Дело № 2-3796/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уссурийск 23 августа 2017 года
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.Н.,
при секретаре Мамедовой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асаула В. В.ича к начальнику Дальневосточного таможенного управления, Уссурийской таможне об обязании произвести перерасчет выслуги лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд, с указанным иском мотивируя свои требования следующим, что он с ДД.ММ.ГГ проходил службу в Уссурийской таможне на различных должностях. Приказом ДВТУ XXXX-К от ДД.ММ.ГГ истец был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - в связи с организационно – штатными мероприятиями. Выслуга лет в таможенных органах на момент увольнения, включая 2 года службы в Вооруженных Силах СССР составила более 20 лет в льготном исчислении. В то же время, после службы в ВС СССР истец с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (7 лет, 7 месяцев, 21 день) проходил службу в органах внутренних дел Украины. Однако, данный период времени не был включен в выслугу лет для назначении пенсии. Считает, что этим были нарушены его права, и данный период времени должен быть включен ему в выслугу лет для назначения пенсии. До апреля 2017 года истец считал, что указанный период времени был включен в выслугу лет, но когда ему стало известно обратное, то обратился в ДВТУ, где получил ДД.ММ.ГГ отрицательный ответ. Ответ начальника ДВТУ считает несостоятельным. Со ссылкой на п. 1 ст. 50 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудниками таможенных органах с учётом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 103, а также Инструкцию об организации работы таможенных органов РФ, утверждённую приказом Федеральной таможенной службы России от 20.05.2009 г. № 910 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов РФ», Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, заключенное в XXXX ДД.ММ.ГГ просит суд обязать начальника Дальневосточного таможенного управления произвести перерасчет выслуги лет по назначенной ему пенсии, утверждённой Уссурийской таможней и включить период прохождения службы в органах внутренних дел Украины с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в выслугу лет, а также произвести соответствующий перерасчёт.
В судебном заседании представитель истца по ордеру – адвокат ФИО4 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, привел доводы аналогичные изложенным в иске. При этом, также пояснив, что истцом срок исковой давности не пропущен, так как истец узнал о нарушенном праве только в апреле 2017 года.
Представитель Дальневосточного таможенного управления и Уссурийской таможни по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, так как истцом пропущен срок для обращения с исковым заявлением, поскольку истец ДД.ММ.ГГ под роспись был ознакомлен с расчётом выслуги лет для назначения пенсии из которого было видно, что период прохождения службы в органах внутренних дел Украины Уссурийской таможней не был включен в выслугу лет для назначении пенсии. Кроме того, расчёт выслуги лет для назначения пенсии истцу произведён в соответствии с действующим законодательством. Соглашением от ДД.ММ.ГГ не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания. Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством – участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству стороны по вновь избранному пенсионером месту жительства. Ответчик проходил службу в органах внутренних дел Украины в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, пенсия ему не назначалась ввиду отсутствия необходимых по законодательству Украины условий для её назначения. Право на пенсию ответчик приобрёл на территории РФ, следовательно, пенсия за выслугу лет назначена ему на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного заседания, что истец в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в Уссурийской таможне на различных должностях, что подтверждается копией трудовой книжки.
Приказом и.о. начальника Дальневосточного таможенного управления от ДД.ММ.ГГ XXXX-К Асаул В.В. уволен с ДД.ММ.ГГ со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Из вышеуказанного приказа следует, что выслуга лет в таможенных органах РФ истца на ДД.ММ.ГГ составляет: календарная – 14 лет 06 месяцев 22 дня, в льготном исчислении – 05 лет 09 месяцев 28 дней, общая 20 лет 04 месяца 20 дней.
Согласно расчёта XXXX выслуги лет Асаула В.В. утверждённого начальником Уссурийской таможни ДД.ММ.ГГ в выслугу лет включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – служба в Вооруженных силах (по призыву); с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ служба в органах внутренних дел СССР; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ служба в таможенных органах.
С вышеуказанным приказом и расчётом истец был ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно ознакомлен.
В апреле 2017 года истец обратился в Дальневосточное таможенное управление с заявлением о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии, по результатам рассмотрения которого Асаулу В.В. было отказа в перерасчете.
Так, по мнению истца, период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (7 лет, 7 месяцев, 21 день) службы в органах внутренних дел Украины неправомерно ответчиком не был включен в выслугу лет.
Согласно выписке из приказа начальника УГСО при УМВД Украины в Николаевской области от ДД.ММ.ГГ XXXX л/с Асаул В.В. был уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГ, выслуга лет составила 07 лет, 07 месяцев, 21 день.
Из сообщения начальника УМВД Украины в Николаевской области от ДД.ММ.ГГ XXXX следует, что Асаулу В.В. не было начислено и выплачено выходное пособие при увольнении.
Представителем истца в судебном заседании суду пояснено, что Асаулу В.В. при увольнении из органов МВД Украины пенсия не назначалась.
Так согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. № 103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учётом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учётом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы): указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
В силу пункта «а» статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее-Закон) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ст. 4 Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств (далее также - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".
Соглашение от 24 декабря 1993 г. вступило в силу для Российской Федерации 09 июля 1999 г.
Данное Соглашение основано на Соглашении от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм ст. ст. 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
При таких обстоятельствах, поскольку при увольнении из органов МВД Украины пенсия истцу не назначалась, то суд приходит к выводу о том, что Уссурийской таможней Асаулу В.В. верно был произведен расчёт выслуги лет и в него не был включен стаж работы последнего в органах МВД Украины за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Довод представителя ответчика на истечение срока исковой давности по заявленным требованиям несостоятелен, поскольку нормы Гражданского кодекса РФ, касающиеся исковой давности, не подлежат применению к возникшим правоотношениям, вытекающим из пенсионного законодательства и носящим публично-правовой характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Асаула В. В.ича к начальнику Дальневосточного таможенного управления, Уссурийской таможне об обязании произвести перерасчет выслуги лет - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Лысенко
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2017 года.