Дело № 2а-1-749/2021
УИД 64RS0010-01-2021-001019-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Козлова С.В.,
при секретаре Нешиной Е.Ю.,
с участием представителя административного ответчика Исаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Шапошникова С. Н. к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления и обязании произвести расселение жителей,
установил:
Шапошников С. Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – администрация ВМР) о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления и обязании произвести расселение жителей, мотивируя свои требования тем, что он является собственником <адрес>. Согласно постановлению администрации ВМР № от 25.03.2020 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 25.03.2020 года Администрацией ВМР было издано распоряжение №, которым установлен срок расселения жителей из вышеуказанного дома до 31.12.2024 года. Административный истец считает данное распоряжение незаконным, поскольку не соответствует фактическому состоянию <адрес>, свидетельствующему о реальной угрозе безопасности жизни и здоровья граждан, а также является проявлением бесчеловечного обращения, несовместимого со ст.3 Конвенции О защите прав человека и основных свобод, по отношению к истцу, поскольку до 2024 года он может погибнуть в рухнувшем доме.
В связи с изложенными обстоятельствами административный истец просит признать незаконным распоряжение администрации ВМР № от 25.03.2020 года и обязать административного ответчика немедленно произвести расселение жителей жилого <адрес>
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, от него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации ВМР, действующая на основании доверенности Исаева Е.Ю., предъявленные исковые требования не признала и суду пояснила, что согласно акту обследования от 13.03.2020 г. №, заключению об оценки соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции., садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 17.03.2020 г. №, были выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Вольского муниципального района от 25.03.2020 г. № «О признании многоквартирного жилого <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный дом бал признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 1 распоряжения администрации Вольского муниципального района от 25.03.2020 г. № «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>», собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, до 31 декабря 2024 года произвести отселение и снос указанного дома. Данная информация была доведена до всех проживающих в данном доме.
Согласно п. 1 распоряжения администрации Вольского муниципального района от 15.06.2020 г. № «О внесении изменений в распоряжения администрации Вольского муниципального района от 25.03.2020 г. № «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>», в распоряжение администрации Вольского муниципального района от 25.03.2020 г. № были внесены изменения, в соответствии с которыми п. 1 был изложен в следующей редакции: «1. Собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, произвести отселение и снос указанного дома до 31 декабря 2023 года». Данная информация была доведена до всех проживающих в указанном доме. Административный истец обжалует срок отселения и сноса аварийного дома до 31 декабря 2024 года, что не соответствует действительности, так как из представленных документов видно, что срок отселения на сегодняшний день установлен до 31 декабря 2023 года.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Принимая во внимание обстоятельства того, что в той части, в которой оспаривается распоряжение администрации ВМР № от 25.03.2020 года, исходя из его буквального толкования, обозначен временной период, в течение которого у административного ответчика сохраняется обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, при этом предельный срок исполнения данной обязанности не наступил, административным истцом соблюден срок для обращения за судебной защитой нарушенного права.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Положения статей 14, 15 Федерального закон № 131-ФЗ определяют, что к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закон № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
При этом одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В статье 29 Устава Вольского муниципального района Саратовской области, принятого решением Вольского муниципального собрания № от 29 июня 2005 года (с внесенными в него изменения), закреплены полномочия Главы Вольского муниципального района, который в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, Уставом муниципального района, нормативно-правовыми актами Вольского муниципального района Саратовской области издает правовые акты.
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом Вольского муниципального района Саратовской области, полномочиями по вопросам местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области; наделена правами юридического лица (Положение об администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2016 года №, статья 35 Устава Вольского муниципального района Саратовской области).
Судом установлено, что административный истец является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 03.08.2009 года (л.д.7).
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 17.03.2020 года № (л.д.19) указанный выше дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении общества с ограниченной ответственностью «Энергопромпроект» 2020 года (л.д.23-56) и акте обследования помещений № от 13.03.2020 года (л.д.20).
Постановлением администрации ВМР от 25.03.2020 года № жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.16).
25.03.2020 года Администрацией ВМР было издано распоряжение №-р, которым собственникам помещений предложено в срок до 31 декабря 2024 года произвести отселение и снос дома; отделу землеустройства и градостроительной деятельности администрации Вольского муниципального района предписано осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом; комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района осуществить мероприятия по изъятию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, по истечении 31 декабря 2024 года (л.д.21).
Распоряжением администрации Вольского муниципального района от 15.06.2020 г. №-р в вышеуказанное распоряжение были внесены изменения, в соответствии с которыми п. 1 был изложен в следующей редакции: «1. Собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, произвести отселение и снос указанного дома до 31 декабря 2023 года».
Как следует из материалов административного дела, указанный многоквартирный дом не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 49 Положения № 47 предусмотрено, что на основании полученного заключения о признании дома непригодным для проживания орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Абзацем 7 Положения № 47 определено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц из аварийного жилого помещения относится к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, действуя в рамках предоставленных законом полномочий административный ответчик принял распоряжение от 25.03.2020 года № (в редакции распоряжения от 15.06.2020 года №), в котором указал срок отселения и сноса собственникам помещений данного многоквартирного дома - до 31 декабря 2023 года (пункт 1), с учетом возможности в силу положений бюджетного законодательства, процедуры финансирования указанных мероприятий, разрешив тем самым в соответствии со своей компетенцией и в соответствии с положениями статьи 32 ЖК РФ, пунктом 39 Положения № вопрос установления такого срока.
Оспаривая в полном объеме распоряжения административного ответчика, административный истец не учел, что пунктами 2-5 оспариваемого распоряжения предусмотрены иные мероприятия, связанные с реализацией органом местного самоуправления своих полномочий в рамках исполнения постановления администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 25.03.2020 года № о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку данным распоряжением также возложены обязанности: на отдел землеустройства и градостроительной деятельности администрации Вольского муниципального района по осуществлению мероприятий по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом (пункт 2); на комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района - по изъятию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом (пункт 3); на управление муниципального хозяйства - вручение копий распоряжения по отселению и сносу указанного дома; пунктом 5 установлена обязанность на должностное лицо по контролю за исполнением настоящего распоряжения.
Какие-либо доказательства, подтверждающие незаконность пунктов 2-5 распоряжения, их противоречие действующему законодательству, нарушение процедуры принятия распоряжения, административным истцом не приведено и при рассмотрении апелляционной жалобы не представлено.
Суд считает, что несмотря на техническое заключение ООО «Энергопромпроект», согласно которому многоквартирный дом по адресу: <адрес>, грозит обрушением и проживание в нем невозможно, оснований полагать, что именно административному истцу грозит опасность для жизни и ее здоровья, в связи с установлением в оспариваемом распоряжении срока сноса дома - до 31 декабря 2023 года, не имеется, поскольку фактически Шапошников С.Н. по данному адресу не проживает, так как согласно имеющимся в административном иске сведениям, проживает в жилом <адрес>, куда ему направляется почтовая корреспонденция.
Вместе с тем в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Также гражданам, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в силу положений пункта 3 статьи 95 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения из маневренного фонда, предназначенные для временного проживания, что не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса многоквартирного дома.
Установленная процедура принятия оспариваемого распоряжения в части установления срока сноса многоквартирного дома, в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу, не может рассматриваться, как нарушающая права Шапошникова С.Н. и представляющая угрозу его жизни и здоровью, при том, что административный истец не лишена возможности защиты своих прав, в случае их нарушения, иным установленным законом способом.
Обращаясь в суд и ссылаясь на неразумность установленного срока сноса указанного многоквартирного дома, административный истец утверждает, что имеется реальная опасность разрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью граждан; органом местного самоуправления должны быть незамедлительно должны быть приняты меры к сносу дома.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Поскольку определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, безусловно, относится к компетенции органа местного самоуправления, суд, при установленных по делу обстоятельствах, не вправе вмешиваться в компетенцию указанного органа в части изменения срока сноса дома.
При этом суд полагает, что при установлении органом местного самоуправления срока сноса многоквартирного дома принималась во внимание его разумность, достаточность для фактического исполнения мероприятий, предусмотренных оспариваемым распоряжением, а также положениями статьи 32 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным на то административным органом, имеющим прерогативу в установлении срока для сноса признанного аварийным в установленном законом порядке, которое в силу действующего законодательства и установленных юридически значимых обстоятельств не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным распоряжения администрации Вольского муниципального района Саратовской области № от 25.03.2020 года по устранению каких-либо нарушений прав.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления требованиям закона и нарушение этим постановлением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шапошникова С. Н. к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления и обязании произвести расселение жителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья С.В. Козлова
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2021 года.