Дело № 12-2/2020
РЕШЕНИЕ
с. Пировское 28 августа 2020 года
И.о.судьи Пировского районного суда Красноярского края – судья Казачинского районного суда Красноярского края Полякова Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Григорьева А. И. на постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Григорьева А.И.,
УстаНовил:
Индивидуальный предприниматель Григорьев А.И. обратился в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб., просив его отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. Свои требования ИП Григорьев А.И. мотивировал тем, что по информации Министерства лесного хозяйства <адрес> и КГБУ «Таежинское лесничество» в общий объем лесовосстановления включены погибшие лесные насаждения в обхеме220,1 га. Указанная категория указанных погибших лесных насаждений сформирована по результатам проведенный в 2017 году лесопатологических мероприятий на территории арендованного лесного участка. Арендатором в судебном порядке было подписано и зарегистрировано дополнительное соглашение о проведении сплошных санитарных рубок, а также были внесены соответствующие изменения в проект освоения лесов. Согласно проекта освоения лесов, утвержденного на период с 2019 по 2018г.г., площадь проведения сплошной санитарной рубки составляет 196,6 га, которая запроектирована на один год. Указанный объем был запроектирован на 2019-2020г.г., и не был пройден рубкой в 2018г., соответственно Министерством лесного хозяйства <адрес> неправомерно вменяется объем лесовосстановления 196,6 га на 2018г. Данные доводы подтверждаются лесной декларацией от 05.12.2018г. №, согласно которой в рубку задекларировано 144,1 га санитарных рубок в период с 16.12.2018г. по 31.12.2018г. Согласно отчета 1-ИЛ за период с январь-декабрь 2018г., Арендатором была осуществлена рубка поврежденных насаждений в объеме 134,1 га, а именно в период с 16.12.2018г. по 31.12.2018г. Из изложенного следует, что проведение лесовосстановительных мероприятий по естественному лесовосстановлению в объеме 134,1 га должно проводиться в 2019г. Также в 2019г., согласно отчету 1-ИЛ за период с январь по декабрь 2019г. на арендованном лесном участке были осуществлены сплошные санитарные рубки в объеме 29,2 га. Учитывая, что указанный вид лесовосстановительных работ проводиться на площадях, соответствующих объему рубки предыдущего периода, выполнение мероприятий по естественному лесовосстановлению в объеме 29,2 га запланированного на 2020г. С учетом указанного принципа, проведение лесовосстановительных мероприятий на 2018г. соответствовало объему рубки в 2017 г. и составило 66 га. Согласно письму Министерства от 07.05.2018г. № МЛХ/2-6230 «О корректировке плана» скорректированный план лесовосстановительных мероприятий 2018 года по договору аренды лесного участка от 04.09.2008г. №-з составляет 87,6 га. В целях уточнения площади естественного восстановления Заявителем было направлено обращение «О предоставлении информации» в адрес Министерства лесного хозяйства <адрес> исх. № от 11.12.2019г. 20.12.2019г. административный орган предоставил ответ на обращение, в соответствии с которым в 2018г. министерством с учетом наличия фонда лесовосстановления и факта вырубки за 2017г. запроектировано естественное лесововсстановление в объеме 83 га, в том числе на лесосеках 2017г. 66 га и на лесосеках прошлых лет 17 га. Таким образом, ИП Григорьевым А.Л. на территории КГБУ «Таежинское лесничество» объем выполненных работ по естественному лесовосстановлению составил 66 га. ИП Григорьев А.И. в полном объеме выполнил лесовосстановительные мероприятия в части естественного возобновления леса и соответственно в действиях Заявителя отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия постановления по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа получена ИП Григорьевым А.И. – ДД.ММ.ГГГГ В Бирилюсский районный суд <адрес> жалоба ИП Григорьевым А.И. направлена ДД.ММ.ГГГГ, согласно почтовому штемпелю на конверте. Порядок и сроки подачи жалобы на постановление об административном правонарушении ИП Григорьевым А.Л. соблюдены.
Присутствующий в судебном заседании представитель ИП Григорьева А.И. – Иваныч М.С. (доверенность в деле) поддержал доводы изложенных в жалобе по выше изложенным основаниям. Также просил суд, учесть при вынесении решения финансовое положение Заявителя и снизить размер штрафа.
Представитель КГКУ «Лесная охрана» в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, полагает необходимым постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ в отношении ИП Григорьева А.Л. оставить без изменения по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ч.1).
Согласно ст. 8.27 КоАП РФ: Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 11.10.2019г. и установлено в судебном заседании, на основании исследованных судом доказательств, что временем совершения административного правонарушения следует считать 01.01.2019г. Место совершения административного правонарушения: <адрес>, Таежинское лесничество, Малокетское участкового лесничества, кварталы №№
Также в судебном заседании установлено, что между агентством лесной отрасти <адрес> (Арендодатель) и ЗАО «Лесосибирский ЛПК» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка №-з от 21.08.2008г., согласно которому агентство лесной отрасли <адрес> передает во временное пользование ЗАО «Лесосибирский ЛПК» лесной участок общей площадью 5800 га, расположенный: <адрес>, Таежинское лесничество, Малокетское участковое лесничество, кв. № №, № имеет номер учетной записи в государственном реестре №, предназначенный для заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 1.1 договора №К-04ТП-16 передачи прав и обязанностей к договору аренды лесного участка №-з от 04.09.2008г. от 28.01.2016г. Арендатор передает (уступает право аренды), а Новый Арендатор принимает на себя права и обязанности Арендатора вытекающие из Договора номер государственной регистрации №, дата регистрации 12.12.2008г. заключенного с Агентством лесной отрасти <адрес>, заключенным по итогам торгов (протокол о результатах проведения электронных публичных торгов от 25.01.2016г.
Согласно лесным декларациям от 30.12.2016г. № и от 06.02.2017г. №, ИП Григорьев А.И. использует леса для заготовки древесины с 09.01.2017г. по 08.01.2018г.
В соответствии со ст.ст. 88-89 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка составлен проект освоения лесов, который, в свою очередь, в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ, прошел государственную экспертизу №, утвержденную приказом министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от 25.01.2019г. № –глр/э.
Пунктом 4.8 – проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснований технологий лесовосстановления, проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 04.09.2008г. №-з, установлен проектируемый ежегодный объем лесовосстановительных мероприятий.
Согласно письму Министерства от 07.05.2018г. № МЛХ /2-6230 «О корректировке плана» скорректированный план лесовосстановительных мероприятий 2018г. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з составляют:
- естественное лесовосстановление – 87,6 га;
- заготовка лесных семян (ель) – 2 кг.
Согласно справке выполнения лесовосстановительных работ за 2018 г. на лесном участке, переданном в аренду ИП Григорьеву А.И. расположенном на территории КГБУ «Таежинское лесничество», выявлен факт невыполнения лесовосстановительных мероприятий за 2018г., в именно не выполнено: естественное лесовосстановление – 17,0 га.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 13 договора аренды лесного участка от 04.09.2008г. №-з арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановления и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № за счет собственных средств.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьями № Лесного кодекса РФ осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно статье 16.1 Лесного кодекса РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 статьи 16.1 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Исходя из общих положений о воспроизводстве лесов, закрепленных в статье 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя:
лесное семеноводство;
лесовосстановление;
уход за лесами;
осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, и лицами, на которых Лесным кодексом РФ возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса РФ.
Выявленное в действиях ИП Григорьева А.И. административное правонарушение влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, объектам животного и растительного мира, к истощителыюму лесопользованию, уничтожению биологического разнообразия лесов, нарушению благоприятного состояния окружающей среды, способствует снижению уровня экологической безопасности.
Воспроизводство лесов имеет важнейшее экологическое значение. Проведение лесовосстановительных мероприятий обеспечивает своевременное восстановление лесных насаждений на вырубках, гарях и других, не покрытых лесной растительностью, землях лесного фонда.
В этой связи воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов является базовым принципом ведения лесного хозяйства, закрепленным Лесным кодексом РФ.
Согласно ч. 5 ст. 17 Лесного кодекса РФ осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
Воспроизводство лесов относится к главному направлению охраны лесов.
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Вследствие невыполнения лесовосстановительных мероприятий на используемом для заготовки древесины лесном участке арендатором не обеспечивается восстановление вырубленных лесных насаждений, не восполняется биологическое разнообразие лесов, не сохраняются полезные функции леса.
Допущенные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении арендатором лесного участка осуществления воспроизводства лесов, отсутствии деятельности по улучшению качества лесов и повышению их продуктивности.
Таким образом, деятельность по заготовке древесины, осуществляемая лесопользователем без проведения лесовосстановительных мероприятий, приводит к истощительному лесопользованию, уничтожению биологического разнообразия лесов, нарушению благоприятного состояния окружающей среды, способствует снижению уровня экологической безопасности.
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органов исполнительной власти.
Правила лесовосстановления утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил лесовосстановления» (далее - Правила лесовосстановления).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил лесовосстановления лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков.
В соответствии с пунктом 8 Правил лесовосстановления лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
Согласно справке выполнения лесовосстановительных работ за 2018 год на лесных участках, переданном в аренду ИП Григорьеву А.И., расположенном на территории КГБУ «Таежинское лесничество», выявлен факт невыполнения лесовосстановительных мероприятий за 2018 ход, а именно не выполнено: естественное лесовосстановление - 17 га.
Таким образом, не выполнив указанное лесовосстановительное мероприятие ИП Григоры А.И. нарушил подпункт «а» пункта 4, пункт 8 Правил лесовосстановления.
Административная ответственность за совершение указанного выше административного правонарушения предусмотрена ст.8.27 КоАП РФ.
Факт нарушения условий договора аренды лесного участка подтверждается следующими документами:
- справкой лесовосстановительных работ за 2018г. арендатором ИП Григорьевым А.И.;
- письмом Министерства от 07.05.2018г. № №
- проектом освоения лесов;
- договором аренды лесного участка от 04.09.2008г. №-з.
Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Григорьев А.И. привлечен к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Суд считает несостоятельными доводы, изложенные в жалобе представителя Заявителя ИП Григорьева А.И. – Иваныча М.С., поскольку судья при рассмотрении данного дела исходит из информации представленной, представленной от Министерства лесного хозяйства <адрес> и КГБУ «Таежинское лесничество», согласно которой установлен факт невыполнения ИП Григорьевым А.И. лесовосстановительных мероприятий за 2018 год в объеме 17 га.
Информации, подтверждающей факт выполнения данных мероприятий ИП Григорьевым А.И., к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предоставлено не было.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия индивидуального предпринимателя квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Вместе с тем утверждение заявителя о наличии исключительных обстоятельств для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заслуживает внимания.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Сведений о том, что ИП Григорьев А.Л. ранее привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения. Приведенные данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение индивидуальному предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей может свидетельствовать о необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, а также избыточном ограничении прав индивидуального предпринимателя.
С учетом характера совершенного правонарушения, положений частей 3.2, 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше обстоятельств, которые расцениваются, как исключительные, назначенное ИП Григорьеву А.Л., наказание подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией закона, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией ст. 8.27 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Индивидуального предпринимателя Григорьева А. И. изменить, снизив размер назначенного ИП Григорьеву А.И. наказания в виде административного штрафа до 100 000 руб.
В остальной части постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ИП Григорьева А.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Полякова Т.П.
Копия верна: