Дело № 2а-612/2021
УИД 24RS0040-01-2020-005449-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пархоменко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даяновой Г.Р.,
с участием административного истца Джавадова Э.О.,
представителя административного ответчика Курагиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Джавадова Э.О. к муниципальному учреждению «Администрация города Норильска», заместителю Главы города Норильска Надточей Е.А. о признании распоряжения №3699 от 24.08.2020 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Джавадов Э.О. обратился в суд с административным иском к Управлению по градостроительству и землепользованию Администрации г. Норильска, оспаривая распоряжение заместителя Главы г. Норильска по собственности и развитию предпринимательства от 24.08.2020 № 3699, которым ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации и проведения походов по ознакомлению с природой, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Вальковского шоссе, со ссылкой на то, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами. Данное решение полагает незаконным в связи с тем, что фактически основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, отсутствуют, а конкретные причины, в результате которых образование данного земельного участка может привести к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию земель, в оспариваемом расположении, в нарушение требований пп.3 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, не указаны, доказательств, свидетельствующих о том, что образование данного земельного участка не соответствует закону, не приведено. Просит признать незаконным распоряжение и обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением суда от 14.12.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместить Главы города Норильска Надточая Е.А., а также определением суда от 27.01.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика Управление по градостроительству и землепользованию Администрации г. Норильска на надлежащего – МУ «Администрация города Норильска».
В судебном заседании административный истец Джавадов Э.О. заявленные требования поддержал по указанным выше основаниям. Дополнительно административный истец указал, что толковый словарь Ожегова трактует слово «чересполосица» как расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками; толковый словарь русского языка трактует слово «чересполосица» как расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками, - откуда можно сделать вывод, что чересполосицу можно, применительно к статье 11.9 Земельного кодекса РФ, рассматривать как к образуемому земельному участку, так и к смежным земельным участкам, для исключения нарушения прав третьих лиц. Относительно образуемого земельного участка, участок является самостоятельным землепользованием и наличия в его границах вклинивающихся, делящего его чужих участков, нет. Относительно смежных землепользований: исходя из сведений публичной кадастровой карты, образуемый земельный участок расположен на землях государственной собственности, права на которые не разграничены; с одной стороны, является смежным с земельным участком 24:55:0401002:37, который также находится в государственной собственности, права на который не разграничены, а обременен арендой третьих лиц. В соответствии с перечнем вещных прав, приведенным в п.1 ст.216 ГК РФ, - право аренды не поименовано, тем самым, оба участка являются земельными участками, права на которые не разграничены. Также, вновь образованный участок является смежным и не приводит к чересполосице, вклиниванию, вкрапливанию в земельный участок 24:55:0401002:37. В соответствии со ст.262 ГК РФ п.2, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Исходя из сведений кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок огражден исключительно за его границами, а судя по наличию большого количества земельных участков третьих лиц, землепользователь участка 24:55:0401002:37, допускает проход без доставления ему беспокойства и ущерба. Бетонные блоки, являющиеся ограждением парковочной зоны на прилегающей территории земельного участка 24:55:0401002:37, которая значительно шире границ земельного участка и частично расположена на землях не разграниченной государственной собственности, - не являются ограждением данного участка. В случае, если в дальнейшем будет ограничен доступ, обеспечение доступа, может быть обеспечено в соответствии со ст.274 ГК РФ, посредством установления сервитута.
В судебном заседании представитель административного ответчика МУ «Администрация города Норильска» Курагина И.И., действующая на основании доверенности №10-20 от 05.02.2020, поддержала письменные возражения, просила в удовлетворении иска отказать.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Овсянникова Е.В., действующая на основании доверенности №10-107 от 02.12.2019, указала, что распоряжением заместителя Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства Администрации г. Норильска от 24.08.2020 №3699 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» Джавадову Э.О. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации и проведения походов по ознакомлению с природой, расположенного по адресу: Красноярский край, город Норильск, район Вальковское шоссе, в связи с тем, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами, руководствуясь п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ. Как видно из схемы расположения земельных участков, испрашиваемый административным истцом земельный участок, в границах, им указанных, образует изломанную линию с соседними землями и земельным участком 24:55:0401002:37. Оставшаяся часть публичных земель при утверждении такой схемы представляет собой многоугольную фигуру с узким клином между испрашиваемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером 24:55:0401002:37. Данное обстоятельство подтверждается распечаткой с публичной кадастровой карты с сайта Росреестра. Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок с одной стороны примыкает к землях, государственная собственность на которые не разграничена, а с другой стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером 24:55:0401002:37, который не предоставлен истцу на каком-либо праве. При этом доступ (проезд) к испрашиваемому земельному участку отсутствует, проезд на территорию испрашиваемого участка возможен только по территории смежного с ним земельного участка с кадастровым номером 24:55:0401002:37, а с земельными участками общего пользования данный участок не граничит. При формировании земельных участков необходимо обеспечивать беспрепятственный доступ к вновь образованным земельным участкам. Исходя из сложившейся ситуации на данной территории и учитывая особенности рельефа местности, предполагаемый к образованию земельный участок будет замкнут со всех сторон, что приведет к отсутствию доступа к нему. Так, с одной стороны испрашиваемого земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером 24:55:0401002:37 и в его границы входит существующий подъезд к турбазе «Улыбка», на котором установлено ограждение в виде дорожных разделительных бетонных блоков, а с другой стороны расположен водный объект – озеро без названия. Образование испрашиваемого земельного участка приведет к вклиниванию и, соответственно, будет препятствовать рациональному использованию земельных участков. Изложенное, по мнению представителя административного ответчика, прямо свидетельствует о нарушении при образовании испрашиваемого земельного участка вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ, в связи с чем отказ уполномоченного органа в утверждении схемы расположения земельного участка является законным и обоснованным.
Административный ответчик заместитель Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства Администрации г. Норильска Надточая Е.А., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения по месту работы, в судебное заседание не явилась, уважительных причин неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п.1 ст.11, ст.42, ст.43 Устава муниципального образования город Норильск Администрация города Норильска входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Красноярского края. Администрация города Норильска осуществляет от имени города Норильска в соответствии с решениями Городского Совета правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением Администрации города Норильска от 20.03.2015 №1716 утверждено Положение об Управлении по градостроительству и землепользовании Администрации города Норильска, которое, являясь структурным подразделением Администрации города Норильска, осуществляет полномочия органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а также земельных отношений на территории муниципального образования город Норильск.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.11.2009 №22-2009 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск (Правила размещены в свободном доступе в сети интернет).
Согласно Приложению к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Норильск градостроительное зонирование, а также карте градостроительного зонирования муниципального образование город Норильск (экспликации), земельный участок с кадастровым номером 24:55:0401002, относящийся к категории земель земли особо охраняемых территорий и объектов, расположен в пределах территориальной зоны – зона учреждений и объектов рекреации (РЛ).
Основные виды разрешенного использования: природно-познавательный туризм; охота и рыбалка; курортная деятельность; историко-культурная деятельность (ч.3, глава IV Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3).
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на кадастровый учет с определенным разрешительным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 этого кодекса.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что 14.07.2020 года Джавадов Э.О. обратился в Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью проведения аукциона, площадью 122 кв.м., расположенного по адресу: г. Норильск, район ул. Вальковское шоссе, для организации и проведения походов по ознакомлению с природой.
Распоряжением заместителя руководителя Администрации города Норильска по собственности и развитию предпринимательства от 24.08.2020 Джавадову Э.О. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации и проведения походов по ознакомлению с природой, расположенного по адресу: Красноярский край, город Норильск, район Вальковское шоссе, в связи с тем, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, на основании п.6 ст.11.9. пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Направляя административному истцу копию оспариваемого распоряжения, одновременно письмом ему было разъяснено о возможности повторного обращения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из схемы расположения территории, находящейся по адресу: г. Норильск, район Вальковское шоссе 12 километр, испрашиваемый административным истцом земельный участок на кадастровом плане территории подлежал образованию из земельного участка с кадастровым номером 24:55:0401002, относящийся к категории земель земли особо охраняемых территорий и объектов, расположен в пределах территориальной зоны – зона учреждений и объектов рекреации (РЛ).
Из публичной кадастровой карты территории по адресу: МО г. Норильск, Вальковское шоссе 12-й км., а также схемы расположения земельного участка, усматривается, что испрашиваемы административным истцом земельный участок, с учетом характерных точек границ (межевых знаков), образует узкую полосу (клин) между испрашиваемым земельным участком и земельным участком 24:55:0401002:37, что, вопреки доводам административного истца, по мнению суда, образует черезполосицу, которая, в свою очередь, препятствует рациональному использованию земель, поскольку образуется многоугольная фигура.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок не примыкает к земельным участкам общего пользования, соответственно не имеет подъездных путей. Так, с двух сторон он граничит с земельным участком 24:55:0401002:37. При этом, что не оспаривалось административным истцом, указанный смежный участок в данной его части границы огорожен бетонными блоками (что видно, также, на публичной кадастровой карте и на фотографии многократного увеличения со спутника в сети Интернет). С северо-восточной стороны и северной стороны участок ограничен водным объектом без названия и болотистой местностью, что обусловлено особенностями природно-климатической зоны г. Норильска и рельефом местности, таким образом, доступа к земельному участку с указанных сторон также не имеется. В связи с указанным, имеются объективные препятствия к использованию земельного участка для испрашиваемых целей и реальной возможности использования земельного участка для организации и проведения походов по ознакомлению с природой.
Анализируя вышеуказанные требования закона, установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к мнению, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для испрашиваемых административным истцом целей, расположенного по адресу: г. Норильск, Вальковское шоссе, не соответствует вышеприведенным требованиям Земельного кодекса РФ. В связи с указанным, распоряжение Администрации города Норильска №3699 от 24.08.2020 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является законным и обоснованным.
Суд находит несостоятельными доводы административного истца в части указания на то, что на кадастровом плане территории в непосредственной близости от испрашиваемого истцом земельного участка уже имеются земельные участки, в пределах той же территориальной зоны, которые имеют аналогичное расположение, поскольку данное обстоятельство не влияет на права административного истца. Установление фактических оснований и условий утверждения расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане территории не относится к предмету настоящего иска и не является основанием административного иска.
Доводы административного истца в остальной их части опровергаются вышеизложенными исследованными судом доказательства, в связи с чем отклоняются судом.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска Джавадова Э.О. отказать в полном объеме заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Джавадова Э.О. к муниципальному учреждению «Администрация города Норильска», заместителю Главы города Норильска Надточей Е.А. о признании распоряжения №3699 от 24.08.2020 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Пархоменко
Решение в окончательной форме принято 26 марта 2021 года.