Решение по делу № 2а-4148/2021 от 18.08.2021

Дело а-4148/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 ноября 2021 года                             г. Челябинск

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Манкевич Н.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Токманеву И. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, штрафа,

у с т а н о в и л:

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Челябинска (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Токманеву И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 55 050,00 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 109,18 руб., недоимки по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, в размере 1000,00 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что Токманев И.В. является собственником движимого имущества, своевременно транспортный налог не уплатила, в связи с чем налоговым органом начислены пени. Также по результатам материалов проверки, было принято решение о привлечении Токманева И.В. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в общей сумме 1000,00 руб.

Административное исковое заявление в адрес ответчика Токманева И.В. административным истцом направлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Также административное исковое заявление, копия определения Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ направлялись ответчику Токманеву И.В. судом по адресу регистрации (л.д. 38): <адрес>, конверт вернулся с отметкой почтового оператора «истек срок хранения» (л.д. 58).

Административным ответчиком Токманевым И.В. суду представлены возражения, согласно которым просил в удовлетворении исковых требований отказать, так как транспортное средство он продал в 2018 году. Между тем, снять с регистрационного учета транспортное средство не смог в силу тяжелых жизненных обстоятельств. Также переход права собственности к новому владельцу транспортного средства подтверждается решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по иску ООО «Автоальянс» к Токманеву И.В., Вафиеву Е.Р. об освобождении имущества от ареста, которым установлено, что транспортное средство, на которое начислен налог, передано ООО «Автоальянс» (л.д. 61, 63, 66-67).

Дело на основании п. 3 ст. 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исследовав и оценив представленные доказательства, судом установлено, что Токманев И.В. в 2019 году являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> что подтверждается списком владельцев указанных транспортных средств (л.д. 47).

Также Токманев И.В., являясь индивидуальным предпринимателем, совершил налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ.

Решением начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска р/он/1061 административный ответчик привлечен к налоговой ответственности в размере 1000,00 руб. (л.д. 7-8).

Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом

В силу статей 31 и 90 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Статьей 128 НК РФ предусмотрена ответственность лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

Исходя из положений приведенных правовых норм следует, что явка лица в налоговый орган, вызванного для допроса в качестве свидетеля, является его обязанностью, а не правом.

Решение о привлечении Токманева И.В. к налоговой ответственности не обжаловалось налогоплательщиком и вступило в законную силу.

В адрес Токманева И.В. направлены:

- налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 55 050,00 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18);

- требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 1000,00 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6);

- требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 55 050,00 руб., пени в размере 109,18 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

В ст. 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогооблажения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. Объектами налогооблажения признаются следующие виды имущества: жилые дома жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 ст. 70 НК РФ устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.

Судом установлено, что налоговые уведомления и требования направлены налогоплательщику своевременно.

В силу п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом проверен расчет суммы транспортного налога, пени, штрафа, предъявленных к взысканию с Токманева И.В. и сомнений не вызывает, поскольку произведен в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствам дела.

Доказательств уплаты указанных в иске сумм налога ответчиком суду не предоставлено.

Как следует из материалов дела, требования об уплате недоимки по транспортному налогу, штрафу исполнены не было, в связи с чем 04.06.2021 налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, штрафу в отношении Токманева И.В. (л.д. 40-41).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска вынесен судебный приказ о взыскании указанной недоимки с Токманева И.В. (л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска вынесено определение об отмене судебного приказа , в связи с поступившими письменными возражениями Токманева И.В. (л.д. 44).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что в требовании об уплате недоимки по транспортному налогу, указан срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), следовательно, с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье взыскатель должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскатель обратился с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска обратилось в Ленинский районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Токманевой И.В., то есть с соблюдением установленного шестимесячного срока после вынесения определения об отмене судебного приказа (л.д. 3-4).

Токманев И.В. в письменных возражениях указывает, что не является собственником транспортного средства, в связи с чем не обязан оплачивать транспортный налог. Транспортное средство Мерседес <данные изъяты> продано им ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не обязан оплачивать транспортный налог за 2019 год.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (действовавших до 06.10.2018), собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, Гостехнадзора плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 № 2015-О. Федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

По смыслу вышеназванных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.

Исходя из данных, представленных ГИБДД, транспортное средство марки <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ принадлежало на праве собственности Токманеву И.В., вследствие чего оснований у ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска не начислять транспортный налог за 2019 год не имеется.

Также административный ответчик Токманев И.В. с целью реализации своего нарушенного права, вправе обратиться ко второй стороне договора купли-продажи транспортного средства (покупателю) за возмещением понесенных расходов по уплате транспортного налога за 2019 год в регрессном порядке.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска к Токманеву И.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени, подлежат удовлетворению, поскольку ответчик указанную задолженность, не оплатил.

Кроме того, истец согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Как установлено абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче иска имущественного характера, подлежащего оценки, уплачивается в размере: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей (п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Поскольку исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска к Токманеву И.В. удовлетворены, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика госпошлины в доход местного бюджета в размере 1884,78 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Токманеву И. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, штрафа удовлетворить.

Взыскать с Токманева И. В., ИНН зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 55 050,00 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 109,18 руб., недоимку по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, в размере 1000,00 руб.

Взыскать с Токманева И. В., ИНН зарегистрированного по адресу: <адрес> доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1884,78 руб.

Заинтересованное лицо вправе подать в Ленинский районный суд г.Челябинска ходатайство об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения у заинтересованного лица, обладающего правом на заявление возражений, имеются возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок.

Лица, не привлеченные к участию в деле, вправе подать в Ленинский районный суд г.Челябинска в течение двух месяцев после принятия решения ходатайство об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: Н.И. Манкевич

Мотивированное решение составлено 03 ноября 2021 года.

2а-4148/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска
Ответчики
Токманев Игорь Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Челябинск
Судья
Манкевич Н.И.
Дело на сайте суда
lench.chel.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
03.11.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее