Дело № 2-299/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Урюпинск 25 апреля 2019г.
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе судьи Миронова А.В., при секретаре судебного заседания Нестеровой О.Н.,
с участием:
истца Бурдучкиной А.В. и ее представителя Сафроновой Д.С.,
представителя ответчика Сухоруковой Н.В.,
представителя третьего лица – Шаповаловой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурдучкиной А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включению периодов работы в специальный стаж дающий право на получение пенсии, обязании назначить трудовую пенсию
установил:
Бурдучкина А.В. обратилась в Урюпинский городской суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГг. решением № принятым ответчиком, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с исполнением 25 лет специальной педагогической деятельности.
В специальный стаж не включены:
периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
периоды нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Считает отказ во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным, просит включить указанные периоды в специальный стаж и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГг.
В ходе рассмотрения иска, истец отказалась от требований о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в связи с тем, что ответчиком учтен этот период.
В судебном заседании истец и ее представитель, заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, указав, что основания для включения указанных периодов в специальный стаж не имеется.
Представитель третьего лица Шаповалова Л.Н. с требованиями истца согласилась, пояснила, что фактически истец осуществляла трудовую деятельность подлежащую включению в специальный стаж, в то числе и спорные периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст.27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации, периодов нахождения в командировках и в учебных отпусках, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда по г.Урюпинску и Урюпинскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением от ДД.ММ.ГГГГг. № ей было отказано в назначении досрочной пенсии и отказано в включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периодов нахождения в командировках и нахождения в учебных отпусках, а также периода службы в рядах Советской Армии в специальный стаж.
В ходе рассмотрения дела, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГг. в специальный стаж истца был включен период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем истец отказалась от иска в этой части.
В судебном заседании установлено:
Факт работы истца в образовательных учреждениях в должности учителя черчения и рисования, учителя ритмики, преподавателя-организатора ОБЖ, учителя физкультуры за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. был зачтен в специальный стаж, за исключением периода отпуска по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. и спорных периодов).
Таким образом факт трудовой деятельности истца, подлежащей включению в специальный стаж дающий право на получение пенсии по старости ранее достижения установленного возраста не оспаривается сторонами. Истец осуществляла необходимую для получения досрочной пенсии деятельность.
Суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы работодателем, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., суд также находит подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.166 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Указанные истцом периоды, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в командировках, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, командировки и учебные отпуска, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Как следует из приказов и справок, представленных истцом (л.д.13-28) она направлялась на курсы повышения квалификации и в служебные командировки по распоряжению руководителя.
Согласно представленным карточкам учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений истца в периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в периоды командировок, заработная плата истцу выплачивалась, производились соответствующие удержания. Указанный факт не оспаривается сторонами.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, периоды нахождения Бурдучкиной А.В. на курсах повышения квалификации и в командировках, подлежат включению в специальный стаж, так как ей была начислена и выплачена за данные периоды заработная плата, она была направлена на курсы по приказу работодателя.
Общий срок нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, который суд находит подлежащим включению в специальный стаж, составляет 3 месяца 6 дней.
С учетом того, что ответчиком в ходе рассмотрения дела был, зачтем период службы истца в армии, специальный стаж истца, учтённый ответчиком, составил 24 года 2 месяца 7 дней, общий срок специального стажа, с учетом периодов включенных судом составил 24 года 5 месяцев 13 дней.
Таким образом, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии у истца отсутствовал необходимый 25 летний стаж, следовательно, требования истца о назначении ей пенсии с момента обращения не подлежат удовлетворению.
С учетом требований действующего законодательства, а также разъяснений, содержащихся в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 отпуск по уходу за ребенком, который имел место после 6 октября 1992 года, не подлежит включению в специальный стаж.
Истец заявляет о незаконности отказа включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в то же время, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, который не подлежит включению в специальный стаж, доказательств осуществления трудовой деятельности подлежащей включению в специальный стаж в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., истцом не представлено.
При определении даты назначения истцу досрочной трудовой пенсии, суд исходит из того, согласно ст. 19 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Поскольку на момент обращения с заявлением к ответчику – 24 декабря 2018г. специальный стаж истца составлял 24 года 5 месяцев 7 дней, то есть менее установленных законом 25 лет, оснований для назначения пенсии у ответчика не имелось. Требования истца о назначении пенсии с 14 апреля 2019г., суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку на указанную дату у истца также отсутствует необходимый 25 летний стаж, кроме того ответчиком не были оценены периоды работы истца после 24 декабря 2018г., а суд не может подменять собой уполномоченные на принятие решений о назначении пенсий, органы.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Бурдучкиной А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включению периодов работы в специальный стаж дающий право на получение пенсии, обязании назначить трудовую пенсию удовлетворить частично.
Признать решение Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГг. и № от ДД.ММ.ГГГГг. в части незаконным, засчитав в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения я квалификации с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., периоды нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
В удовлетворении требований о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. и периода нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. отказать.
В удовлетворении требований о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГг. отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Миронов А.В.