Судья Гаджиев Д.А.
Дело № 2-408/2023
УИД 05RS0012-01-2022-007918-27
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2023 года, № 33-3414/2023, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Шабровой А.А. и Акимовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО8 на решение Дербентского городского суда от <дата>
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она является лицом из числа детей-сирот, так как ее мать и отец умерли в период ее <.> возраста.
В период с <дата> по <дата> истец находилась на полном государственном обеспечении и воспитании в Дербентском Детском <адрес>, где и зарегистрирована по настоящее время. Находясь в детском доме, в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от <дата> №159-ФЗ, по достижении 14 лет обязаны были поставить ее на жилищный учет и включить в список на получение жилья. Однако по неизвестным причинам этого сделано не было, тем самым нарушены ее жилищные права. Только когда истец вышла из детского дома и узнала, что не состоит на жилищном учете, ей пришлось самой обратиться с письменным заявлением в администрацию <адрес>. Постановлением администрации ГО «<адрес>» от <дата> № она была принята на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с письменным заявлением от <дата> с просьбой предоставить информацию о сроках предоставлении ей жилья, на что был получен ответ от <дата> №, в котором ей сообщили, что ее порядковый № и ей будет предоставлено жилое помещение в порядке очередности. Каждый год жильем обеспечивается очень малое количество сирот (примерно 15 человек) и по ее расчетам очередность до нее дойдет не раньше чем через 7 лет. Она является матерью-одиночкой, воспитывает малолетнего ребенка, а также ребенка ее трагически погибшей подруги. В связи с тем, что у нее отсутствует собственное жилье, то им приходиться проживать на съемной квартире. Указывает, что зарплаты практически не хватает на обеспечение детей необходимым питанием и одеждой, т.к. большая часть уходит на оплату квартиры.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «<адрес>» (ОГРН 1020502003356, ИНН/КПП 0542009356/05420101) предоставить ФИО1, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, Республики Дагестан, (паспорт 82 13 467593, выданный ОУФМС России по Республике Дагестан в <адрес> <дата>, код подразделения 050-006), благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования ФИО1 в остальной части оставить без удовлетворения».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО8 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ФИО1 не имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, поскольку не является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне соответствующих заболеваний, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, законом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем внеочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает права других очередников.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО8 принимали участие посредством видеоконференц-связи.
Истец ФИО1 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО8 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до <дата>) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> №, предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).
Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановления Администрации ГО «<адрес>» от <дата> № истец ФИО1, <дата> года рождения, принята на учет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно свидетельству о рождении I-БД № родителями ФИО1 являются ФИО2 и ФИО3.
Мать ФИО1 - ФИО2 согласно свидетельству о смерти I-БД № умерла <дата>.
Отец ФИО1 - ФИО3 согласно свидетельству о смерти I-БД № умер <дата>.
Как следует из справки Детского <адрес> от <дата> за № ФИО1 являлась воспитанницей Дербентского Детского <адрес> <дата> по <дата>.
Согласно ответу Администрации ГО «<адрес>» от <дата> на обращение ФИО1, в списке детей-сирот на получение жилья ФИО1 значится под №.
До настоящего времени ФИО1 не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, что не отрицалось ответчиком.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о применении к возникшим правоотношениям положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от <дата> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до <дата>, поскольку право ФИО9 на обеспечение жилым помещениям по договору социального найма во внеочередном порядке возникло до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ от <дата> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Нормами действующего законодательства определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом, ни в Федеральном законе от <дата> N 159-ФЗ, ни в Жилищном кодексе Российской Федерации не устанавливается какая-либо последовательность, очередность (в том числе, в зависимости от даты регистрации заявления о включении в указанный список) в списках данной категории граждан в качестве условия предоставления им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Напротив, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда имеют в равной степени все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, независимо от даты подачи заявления о включении в список и регистрации данного заявления.
Формирование указанного списка имеет своей целью не установление очередности включенных в него лиц, а определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из вышеназванных обстоятельств, установленных по делу, руководствовался приведенными нормами действующего законодательства и с учетом того, что истец с <дата> состоит на учете для предоставления жилья в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Также суд обоснованно пришел к выводам о том, что исковые требования ФИО1 о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворению не подлежат, поскольку действующее законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилищное законодательство не предусматривает обязанность по внеочередному предоставлению ФИО1, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у ФИО1 права на получение жилья по договору социального найма и нарушении предоставлением ей вне очереди жилья имущественных прав иных детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включенных в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений ранее истца, судебная коллегия признает несостоятельными и необоснованными.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит правильным принятое по данному делу решение.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>