок в связи с отсутствием необходимых денежных средств, суд апелляционной инстанции, учитывая социальную значимость объекта, ремонт которого должен организовать податель заявления, полагает, что заявление о предоставлении отсрочки подлежит удовлетворению в части и заявителю можно предоставить отсрочку до 31.12.2024. Совокупность представленных суду апелляционной инстанции документов, свидетельствует о том, что после указанной даты податель заявления будет иметь возможность организовать ремонтные работы, указанные в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Определение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 июля 2024 года отменить.
Рассмотреть заявление Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики об отсрочке исполнения решения суда по существу.
Предоставить отсрочку исполнения решения суда от 25 апреля 2023 года по делу №2-374/2023 в части обязания Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонтные работы фасада, кровельного покрытия, систем водоснабжения и отопления здания, проездов, подходов, дорожек, расположенных на территории Республиканского государственного казенного учреждения «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и имеющих бетонное и асфальтовое покрытие до 31 декабря 2024 года.
Председательствующий: