Решение по делу № 33-7404/2024 от 23.10.2024

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

№ 33-7404/2024

УИД 36RS0006-01-2023-010623-07

Строка 2.077

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2024 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Сорокина Д.А.,

судей Анисимовой Л.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Побокиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Анисимовой Л.В.,

гражданское дело № 2-1197/2024 по исковому заявлению Бартеневой Валентины Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании права на назначении пенсии с уменьшением возраста с 03.04.2023

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от
16 мая 2024 г.

(судья районного суда Панин С.А.),

У С Т А Н О В И Л А:

Бартенева В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее – ОСФР по Воронежской области) с требованиями о признании права на назначении пенсии с уменьшением возраста с 03.04.2023.

В обоснование заявленных требований указано, что решением ОСФР по Воронежской области от 10.04.2023 ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден факт проживания необходимой продолжительности на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, дающий право на снижение пенсионного возраста. В продолжительность проживания в указанной зоне ответчиком зачтены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания во время работы у ИП Бородиной О.Н.: с 01.08.2019 по 31.08.2019, с 01.11.2020 по 30.11.2020, с 25.10.2021 по 07.11.2021, с 10.11.2022 по 09.01.2023, что составляет 4 месяца 14 дней.

Истец с учетом уточненных исковых требований полагает, что отказ в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного
статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является не обоснованным, нарушающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии. Просила признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.04.2023.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16 мая 2024 г. исковые требования удовлетворены, за Бартеневой В.М. признано право на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 03.04.2023.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Воронежской области Князева Л.Л. указывает на несогласие с решением суда, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что правовые основания для назначения пенсии по старости с уменьшением возраста установленного действующим законодательством, в данном случае отсутствуют, так как у истца в г. Воронеже имеется в собственности квартира, где она могла проживать в период работы, и что в результате исключения трех рабочих дней в неделю из общего подсчёта времени, период нахождения истца в зоне радиоактивного загрязнения составляет менее 4 лет.

В судебное заседание явились истец Бартенева В.М., представитель истца адвокат по ордеру Золотарева Л.Н.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

В суде апелляционной инстанции Бартенева В.М. и ее представитель возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили отказать в ее удовлетворении.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-1).

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1).

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на снижение общеустановленного возраста на первоначальную величину - 1 год и на дополнительную величину - 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 30 июня 1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с п. 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2021 № 538н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Работа (период работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии».

В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 критерием отнесения граждан к категории проживающих (работающих) на территории зоны радиоактивного загрязнения является подтвержденный в установленном порядке факт и продолжительность их постоянного проживания (работы) на территории населенных пунктов, включенных в официальный Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р (утратил силу с 01.02.1998), постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 (утратил силу 20.10.2015), постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074.

Юридический факт постоянного проживания гражданина на территории загрязненной зоны подтверждается регистрацией по месту жительства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении № 4-П, регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может в качестве бесспорного подтверждения такого проживания браться за основу при наличии иных доказательств, с определенностью подтверждающих иное. Регистрация граждан по месту жительства в Российской Федерации носит уведомительный характер и не свидетельствует о том, что гражданин постоянно находится по регистрационному месту жительства.

В случаях, когда период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Как следует из материалов дела 03.04.2023 Бартеневой В.М., 03.11.1966 года рождения, подано заявление о назначении пенсии по старости, через портал государственных услуг. На момент обращения за назначением пенсии Бартенева В.М. достигла возраста 56 лет.

Решением ОСФР по Воронежской области от 10.04.2023 истице было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден факт проживания необходимой продолжительности на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, дающий право на снижение пенсионного возраста.

Из приложения к решению следует, что сведения о постоянном проживании Бартеневой В.М. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, противоречат сведениям о работе, имевшей место в населенном пункте, который находится за пределами зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Воронеж). Согласно трудовой книжке серии АТ-Ш от 23.07.1985 и выписке из индивидуального лицевого счета заявитель за время регистрации на загрязненной территории осуществляла трудовую деятельность в населенных пунктах, не относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а именно: с 01.11.2012 по 31.07.2019, с 01.09.2019 по 31.10.2020, с 01.12.2020 по 24.10.2021, с 08.11.2021 по 09.11.2022 - периоды работы у ИП Бородиной О.Н., расположенного в г. Воронеже.

В продолжительность проживания Бартеневой В.М. на территории указанной зоны зачтены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания во время работы у ИП Бородиной О.Н.: с 01.08.2019 по 31.08.2019, с 01.11.2020 по 30.11.2020, с 25.10.2021 по 07.11.2021, с 10.11.2022 по 09.01.2023, что составляет 4 месяца 14 дней.

В подтверждение факта постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом истицей представлена в материалы дела копия паспорта гражданина Российской Федерации серии 20 11 с отметкой о регистрации с 25.12.2018 года по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Администрацией Новосолдатского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области истица проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно сведениям трудовой книжки серии АТ-Ш от 23.07.1985 и выписки из индивидуального лицевого счета истица за время регистрации по указанному адресу в Воронежской области работала в г. Воронеже у ИП Бородиной О.Н.: с 01.08.2019 по 31.08.2019, с 01.11.2020 по 30.11.2020, с 25.10.2021 по 07.11.2021, с 10.11.2022 по 09.01.2023.

Из справки работодателя от 07.12.2023 следует, что истица в указанные выше периоды работала с 01.01.2018 на 0,5 ставки в должности продавца-кассира 3 дня в неделю, ведомственное жилье для проживания не предоставлялось.

Как следует из справки от 06.12.2023, выданной МУП Репьёвского муниципального района «Репьёвкатранссервис», на междугороднем маршруте № 748 «Репьёвка – Краснолипье – Воронеж» имеется автобус, который ежедневно первым отправлением в 5 часов 30 минут следует из с. Репьёвка в г. Воронеж, а в 14 часов 30 мин. и 18 часов 00 минут из г. Воронеж в с. Репьёвка.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными стороной истца письменными доказательствами и показаниями допрошенных свидетелей подтверждается, что истица постоянно проживает в селе Новосолдатка Репьевского района Воронежской области, откуда постоянно ездила на работу г. Воронеж.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

При этом, судебная коллегия соглашается с оценкой судом первой инстанции доказательств представленных в материалы дела, в том числе копий маршрутных квитанций электронных билетов в рабочие дни по маршруту Воронеж Юго-Западная автостанция – с. Новосолдатка.

Факт проживания истца в с. Новосолдатка Репьевского района Воронежской области и факт работы в г. Воронеже подтвердили допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО9, ФИО9, ФИО9, ФИО9, которые пояснили, что знают истицу, периодически видели истицу и общались с ней, в том числе на автобусных остановках, когда она ездила на работу в г. Воронеж. В селе, где они проживают, нет работы, поэтому многие односельчане ездят работать в Воронеж.

Давая оценку показаниям указанных свидетелей, суд принял их в качестве надлежащих доказательств, поскольку оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет в собственности квартиру в г. Воронеже в связи с чем в период работы проживала в г. Воронеж судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о перемени места жительства, опровергаются представленными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенной судом первой инстанции оценкой доказательств не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Так, статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет место жительство – как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из содержания пункта 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.

Материалы дела не содержат данных о том, что истец была зарегистрирована по месту жительства (пребывания) в оспариваемый период времени в г. Воронеж.

Установив перечисленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец с 25.12.2018 проживала в с. Новосолдатка Репьевского района Воронежской области, относящемся в соответствии Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Бартеневой В.М. о признании за ней права на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренной статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 03.04.2023.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

№ 33-7404/2024

УИД 36RS0006-01-2023-010623-07

Строка 2.077

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2024 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Сорокина Д.А.,

судей Анисимовой Л.В., Квасовой О.А.,

при секретаре Побокиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Анисимовой Л.В.,

гражданское дело № 2-1197/2024 по исковому заявлению Бартеневой Валентины Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании права на назначении пенсии с уменьшением возраста с 03.04.2023

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от
16 мая 2024 г.

(судья районного суда Панин С.А.),

У С Т А Н О В И Л А:

Бартенева В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее – ОСФР по Воронежской области) с требованиями о признании права на назначении пенсии с уменьшением возраста с 03.04.2023.

В обоснование заявленных требований указано, что решением ОСФР по Воронежской области от 10.04.2023 ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден факт проживания необходимой продолжительности на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, дающий право на снижение пенсионного возраста. В продолжительность проживания в указанной зоне ответчиком зачтены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания во время работы у ИП Бородиной О.Н.: с 01.08.2019 по 31.08.2019, с 01.11.2020 по 30.11.2020, с 25.10.2021 по 07.11.2021, с 10.11.2022 по 09.01.2023, что составляет 4 месяца 14 дней.

Истец с учетом уточненных исковых требований полагает, что отказ в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного
статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является не обоснованным, нарушающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии. Просила признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.04.2023.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16 мая 2024 г. исковые требования удовлетворены, за Бартеневой В.М. признано право на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 03.04.2023.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Воронежской области Князева Л.Л. указывает на несогласие с решением суда, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что правовые основания для назначения пенсии по старости с уменьшением возраста установленного действующим законодательством, в данном случае отсутствуют, так как у истца в г. Воронеже имеется в собственности квартира, где она могла проживать в период работы, и что в результате исключения трех рабочих дней в неделю из общего подсчёта времени, период нахождения истца в зоне радиоактивного загрязнения составляет менее 4 лет.

В судебное заседание явились истец Бартенева В.М., представитель истца адвокат по ордеру Золотарева Л.Н.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

В суде апелляционной инстанции Бартенева В.М. и ее представитель возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили отказать в ее удовлетворении.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ст. 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-1).

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1).

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на снижение общеустановленного возраста на первоначальную величину - 1 год и на дополнительную величину - 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 30 июня 1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с п. 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2021 № 538н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Работа (период работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии».

В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 критерием отнесения граждан к категории проживающих (работающих) на территории зоны радиоактивного загрязнения является подтвержденный в установленном порядке факт и продолжительность их постоянного проживания (работы) на территории населенных пунктов, включенных в официальный Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р (утратил силу с 01.02.1998), постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 (утратил силу 20.10.2015), постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074.

Юридический факт постоянного проживания гражданина на территории загрязненной зоны подтверждается регистрацией по месту жительства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении № 4-П, регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может в качестве бесспорного подтверждения такого проживания браться за основу при наличии иных доказательств, с определенностью подтверждающих иное. Регистрация граждан по месту жительства в Российской Федерации носит уведомительный характер и не свидетельствует о том, что гражданин постоянно находится по регистрационному месту жительства.

В случаях, когда период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Как следует из материалов дела 03.04.2023 Бартеневой В.М., 03.11.1966 года рождения, подано заявление о назначении пенсии по старости, через портал государственных услуг. На момент обращения за назначением пенсии Бартенева В.М. достигла возраста 56 лет.

Решением ОСФР по Воронежской области от 10.04.2023 истице было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден факт проживания необходимой продолжительности на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, дающий право на снижение пенсионного возраста.

Из приложения к решению следует, что сведения о постоянном проживании Бартеневой В.М. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, противоречат сведениям о работе, имевшей место в населенном пункте, который находится за пределами зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Воронеж). Согласно трудовой книжке серии АТ-Ш от 23.07.1985 и выписке из индивидуального лицевого счета заявитель за время регистрации на загрязненной территории осуществляла трудовую деятельность в населенных пунктах, не относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а именно: с 01.11.2012 по 31.07.2019, с 01.09.2019 по 31.10.2020, с 01.12.2020 по 24.10.2021, с 08.11.2021 по 09.11.2022 - периоды работы у ИП Бородиной О.Н., расположенного в г. Воронеже.

В продолжительность проживания Бартеневой В.М. на территории указанной зоны зачтены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания во время работы у ИП Бородиной О.Н.: с 01.08.2019 по 31.08.2019, с 01.11.2020 по 30.11.2020, с 25.10.2021 по 07.11.2021, с 10.11.2022 по 09.01.2023, что составляет 4 месяца 14 дней.

В подтверждение факта постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом истицей представлена в материалы дела копия паспорта гражданина Российской Федерации серии 20 11 с отметкой о регистрации с 25.12.2018 года по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Администрацией Новосолдатского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области истица проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно сведениям трудовой книжки серии АТ-Ш от 23.07.1985 и выписки из индивидуального лицевого счета истица за время регистрации по указанному адресу в Воронежской области работала в г. Воронеже у ИП Бородиной О.Н.: с 01.08.2019 по 31.08.2019, с 01.11.2020 по 30.11.2020, с 25.10.2021 по 07.11.2021, с 10.11.2022 по 09.01.2023.

Из справки работодателя от 07.12.2023 следует, что истица в указанные выше периоды работала с 01.01.2018 на 0,5 ставки в должности продавца-кассира 3 дня в неделю, ведомственное жилье для проживания не предоставлялось.

Как следует из справки от 06.12.2023, выданной МУП Репьёвского муниципального района «Репьёвкатранссервис», на междугороднем маршруте № 748 «Репьёвка – Краснолипье – Воронеж» имеется автобус, который ежедневно первым отправлением в 5 часов 30 минут следует из с. Репьёвка в г. Воронеж, а в 14 часов 30 мин. и 18 часов 00 минут из г. Воронеж в с. Репьёвка.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными стороной истца письменными доказательствами и показаниями допрошенных свидетелей подтверждается, что истица постоянно проживает в селе Новосолдатка Репьевского района Воронежской области, откуда постоянно ездила на работу г. Воронеж.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

При этом, судебная коллегия соглашается с оценкой судом первой инстанции доказательств представленных в материалы дела, в том числе копий маршрутных квитанций электронных билетов в рабочие дни по маршруту Воронеж Юго-Западная автостанция – с. Новосолдатка.

Факт проживания истца в с. Новосолдатка Репьевского района Воронежской области и факт работы в г. Воронеже подтвердили допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО9, ФИО9, ФИО9, ФИО9, которые пояснили, что знают истицу, периодически видели истицу и общались с ней, в том числе на автобусных остановках, когда она ездила на работу в г. Воронеж. В селе, где они проживают, нет работы, поэтому многие односельчане ездят работать в Воронеж.

Давая оценку показаниям указанных свидетелей, суд принял их в качестве надлежащих доказательств, поскольку оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет в собственности квартиру в г. Воронеже в связи с чем в период работы проживала в г. Воронеж судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о перемени места жительства, опровергаются представленными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенной судом первой инстанции оценкой доказательств не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Так, статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет место жительство – как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из содержания пункта 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.

Материалы дела не содержат данных о том, что истец была зарегистрирована по месту жительства (пребывания) в оспариваемый период времени в г. Воронеж.

Установив перечисленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец с 25.12.2018 проживала в с. Новосолдатка Репьевского района Воронежской области, относящемся в соответствии Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Бартеневой В.М. о признании за ней права на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренной статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 03.04.2023.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

33-7404/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бартенева Валентина Максимовна
Ответчики
ОСФР по Воронежской области
Другие
Золотарева Людмила Николаевна
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
23.10.2024Передача дела судье
21.11.2024Судебное заседание
09.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024Передано в экспедицию
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее