Решение по делу № 33-331/2022 от 12.01.2022

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


Судья Гриценко Л.В. Дело №2-2268/2021

Докладчик Москаленко Т.П. Дело №33-331/2022


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


02 февраля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Москаленко Т.П.,

судей Степановой Н.Н., Тельных Г.А.

при ведении протокола помощником судьи Подлужной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца администрации города Липецка на решение Октябрьского районного суда г. Липецкая от 29 октября 2021 года, которым постановлено:

Обязать администрацию г.Липецка предоставить в собственность Душкиной Любови Николаевне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 36,4 кв.м. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Обязать администрацию г.Липецка предоставить в собственность Бронниковой Татьяне Викторовне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25,4 кв.м. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Обязать Бронникову Татьяну Викторовну передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес> взамен предоставленного ей администрацией г.Липецка благоустроенного жилого помещения.

В удовлетворении требований администрации г.Липецка об изъятии имущества для муниципальных нужд отказать.

Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия


установила:


Администрация г. Липецка обратилась с иском к Бронниковой Т.В. об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования - городской округ г. Липецк Липецкой области принадлежащую на праве собственности Бронниковой Т.В. однокомнатной квартиры общей площадью 25,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, с определением подлежащей выплате денежной компенсации 765236 руб., прекращении права собственности Бронниковой Т.В. на указанную квартиру. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ Бронниковой Т.В. было направлено уведомление об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества с проектом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и расчетом выкупной стоимости 765236 руб. Указанное уведомление вручено ответчику 28.11.2020г. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 рыночная стоимость спорного жилого помещения, составляет 723036руб., размер убытков, причиненных правообладателю указанного изымаемого жилого помещения, составляет 42200 руб., всего 765236 руб.

Ответчик Бронникова Т.В. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к администрации г. Липецка об обязании предоставить ей в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25,4 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, указав, что является собственником указанной квартиры, получила от департамента жилищно-коммунального хозяйства уведомление о рассмотрении проекта Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты денежного возмещения за имущество. На данное уведомление ответила отказом, поскольку не согласна получить денежное возмещение за свою квартиру, как собственник выразила согласие на получение новой квартиры взамен признанной аварийной, поскольку жилой дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025 г.г.», утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019г. №159

В судебном заседании представитель администрации г.Липецка Пахомова М.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, возражала против удовлетворения встречного искового заявления.

В судебном заседании ответчик Бронникова Т.В. и ее представитель Смыков А.В. просили отказать в иске администрации г. Липецка, поддержали встречное исковое заявление.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец администрация города Липецка в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении встречных исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Выслушав объяснения представителя администрации г.Липецка Пахомову М.В., возражения ответчика Бронниковой Т.В. и ее представителя Смыкова А.В., пояснивших, что квартира истцом им предоставлена, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Согласно пункту 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В силу пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Порядок же такого изъятия определен частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно разъяснениям, данным в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Бронникова Т.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному с родной сестрой ФИО12, которая в свою очередь стала собственником квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 данного постановления межведомственной комиссии г.Липецка по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции поручено направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома требования о сносе в срок до 1.06.2014г.

Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 №159 была утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы», задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В приложении к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в который под номером 60 включен и многоквартирный <адрес>, планируемая дата окончания переселения которого определена – ДД.ММ.ГГГГ. При этом площадь, подлежащая расселению, указана 951,10 кв.м.

Как усматривается из постановления администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенный под многоквартирным домом по <адрес> подлежит изъятию, а также жилые помещения по указанному адресу согласно приложению подлежат изъятию для муниципальных нужд.

В приложении указанного постановления содержится перечень объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, пункт 6 - <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Бронниковой Т.В. было направлено уведомление об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества с проектом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и расчетом выкупной стоимости 765 236 руб. Указанное уведомление вручено ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, право Бронниковой Т.В. на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ей на праве собственности принадлежит <адрес>, путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов, возникло в связи с принятием Администрацией Липецкой области Постановления от 25.03.2019 №159 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы".

При установленных судом обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии основания для удовлетворения встречных требований Бронниковой Т.В. о предоставлении ей жилого помещения в собственность взамен аварийного.

При этом суд обоснованно признал несостоятельными доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", согласно которым граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Суд обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 N473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", поскольку право собственности у Бронниковой Т.В. на жилое помещение возникло на основании договора дарения от 15.04.2019г., заключенного с родной сестрой Зениной Н.В., которая в свою очередь стала собственником квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 4.03.1997г., а право выбора любого из названных способов путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа возникло в связи с принятием Администрацией Липецкой области Постановления от 25.03.2019 №159 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы".

В связи с чем, доводы жалобы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N473-ФЗ основаны на неправильном применении норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.

При таких обстоятельствах, у суда имелись основания для возложения на администрацию города Липецка обязанности предоставить в собственность Бронниковой Т.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25,4 кв.м. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

При этом суд обоснованно отказал в удовлетворении требований администрации г.Липецка об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования-городской округ г.Липецка Липецкой области принадлежащую на праве собственности Бронниковой Т.В. однокомнатной квартиры общей площадью 25,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, с определением подлежащей выплате денежной компенсации 765236 руб., прекращении права собственности Бронниковой Т.В. на указанную квартиру.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном применении норм материального права и не могут повлечь отмену судебного акта. Решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы истца.

Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


решение Октябрьского районного суда г. Липецкая от 29 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца администрации города Липецка - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: Судья: Секретарь:


Мотивированное апелляционное определение составлено 03.01.2022г.


33-331/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.Липецка
Ответчики
Департамент Жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка
Бронникова Татьяна Викторовна
Другие
Пахомова Мария Вячеславовна
Смыков Андрей Викторович
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Москаленко Т.П.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
02.02.2022Судебное заседание
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022Передано в экспедицию
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее