Дело № 2а-889/2021,
№ 88а-9635/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 10 ноября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 ноября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сельхозрынок» на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Сельхозрынок» к прокурору Фрунзенского района города Владивостока, прокуратуре Приморского края о признании решения и действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества «Сельхозрынок» Шароватова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 9 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 мая 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Сельхозрынок» (далее – ОАО «Сельхозрынок») к прокурору Фрунзенского района города Владивостока, прокуратуре Приморского края о признании незаконными решения прокурора Фрунзенского района города Владивостока от 1 сентября 2020 года № 694, требования прокурора Фрунзенского района города Владивостока от 1 сентября 2020 года № 27-2-2020, действий прокурора Фрунзенского района города Владивостока Стовбуна Д.А. по проведению в отношении ОАО «Сельхозрынок» (торговый центр «Первореченский») проверки исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму, о противопожарной безопасности, о защите прав инвалидов.
29 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ОАО «Сельхозрынок», поданная 19 августа 2021 года через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 9 февраля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 мая 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов организации или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В свою очередь, предметом прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение указанных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» статья 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 была дополнена, в том числе, пунктами 3 и 4, которыми предусмотрено принятие прокурором мотивированного решения о проведении проверки с указанием цели, основания и предмета проверки с обязательным ознакомлением проверяемого лица с данным решением, а также определены сроки проверки, действие которых распространяется как на некоммерческие, так и на коммерческие организации.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 срок.
Пунктами 1, 7, 7.1, 15 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее – приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года № 195) прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов предписано конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов); акцентировать внимание на защите социальных и политических прав и свобод человека и гражданина; при проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.
Также прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов приказано обеспечить постоянный надзор за исполнением законов об антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, мест массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов (пункт 2.3 приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 мая 2018 года № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» (далее – приказ Генпрокуратуры России от 17 мая 2018 года № 295)).
Как следует из материалов настоящего административного дела, прокурором Фрунзенского района города Владивостока на основании задания прокуратуры Приморского края от 24 марта 2020 года № 7/2-14-2020, подготовленного во исполнение пункта 12 плана работы прокуратуры Приморского края, принято решение от 1 сентября 2020 года № 694 о проведении в отношении ОАО «Сельхозрынок» с 1 по 30 сентября 2020 года проверки исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму, законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о защите прав инвалидов на территории торгового центра «Первореченский».
В то же день, 1 сентября 2020 года и.о. генерального директора ОАО «Сельхозрынок» прокурором Фрунзенского района города Владивостока направлено требование № 27-2-2020 в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 о необходимости предоставления в срок до 3 сентября 2020 года заверенных копий документов, касающихся предмета проверки (в том числе, технических документов торгового центра; документов об оборудовании и системах противопожарной защиты; о системах оповещения и управления эвакуацией людей; о системах дымоудаления и противопожарного водоснабжения; о первичных средствах пожаротушения; документов, подтверждающих выполнение требований к антитеррористической защищённости объекта).
Разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1, приказа Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года № 195, пришли к обоснованному выводу о том, что прокурор Фрунзенского района города Владивостока в соответствии с заданием прокуратуры Приморского края был вправе принять решение как о проведении проверки в отношении ОАО «Сельхозрынок» (торгового центра «Первореченский») по вопросу исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму, законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о защите инвалидов, так и направить в адрес и.о. генерального директора ОАО «Сельхозрынок» требование о предоставлении заверенных копий документов, касающихся предмета проверки.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, данный вывод судов согласуется с приведёнными положениями статей 6, 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1, пунктов 1, 7, 7.1, 15 приказа Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года № 195, пункта 2.3 приказа Генпрокуратуры России от 17 мая 2018 года № 295), а также основан на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Несоблюдение требований действующего законодательства, являющегося предметом прокурорской проверки, применительно к торговому центру «Первореченский» создаст угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, следовательно, организованная прокурором проверка может проводиться не только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о конкретных фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, на что указывает административный истец в кассационной жалобе, но и на плановой основе в целях осуществления прокурорского надзора за исполнением владельцем торгового центра противопожарной и антитеррористической защищённости указанного места массового пребывания людей.
Доводы кассационной жалобы о том, что выявление в других торговых центрах города Владивостока, Приморского края и Российской Федерации нарушений требований законодательства в сфере противодействия терроризму, законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о защите прав инвалидов, не может являться основанием для проведения прокурорской проверки в отношении ОАО «Сельхозрынок» (торговый центр «Первореченский»), основана на неверном толковании положений действующего законодательства, поскольку в силу прямого указания пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 при осуществлении возложенных на него функций прокурор обязан, в том числе, принимать меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 40-11-2020, на которое имеется ссылка в кассационной жалобе, прокурорам поручено принять меры к отмене и исключению из Сводного плана, формируемого ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановых контрольных мероприятий, запрещенных к проведению в 2020 году, однако им не установлено запрета на проведение плановых прокурорских проверок соблюдения в местах массового пребывания людей требований законодательства о противодействии терроризму, законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о защите прав инвалидов.
Поскольку отмена или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных решении и апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении нижестоящими судами норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО «Сельхозрынок» не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сельхозрынок» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи