55RS0007-01-2024-000899-52
Дело № 2-1344/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.В.В. к АО «Омский завод гражданской авиации», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности произвести корректировку сведений персонифицированного учета, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
С.В.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование указал, что 03.08.2023 обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях). Решением ОСФР по Омской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине обращения за назначением пенсии ранее возникновения права на пенсию.
При подсчете специального стажа истца органом пенсионного обеспечения не приняты к рассмотрению периоды работы истца в качестве сборщица-клепальщика в АО «Омский завод гражданской авиации».
С учетом уточнения исковых требований, которые истец заявил к ответчикам АО «Омский завод гражданской авиации», ОСФР по Омской области, просил обязать АО «Омский завод гражданской авиации» произвести корректировку сведений персонифицированного учета истца за период работы с 18.01.2001 по 21.03.2001 в должности сборщика-клепальщица в АО «Омский завод гражданской авиации» с указанием кода льготы, обязать ОСФР по Омской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы:с 14.08.1992 по 16.08.1992, с 12.11.1992 по 13.11.1992, с 17.11.1992 по 20.11.1992, с 30.11.1992 по 13.12.1992, с 26.07.1993 по 09.08.1993, с 28.12.1993 по 31.12.1993, с 21.04.1994 по 31.12.1994, с 14.05.1995 по 31.12.1995, с 03.07.1996 по 31.12.1996, с 29.06.1997 по 31.12.1997, с 31.03.1998 по 29.11.1998, с 18.01.2001 по 21.03.2001, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права – с 03.09.2023, взыскать с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей с каждого, взыскать с ответчиков в пользу истца сумму судебных расходов на оплату услуг представителя солидарно в размере 65 000 рублей.
Представитель истца И.Ж.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Омский завод гражданской авиации» С.И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы отзыва на уточненные исковые требования (2 том л.д. 140), дополнительно пояснила, что в добровольном порядке данные о работе истца работодателем были откорректированы после обращения истца в суд с иском, при корректировке руководствовались фактически отработанным временем, указанные сведения с проставлением кода льготы переданы ответчиком в ОСФР по Омской области в установленном порядке.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.08.2023 истец обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях. Решением ОСФР по Омской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине обращения за назначением пенсии ранее возникновения права на пенсию.
Согласно решению органа пенсионного обеспечения, продолжительность специального стажа истца составила 10 лет 3 месяца 28 дней (1 том л.д. 7 – оборот).
При этом, согласно позиции истца, при подсчете его специального стажа органом пенсионного обеспечения необоснованно исключены из подсчета отдельные периоды работы в должности сборщика-клепальщика в АО «Омский завод гражданской авиации».
Оспаривая законность решения органа пенсионного обеспечения, С.В.В. обратился в суд с настоящим иском, полагая, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Законом о страховых пенсиях.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону о страховых пенсиях) (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях приведена в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями пп. «а, б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсиях по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список от 26.01.1991);
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее – Список от 22.08.1956).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховыхпенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
При этом, в силу абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.
В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29).
Таким образом, периоды работы после 01.01.1992 во всяком случае требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку от 26.01.1991, но и ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.
Кроме того, надлежит принять во внимание условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, которые определены статьей 14 Закона о страховых пенсиях.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурномподразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пунктах 3, 13 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно сформированной на его основании выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, все спорные периоды, кроме периода с 18.01.2001 по 21.03.2001, имели место до указанной даты, следовательно, при разрешении вопроса о включении таковых в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, они могут быть подтверждены на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды, а при их отсутствии – также на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом, надлежит учесть, что периоды работы после 01.01.1992 требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку, но и ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени. С даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного учета страховой (специальный) стаж должен подтверждаться только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По данным трудовой книжки серии <данные изъяты>, выданной на имя С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении истца имеются следующие записи: 19.11.1990 принят в цех № 3 учеником сборщика-клепальщица на Завод № 41 Гражданской авиации, 06.05.1992 присвоен 2-ойразряд сборщика-клепальщика, 01.03.1993 присвоен 3-ий разряд сборщика-клепальщика, 21.03.2001 уволен по собственному желанию (ст. 31 Кзот РФ) (с учетом переименования работодателя) (1 том л.д. 10).
Таким образом, факт работы истца в спорные периоды нашел отражение в трудовой книжке истца.
Вместе с тем, как указано выше, данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, устанавливаются из сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды и (или) из справок, а также иных документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, действительно, установлено право на льготное пенсионное обеспечение сборщикам-клепальщикам (позиции 23200000-18183 в разделеXXXIII «Общие профессии»).
По данным справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающая постоянную занятость на соответствующих видах работ № 10/4377 от 27.08.2024, представленной по запросу суда ответчиком АО «Омский завод гражданской авиации», Смирнов В.В., 03.09.1968 г.р., работал в АО «Омский завод гражданской авиации» в периоды: с 19.11.1990 (приказ № 75/лот 15.11.1990) по 14.01.1991 (приказ № 2/л от 10.01.1991) в качестве ученика сборщика-клепальщика, с 15.01.1991 (приказ № 2/л от 10.01.1991) по 21.03.2001 (приказ № 12/л от 21.03.2001) в качестве сборщика-клепальщика (список 2, раздел XXXIII, пункт 23200000-18183; Постановления кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991) полный рабочий день, в режиме полной занятости.
При этом, имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж:
дни отдыха в связи со сдачей крови или ее компонентов: 27.05.1992 (приказ № 36/л от 05.06.1992), 19.12.2000 (приказ № 42/л от 13.12.2000), 28.12.2000 (приказ № 43/л от 27.12.2000), 06.02.2001 (приказ № 5/л от 12.02.2001), 19.02.2001 (приказ№8/л от 20.02.2001),
отпуск, в связи с регистрацией брака: 30.11.1990, 03.12.1990, 04.12.1990 (приказ № 80/л от 03.12.1990);
работа с сокращенным неполным днем, неполной рабочей неделей (при нормальной продолжительности рабочего времени: 5-ти дневная рабочая неделя) в период с 19.11.1990 по 21.03.2001, с 01.08.1992 по 16.08.1992 - четырехдневная рабочая неделя, 8ч. рабочий день (приказы <данные изъяты> от 22.07.1992; <данные изъяты> от 13.08.1992); с 04.02.1994 по 31.03.1994 - четырехдневная рабочая неделя, 8ч. рабочий день (приказ <данные изъяты> от 27.12.1993);с 01.04.1994 по 31.12.1995 - четырехдневная рабочая неделя, 8ч. рабочий день (приказы <данные изъяты> от 30.03.1994, <данные изъяты> от 31.01.1995); с 01.01.1996 по 31.12.1996 - четырехдневная рабочая неделя, 8ч. рабочий день (приказ <данные изъяты> от 24.01.1996); с 01.01.1997 по 31.12.1997 - четырехдневная рабочая неделя, 8ч. рабочий день (приказ <данные изъяты> от 09.12.1996); c01.01.1998 по 31.05.1998 - четырехдневная рабочая неделя, 8ч. рабочий день (приказ <данные изъяты> от 18.12.1997);с 01.06.1998 по 03.07.1998 - трехдневная рабочая неделя, 7ч. рабочий день (приказ <данные изъяты> от 01.06.1998); с 06.07.1998 по 04.08.1998 - трехдневная рабочая неделя, 7ч. рабочий день (приказ № от 06.07.1998; № от 04.08.1998; № от 06.08.1998);
нерабочие дни в период работы:
-с 19.11.1990 по 21.03.2001 - с 12.11.1992 по 13.11.1992 - нерабочие дни (приказ № от 11.11.1992); с 17.11.1992 по 20.11.1992 - нерабочие дни (приказ № от 13.11.1992); с 30.11.1992 по 13.12.1992 - нерабочие дни (приказ № от 27.11.1992; № от 14.12.1992); c26.07.1993 по 09.08.1993 -нерабочие дни (приказы № от 28.07.1993; № от 02.08.1993).
-с 28.12.1993 по 14.01.1994 - нерабочие дни (приказ № от 27.12.1993);
-с 01.02.1994 по 03.02.1994 - нерабочие дни (приказ № от 31.01.1994);
-с 21.02.1994 по 25.02.1994 - нерабочие дни (приказ № от 22.02.1994);
-с 04.05.1994 по 06.05.1994 - нерабочие дни (приказ № от 27.04.1994);
-с 30.05.1994 по 25.06.1994 - нерабочие дни (приказ №т 25.05.1994);
-с 11.07.1994 по 25.07.1994 - нерабочие дни (приказ № от 11.07.1994);
-с 10.01.1995 по 25.01.1995 -нерабочие дни (приказ №от 27.12.1994);
-с 02.09.1996 по 08.09.1996 - нерабочие дни (приказ № от 03.09.1996);
-с 28.10.1996 по 10.11.1996-нерабочие дни (приказ № от 24.10.1996);
другие периоды (забастовки, прогулы, простои и т.д.) в период работы с 19.11.1990 по 21.03.2001: с 26.08.1998 по 25.09.1998 - приостановка работы (приказ № от 25.08.1998); с 29.09.1998 по 30.10.1998 - приостановка работы (приказ № от 28.09.1998); с 01.11.1998 по 29.11.1998 - приостановка работы (приказ № от 02.11.1998).
Дополнительно представлены сведения о переименовании АО «Омский завод гражданской авиации» (2 том л.д. 153-154).
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в ходе судебного разбирательства АО «Омский завод гражданской авиации» произведена корректировка сведений персонифицированного учета в отношении истца, по данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица С.В.В. по состоянию на 27.07.2024 работодателем произведена корректировка сведений в отношении истца по следующим спорным периодам: с 18.01.2001 по 21.03.2001 (1 том л.д. 242-244, 2 том л.д. 136-138).
Согласно справке № от 13.08.2024, выданной АО «Омский завод гражданской авиации», С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 18.01.2001 по 21.03.2001 работал в АО «ОЗГА» по профессии сборщика-клепальщика. В заявленные периоды работы предоставлялись дни отпуска (отдыха): 06.02.2001 (приказ №/л от 12.02.2001) - день отдыха донору; 19.02.2001 (приказ №/л от 20.02.2001) - день отдыха донору (2 том л.д. 139).
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение календарного года после дня сдачи крови и ее компонентов. При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Таким образом, в периоды сдачи работником крови и ее компонентов работодатель не освобождается от обязанности производить отчисление страховых взносов в пенсионный орган, так как заработная плата за работником сохраняется. С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный орган.
Поскольку дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха приравниваются к работе, во время которой они предоставлены, исчисление стажа в эти периоды следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, предоставленные донорские дни (дни отдыха за сдачу крови): 06.02.2001, 19.02.2001, в составе периода работы истца с 18.01.2001 по 21.03.2001, равно как и поименованный период, подлежат включению в специальный стаж С.В.В., на АО «Омский завод гражданской авиации» подлежит возложению обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица С.В.В., с указанием работы 06.02.2001, 19.02.2001 в должности сборщика-клепальщика как дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и с указанием кода льготной работы, а на ОСФР по Омской области – обязанность включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, период работы с 18.01.2001 по 21.03.2001.
Одним из критериев, имеющих значение для определения права работника на включение периода его работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, является подтверждение занятости на работах в особых условиях труда постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). При этом законодатель исходит из доказанности указанных обстоятельств, возлагая бремя представления таких доказательств на истца, соответственно, возложение на пенсионный орган обязанности представить доказательства наличия отвлечений работника от работы в период, подлежащий включению в специальный стаж, является необоснованным.
При отсутствии уточняющих справок работодателя, первичных документов учета отработанного времени работника, наличии каких-либо расхождений в лицевых счетах и других документах работника, имеющиеся в материалы дела доказательства подлежат оценке судом в соответствии с требованиями закона, подлежащего применению, с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, периоды работы истца до регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, сформированном на основании сведений, предоставленных работодателем истца. Документов, опровергающих такой расчет специального стажа за указанные периоды, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж периодов работы в остальной части.
Истцом, кроме того, заявлено о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая заявленное истцом требование, суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях.
Принимая во внимание продолжительность специального стажа, включенного судом, продолжительность специального стажа истца составила более 10 лет, что в силу положений пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях дает право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчинам и за каждые 2 года работы женщинам.
В связи с изложенным, право на назначение таковой возникло у истца в 56 лет (то есть со снижением возраста на 4 года), то есть в 2024 году.
Обращение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости последовало от истца 03.08.2023, следовательно, на ответчика ОСФР по Омской области подлежит возложению обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости – с 03.09.2024.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из системного толкования приведенных положений закона следует, что обязанность по возмещению гражданину морального вреда влекут такие действия причинителя вреда, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или принадлежащие ему другие нематериальные блага.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, с учетом возложенной на работодателя законом и не исполненной своевременно обязанности по предоставлению достоверных сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования истца, исполнение указанной обязанности в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика АО «Омский завод гражданской авиации».
Частично удовлетворяя требование истца о компенсации морального вреда, суд исходит из положений абзаца четырнадцатый части 1 статьи 21, статью 237 Трудового кодекса Российской Федерации, и полагает, что допущенные работодателем нарушения прав истца, в том числе, на пенсионное обеспечение, являются основанием для возложения на ответчика обязанности по компенсации причиненного морального вреда.
Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда с ОСФР по Омской области, суд исходит из разъяснений пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в силу которых требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, а специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Истцом, кроме того, заявлено о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 65 000 рублей.
В силу установленного процессуального регулирования понесенные участниками процесса судебные расходы подлежат возмещению по правилам главы 7 ГПК РФ. По смыслу положений процессуального закона, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Так, по правилам части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в том числе требования неимущественного характера.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В обоснование требования о взыскании расходов на оплату юридических услуг истцом в материалы дела представлен договор об оказании юридических услуг от 22.01.2024, заключенный между ИП И.Ж.Н. (исполнитель) и С.В.В. (заказчик), по условиям которого, исполнитель принимает к исполнению поручения заказчика об оказании юридических услуг, а заказчик обязуется оплатить услуги.Согласно п. 1.2. договора, перечень оказываемых юридических услуг состоит из: составления искового заявления, представление интересов заказчика в суде первой инстанции. Цена услуг по договору составила 65 000 рублей (п.3.1) (2 том л.д. 143).
Оплата произведена в полном объеме, что подтверждается кассовым ордером от 29.01.2024 на сумму 25 000 рублей, кассовым ордером от 22.01.2024 на сумму 40 000 рублей (2 том л.д. 144).
Разрешая вопрос о размере подлежащих возмещению расходов по оплате юридических услуг, суд оценивает объем проделанной представителем работы, сопоставляет его со сложностью категории данного гражданского дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть2 статьи 110 АПК РФ) (пункт 12).
Разумными следует считать такие расходы, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных услуг, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату юридических услуг, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из указанного следует вывод о том, что суд наделен правом уменьшать размер судебных издержек, если этот размер носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Принимая во внимание объем выполненной работы (составление искового заявления, представление интересов истца в суде первой инстанции – 5 судебных заседаний), исходя из принципа разумности и справедливости, применительно к положениям пунктов 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26.01.2016, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению частично – в размере 40 000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчиков ОСФР по Омской области и АО «Омский завод гражданской авиации» - по 20 000 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования С.В.В. к АО «Омский завод гражданской авиации», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области удовлетворить частично.
Возложить на АО «Омский завод гражданской авиации» (ИНН 5507029944, ОГРН 1025501378572) обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), указав работу 06.02.2001, 19.02.2001 в должности сборщика-клепальщика как дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с указанием кода льготной работы.
Взыскать с АО «Омский завод гражданской авиации» (ИНН 5507029944, ОГРН 1025501378572) в пользу С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 рублей.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в специальный стаж С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 18.01.2001 по 21.03.2001 в должности сборщика-клепальщика в АО «Омский завод гражданской авиации».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области назначить С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с 03.09.2024.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2024 года.