Решение по делу № 33-2825/2023 от 19.10.2023

СудьяОрлова С.К. Дело№33-2825/2023

Номер дела в суде 1 инстанции 2-1652/2023

УИД 37RS0022-01-2023-001034-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 г. г.Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Смирнова Д.Ю.,

судей Земсковой Н.В., Чайки М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Земсковой Н.В.

дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27 июля 2023 г. по делу по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Фрунзенского района г. Иваново, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области (далее – ОСФР по Ивановской области) о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Иск мотивирован тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, являются получателями мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с применением ОСФР по Ивановской области нового порядка выплаты компенсаций, выплата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 осуществлялась в <данные изъяты> за месяцы, предшествующие отраженным. Невыплата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в ранее установленном порядке, нарушила их право на ее ежемесячное получение. В этой связи прокурор Фрунзенского района г. Иваново, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, с учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просил обязать ОСФР по Ивановской области производить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1-го по 25-е число месяца, за который выплачивается указанная денежная компенсация.

Определением Фрунзенского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иваново (далее – ТУСЗН по г. Иваново).

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27 июля 2023 г. исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворено; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области возложена обязанность производить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1–го по 25–е число месяца, за который начисляется указанная денежная компенсация.

С решением суда не согласен ответчик ОСФР по Ивановской области, в апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по Ивановской области по доверенности ФИО7 апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в жалобе, прокурор ФИО8, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, на апелляционную жалобу возражала, просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУСЗН по г. Иваново в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли. Представитель третьего лица ТУСЗН по г. Иваново ФИО9 просила рассмотреть дело без участия представителя, решения вопроса оставила на усмотрение суда. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 6.1, ч.ч. 3, 5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 являются участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ г.г., в связи с чем получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, что подтверждается решениями Ленинского районного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ, по делу от ДД.ММ.ГГГГ, по делу г. от ДД.ММ.ГГГГ, материалами выплатных пенсионных дел в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, и не оспаривалось сторонами по делу.

Из пояснений стороны истцов усматривается, что вплоть до ДД.ММ.ГГГГ ТУСЗН по г. Иваново, а также в ДД.ММ.ГГГГ – ГУ ОПФ РФ по Ивановской области (в настоящее время ОСФР по Ивановской области) выплачивало ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 компенсацию на приобретение продовольственных товаров ежемесячно, то есть в месяце, соответствующему расчетному (в январе – за январь и т.д.).

С января 2022 г. обязанность по выплате соответствующих компенсаций передана от ТУСЗН к ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области (в настоящее время ОСФР по Ивановской области).

Выплата компенсаций за <данные изъяты> произведена ответчиком ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и т.д., то есть изменен порядок выплаты компенсаций: выплата стала осуществляться в месяце, следующем за расчетным.

Полагая примененную ответчиком периодичность выплат незаконной, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в прокуратуру Фрунзенского района г. Иваново.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции, с учетом оценки имеющихся по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что новый порядок выплаты предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., ввиду чего нарушены права ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Ивановской области, оспаривая выводы суда, указывает на ошибочность вывода суда о нарушении социальных прав истцов, поскольку нормативно-правовой акт, регулирующий порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратил свое действие с 1 января 2022 г.; в соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 г. производится в следующем месяце, в связи с чем на основании нового правового регулирования выплаты компенсаций за ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в месяце следующем за расчетным, иных сроков выплаты действующие нормативно-правовые выплаты не содержат. Кроме того, полагают, что один и тот же нормативный правовой акт не может устанавливать разные сроки выплат ежемесячной денежной компенсации для одной категории получателей.

Судебная коллегия согласиться с выводами суда первой инстанции не может, полагая заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку решение суда не отвечает в полной мере требованиям ст. 195 ГПК РФ, разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении».

Отношения, связанные с получением гражданами льгот в связи с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1 Закона №1244-1).

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 1244-1, определен в ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1.

Статьями 14 и 15 Закона № 1244-1 для граждан, указанных в п. 1-3 ст. 13 указанного закона гарантируются, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> г.г., являются получателями страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

До 1 января 2022 г. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 выплату ежемесячных денежных компенсаций производило ТУСЗН по г. Иваново, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров регламентировалась нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно, Административным регламентом предоставления государственной услуги «Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 19 февраля 2019 г. № 29 (далее – Административный регламент).

Пунктом 2.4 Административного регламента установлены сроки предоставления указанной услуги, согласно которым, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров подлежала выплате ежемесячно, за текущий месяц.

Приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 9 марта 2022 г. № 13 «О признании утратившими силу некоторых приказов Департамента социальной защиты населения Ивановской области» приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 19 февраля 2019 г. № 29 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на п/о «Маяк», гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» признан утратившим силу.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона Российской Федерации № 409-ФЗ от 6 декабря 2021 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ст. 5.1. Закона № 1244-1 изложена в новой редакции: «Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом» (абзац I). «Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 г., предоставляются и выплачиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Статьей 1 указанного Федерального закона ч. 3 ст. 14 Закона № 1244-1 изложена в новой редакции: «Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

В соответствии с Законом № 1244-1 Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 21 августа 2001 г. № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утвердило Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации (далее – Правила от № 607);

Постановлением от 31 декабря 2004 г. №. 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Правила № 907),

С 1 января 2022 г. в указанные нормативно-правовые акты Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» внесены изменения, касающиеся, в том числе, сроков выплаты компенсаций.

Согласно п. 2(4) Правил № 907 выплата компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Пенсионного фонда в редакции действующей с 5 февраля 2022 г.) с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация.

Согласно п. 4(2) Порядка № 607 выплата денежной компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.

Таким образом, нормативно-­правовые акты, регулирующие порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратили свое действие с 1 января 2022 г.

В соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 г. производится в следующем месяце, при этом организация таких выплат выведена законодателем из ведения субъектов Российской Федерации.

На основании нового правового регулирования выплаты компенсаций ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 за февраль 2022 г. были осуществлены в марте 2022, то есть в месяце, следующем за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.

Иных сроков выплаты компенсаций действующие нормативно-правовые акты не содержат, финансирование расходных обязательств Российской Федерации производится в соответствии с установленным порядком. Все положенные меры социальной поддержки ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 ежемесячно перечисляются, оснований считать их права нарушенными у суда первой инстанции не имелось. Данное обстоятельство подчеркивается тем, что суд первой инстанции, разрешая спор, установил отсутствие задолженности перед истцами по выплате компенсаций.

Пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. №24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» действительно содержит указание о распространении настоящего постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Вместе с тем вывод районного суда о том, что порядок, при котором выплаты производятся с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., сделан на основании неверного толкования и применения норм материального права.

Ссылаясь на то, что для лиц, у которых право возникло на получение указанной компенсации до 1 января 2022 г., каких-либо новых сроков их выплаты не установлено, в связи с чем порядок их выплаты производится по правилам п. 7 Порядка № 607, суд первой инстанции, фактически, изменяет установленный нормативно-правовыми актами порядок выплат, при этом только в части сроков, в то время как изменился и орган, осуществляющий сбор, направление документов, а также производящий непосредственно выплату. Законных оснований и фактической возможности получать выплаты в соответствии с ранее действовавшим порядком, утвержденным субъектом Российской Федерации, у истцов в настоящее время не имеется.

Ответчик ОСФР по Ивановской области стал уполномочен производить выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. №2417 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907», заменившего слова «Пенсионный Фонд Российской Федерации» на «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации». До 1 января 2022 г. Пенсионный Фонд Российской Федерации в правоотношениях с истцами по поводу выплат компенсаций, связанных с ЧАЭС, не находился, ранее действовавший порядок, реализуемый ТУСЗН по г. Иваново, не действует и на ОСФР по Ивановской области не распространяется. В связи с изложенным является обоснованным довод апелляционной жалобы, что указание на распространение п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., содержит такую формулировку в связи с тем, что оно было принято позже (21 января 2022 г.), чем возникли правоотношения (были переданы полномочия по выплате Пенсионному фонду Российской Федерации).

Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к ОСФР по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется, поскольку права указанных граждан на получение в установленном законом порядке мер социальной поддержки ответчиком не нарушены.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя апелляционной жалобы (ответчика), что в силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решение суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27 июля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

СудьяОрлова С.К. Дело№33-2825/2023

Номер дела в суде 1 инстанции 2-1652/2023

УИД 37RS0022-01-2023-001034-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 г. г.Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Смирнова Д.Ю.,

судей Земсковой Н.В., Чайки М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Земсковой Н.В.

дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27 июля 2023 г. по делу по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Фрунзенского района г. Иваново, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области (далее – ОСФР по Ивановской области) о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Иск мотивирован тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, являются получателями мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с применением ОСФР по Ивановской области нового порядка выплаты компенсаций, выплата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 осуществлялась в <данные изъяты> за месяцы, предшествующие отраженным. Невыплата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в ранее установленном порядке, нарушила их право на ее ежемесячное получение. В этой связи прокурор Фрунзенского района г. Иваново, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, с учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просил обязать ОСФР по Ивановской области производить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1-го по 25-е число месяца, за который выплачивается указанная денежная компенсация.

Определением Фрунзенского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иваново (далее – ТУСЗН по г. Иваново).

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27 июля 2023 г. исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворено; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области возложена обязанность производить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1–го по 25–е число месяца, за который начисляется указанная денежная компенсация.

С решением суда не согласен ответчик ОСФР по Ивановской области, в апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по Ивановской области по доверенности ФИО7 апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в жалобе, прокурор ФИО8, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, на апелляционную жалобу возражала, просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУСЗН по г. Иваново в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли. Представитель третьего лица ТУСЗН по г. Иваново ФИО9 просила рассмотреть дело без участия представителя, решения вопроса оставила на усмотрение суда. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 6.1, ч.ч. 3, 5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 являются участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ г.г., в связи с чем получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, что подтверждается решениями Ленинского районного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ, по делу от ДД.ММ.ГГГГ, по делу г. от ДД.ММ.ГГГГ, материалами выплатных пенсионных дел в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, и не оспаривалось сторонами по делу.

Из пояснений стороны истцов усматривается, что вплоть до ДД.ММ.ГГГГ ТУСЗН по г. Иваново, а также в ДД.ММ.ГГГГ – ГУ ОПФ РФ по Ивановской области (в настоящее время ОСФР по Ивановской области) выплачивало ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 компенсацию на приобретение продовольственных товаров ежемесячно, то есть в месяце, соответствующему расчетному (в январе – за январь и т.д.).

С января 2022 г. обязанность по выплате соответствующих компенсаций передана от ТУСЗН к ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области (в настоящее время ОСФР по Ивановской области).

Выплата компенсаций за <данные изъяты> произведена ответчиком ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и т.д., то есть изменен порядок выплаты компенсаций: выплата стала осуществляться в месяце, следующем за расчетным.

Полагая примененную ответчиком периодичность выплат незаконной, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в прокуратуру Фрунзенского района г. Иваново.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции, с учетом оценки имеющихся по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что новый порядок выплаты предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., ввиду чего нарушены права ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Ивановской области, оспаривая выводы суда, указывает на ошибочность вывода суда о нарушении социальных прав истцов, поскольку нормативно-правовой акт, регулирующий порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратил свое действие с 1 января 2022 г.; в соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 г. производится в следующем месяце, в связи с чем на основании нового правового регулирования выплаты компенсаций за ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в месяце следующем за расчетным, иных сроков выплаты действующие нормативно-правовые выплаты не содержат. Кроме того, полагают, что один и тот же нормативный правовой акт не может устанавливать разные сроки выплат ежемесячной денежной компенсации для одной категории получателей.

Судебная коллегия согласиться с выводами суда первой инстанции не может, полагая заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку решение суда не отвечает в полной мере требованиям ст. 195 ГПК РФ, разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении».

Отношения, связанные с получением гражданами льгот в связи с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1 Закона №1244-1).

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 1244-1, определен в ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1.

Статьями 14 и 15 Закона № 1244-1 для граждан, указанных в п. 1-3 ст. 13 указанного закона гарантируются, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> г.г., являются получателями страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

До 1 января 2022 г. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 выплату ежемесячных денежных компенсаций производило ТУСЗН по г. Иваново, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров регламентировалась нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно, Административным регламентом предоставления государственной услуги «Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 19 февраля 2019 г. № 29 (далее – Административный регламент).

Пунктом 2.4 Административного регламента установлены сроки предоставления указанной услуги, согласно которым, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров подлежала выплате ежемесячно, за текущий месяц.

Приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 9 марта 2022 г. № 13 «О признании утратившими силу некоторых приказов Департамента социальной защиты населения Ивановской области» приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 19 февраля 2019 г. № 29 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на п/о «Маяк», гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» признан утратившим силу.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона Российской Федерации № 409-ФЗ от 6 декабря 2021 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ст. 5.1. Закона № 1244-1 изложена в новой редакции: «Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом» (абзац I). «Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 г., предоставляются и выплачиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Статьей 1 указанного Федерального закона ч. 3 ст. 14 Закона № 1244-1 изложена в новой редакции: «Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

В соответствии с Законом № 1244-1 Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 21 августа 2001 г. № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утвердило Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации (далее – Правила от № 607);

Постановлением от 31 декабря 2004 г. №. 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Правила № 907),

С 1 января 2022 г. в указанные нормативно-правовые акты Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» внесены изменения, касающиеся, в том числе, сроков выплаты компенсаций.

Согласно п. 2(4) Правил № 907 выплата компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Пенсионного фонда в редакции действующей с 5 февраля 2022 г.) с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация.

Согласно п. 4(2) Порядка № 607 выплата денежной компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.

Таким образом, нормативно-­правовые акты, регулирующие порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратили свое действие с 1 января 2022 г.

В соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 г. производится в следующем месяце, при этом организация таких выплат выведена законодателем из ведения субъектов Российской Федерации.

На основании нового правового регулирования выплаты компенсаций ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 за февраль 2022 г. были осуществлены в марте 2022, то есть в месяце, следующем за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.

Иных сроков выплаты компенсаций действующие нормативно-правовые акты не содержат, финансирование расходных обязательств Российской Федерации производится в соответствии с установленным порядком. Все положенные меры социальной поддержки ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 ежемесячно перечисляются, оснований считать их права нарушенными у суда первой инстанции не имелось. Данное обстоятельство подчеркивается тем, что суд первой инстанции, разрешая спор, установил отсутствие задолженности перед истцами по выплате компенсаций.

Пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. №24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» действительно содержит указание о распространении настоящего постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Вместе с тем вывод районного суда о том, что порядок, при котором выплаты производятся с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., сделан на основании неверного толкования и применения норм материального права.

Ссылаясь на то, что для лиц, у которых право возникло на получение указанной компенсации до 1 января 2022 г., каких-либо новых сроков их выплаты не установлено, в связи с чем порядок их выплаты производится по правилам п. 7 Порядка № 607, суд первой инстанции, фактически, изменяет установленный нормативно-правовыми актами порядок выплат, при этом только в части сроков, в то время как изменился и орган, осуществляющий сбор, направление документов, а также производящий непосредственно выплату. Законных оснований и фактической возможности получать выплаты в соответствии с ранее действовавшим порядком, утвержденным субъектом Российской Федерации, у истцов в настоящее время не имеется.

Ответчик ОСФР по Ивановской области стал уполномочен производить выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. №2417 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907», заменившего слова «Пенсионный Фонд Российской Федерации» на «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации». До 1 января 2022 г. Пенсионный Фонд Российской Федерации в правоотношениях с истцами по поводу выплат компенсаций, связанных с ЧАЭС, не находился, ранее действовавший порядок, реализуемый ТУСЗН по г. Иваново, не действует и на ОСФР по Ивановской области не распространяется. В связи с изложенным является обоснованным довод апелляционной жалобы, что указание на распространение п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., содержит такую формулировку в связи с тем, что оно было принято позже (21 января 2022 г.), чем возникли правоотношения (были переданы полномочия по выплате Пенсионному фонду Российской Федерации).

Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к ОСФР по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется, поскольку права указанных граждан на получение в установленном законом порядке мер социальной поддержки ответчиком не нарушены.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя апелляционной жалобы (ответчика), что в силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решение суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 27 июля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Иваново, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области о возложении обязанности производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

33-2825/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинин Андрей Валерьевич
Чернобровый Виталий Федорович
Соколов Сергей Юрьевич
Кашинцев Евгений Валентинович
Прокурор Фрунзенского района в защиту прав участников ликвидации последствий каиастрофы на Чернобыльской АЭС
Пчелкина Татьяна Валентиновна
Поленов Владимир Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области
Другие
ТУСЗН по г. Иваново
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Земскова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
19.10.2023Передача дела судье
13.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2024Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее