САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №... Судья: Яровинский И.В.
УИД: 78RS0№...-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Аносовой Е.А. |
судей |
Козловой Н.И. Селезневой Е.Н. |
при секретаре |
Мелоян Л.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 марта 2022 года гражданское дело №... по апелляционным жалобам <адрес> Санкт-Петербурга, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Крючкова Д. В., Крючковой В. И. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании подвергшимися радиационному воздействию, включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверений единого образца.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А., выслушав объяснения истцов Крючкова Д.В., Крючковой В.И., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным; представителя <адрес> – Алениковой Т.Е. (действует на основании доверенности от 27.01.2022г. сроком по 31.12.2022г., диплом ЭВ№...), доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене в полном объёме; представителя Комитета по социальной политике – Матвеевой Е.Б. (действует на основании доверенности от 29.12.2021г. сроком по 31.12.2022г., диплом № ЦВ№...), доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене; представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – Морозовой Ю.Б., (действует на основании доверенности от 19.01.2022г. сроком по 24.12.2022г., диплом № Вса№...) доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене в полном объёме, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Крючков Д. В. обратился с иском в Выборгский районный суд <адрес>, в котором просил следующее:
- признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), в период проживания в Семипалатинске Казахской ССР, с <дата> по <дата>;
- обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца, подтверждающего его право на получение мер социальной поддержки;
- обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Крючкова В. И. обратилась с иском в Выборгский районный суд <адрес>, в котором просила следующее:
- признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), в период проживания в Семипалатинске Казахской ССР, с <дата> по <дата>;
- обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего её право на получение мер социальной поддержки;
- обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга включить её в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Определением Выборгского районного суда <адрес> от <дата> дела по искам Крючкова Д.В. и Крючковой В.И. объединены в одно производство, данному делу присвоен номер №....
В обоснование заявленных требований истец Крючков Д.В. указывает на то, что с <дата> по <дата> (с перерывами) проживал в городе Семипалатинск Казахской ССР, расположенном в зоне повышенного радиационного риска, из-за близости к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, где происходили испытания ядерного оружия; вследствие ядерных испытаний, получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (Бэр).
Истец Крючкова В.И. в обоснование заявленных требований, указала на схожие обстоятельства, а именно – на свое проживание, с <дата> по <дата> (с перерывами) в городе Семипалатинск Казахской ССР, расположенном в зоне повышенного радиационного риска, из-за близости к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, где происходили испытания ядерного оружия.
Решением Выборгского районного суда <адрес> от <дата> исковые требования Крючкова Д. В., Крючковой В. И. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании подвергшимися радиационному воздействию, включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверений единого образца удовлетворены, суд первой инстанции признал Крючкова Д. В. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), в период проживания в Семипалатинске Казахской ССР, с <дата> по <дата>; признал Крючкову В. И. подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), в период проживания в Семипалатинске Казахской ССР, с <дата> по <дата>; возложил обязанность на администрацию <адрес> Санкт-Петербурга, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включить Крючкова Д. В., Крючкову В. И. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдать им удостоверения единого образца, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционных жалобах ответчики просят отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Истцами решение суда не обжалуется.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истцов, представителя ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалоб в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ №... от <дата> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует в полном объеме, таким образом, судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Крючков Д. В. проживал в Семипалатинске, в период с 1973 года по 1990 год.
<дата> Крючков Д.В. обратился к администрации <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", выдать истцу удостоверение единого образца, как пострадавшему в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
В ответе на поданное заявление администрация <адрес> указала, что права Крючкова Д.В. на льготы, как пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, подтверждаются удостоверением от <дата> и справкой от <дата> №..., выданными <адрес>ной администрацией Семипалатинска Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан от <дата> №...-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» являются недостаточными доказательствами, с указанием на то, что <адрес> не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р, а также – на то, что на время проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в 1949-1963 годах, истец не проживал на территории населенного пункта, подвергшегося радиационному воздействию.
Истец Крючкова В.И. направила в адрес администрации <адрес> Санкт-Петербурга заявление от <дата>, в котором просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", выдать истцу удостоверение единого образца, как пострадавшей в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В своём ответе от <дата> №... администрация <адрес> Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления Крючковой В.И. отказала, с указанием на то, что <адрес> не включен в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р, а также – на то, что на время проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в 1949-1963 годах, истец не проживал на территории населенного пункта, подвергшегося радиационному воздействию.
Кроме того, истцы направили в адрес Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заявление о выдаче удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В своём ответе адрес Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий указали, что в соответствии с положениями п. 5 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом МЧС РФ от <дата> №..., удостоверения оформляются МЧС РФ на основании представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов, то есть данном случае администрацией <адрес>.
Суд первой инстанции изучив имеющиеся доказательства пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований истцов в полном объёме, основывая свои выводы на представленных документах Республики Казахстан, которые подтверждают факт наличия суммарных (накопленных) эффективных доз облучения вследствие ядерных испытаний, принял во внимание период проживания истцов на территории Республики Казахстан в <адрес>.
Между тем постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 2-ФЗ (ред. от <дата>) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №..., отнесение граждан к категории лиц, определенных ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в дата - дата в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС России.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 - 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 1949 - 1963 годах, определен распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от <дата> №...-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от даты проведения испытаний (<дата> и <дата>) и от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний (суммарная (накопленная) эффективная доза облучения, превышающая 25 сЗв, и не превышающая 25 сЗв, но не менее 5 сЗв.
Из приведенных норм следует, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Населенный пункт <адрес> Республики Казахстан не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определенный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р.
При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в определениях от <дата> №...-О и от <дата> №...-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (<дата> и <дата>) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Из вышеизложенного следует, что основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) и проживание в 1949 - 1963 в определенных населенных пунктах, что требует соответствующего документального подтверждения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата №... утверждены Методические указания МУ 2.<дата>-2010 об «Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний (МУ) они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии с Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2 Методических указаний установленные в результате адресного применения Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от дата № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Согласно государственному контракту, заключенному между МЧС России и КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем" (<адрес>) функции по определению суммарных (накопленных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующих заключений возложены на указанное учреждение.
В связи с изложенным, Институт является уполномоченной организацией по расчету суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с последующей выдачей соответствующих заключений.
Кроме того, <адрес> Республики Казахстан, где проживали истцы, не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определенный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р.
Рассматривая заявленные истцами требования, с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих факт получения истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний, полученных в установленном действующем порядке, дающих право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, истцами не представлено.
Кроме того, населенный пункты – <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №...-р.
Представленные истцами медицинские документы относительно имеющихся у них заболеваний, а также тот факт, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан истцам были выданы удостоверения подтверждающие право на льготы пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, не могут служить основанием к удовлетворению требований истца, поскольку не могут свидетельствовать о наличии у истцов суммарной эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации. Истцами не представлены и в материалы дела доказательства, подтверждающие получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) у каждого.
Таким образом, на основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в период проведения ядерных испытаний истцы не проживали в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, заключение судебной комплексной медико-радиобиологическая экспертизы Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" <адрес> о получении суммарной (накопленной) эффективной дозы в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не представлено.
Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции не верно определил юридически значимые обстоятельства, не дал правовой оценки установленным обстоятельствам и постановил не законное решение. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В связи с чем нормы материального права применены судом первой инстанции неверно, в связи с чем решение подлежит отмене в полном объёме.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> – отменить.
В удовлетворении исковых требований Крючкова Д. В., Крючковой В. И. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации <адрес> Санкт-Петербурга о признании подвергшимися радиационному воздействию, включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, выдаче удостоверений единого образца – отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.