Дело № 2-5506/2024
УИД 48RS0001-01-2024-005483-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2024 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Никулина Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бородиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Техэнергострой» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к ООО «Техэнергострой» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В обоснование требований истец указал, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой была проверена проверка соблюдения законодательства, в ходе которой установлено, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области установлены нарушения законодательства в части непринятия, мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий в деятельности ООО «Техэнергострой». По состоянию на 24.06.2024 при наличии периодов НМУ, в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчиком не были разработаны и не имели согласования с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора. Истец просит суд обязать ООО «Техэнергострой» разработать и согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 30.10.2024.
В судебном заседании представитель истца Покидов М.Б. исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика директор Скориков П.П. не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что требования истца обязать ООО «Техэнергострой» разработать и согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выполнены ответчиком.
Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании статьи 45 ГПК РФ, статей 27, 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах. Такое требование процессуального закона соблюдено, а основанием для обращения прокурора явилась необходимость осуществления защиты законных прав и интересов граждан в сфере трудовых, иных, в том числе пенсионных и социальных отношений.
Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области установлены нарушения законодательства в части непринятия, мер, направленных на охрану атмосферного воздуха Ев периоды неблагоприятных метеорологических условий в деятельности ООО «Техэнергострой».
По требованию ч. 1. ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условии.
Частью 3 ст. 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих зешеств в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).
Пунктами 1, 2, 3, 4, 19 Требований предусмотрено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный вдздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
По требованию ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно свидетельству о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающею среду ответчик при осуществлении хозяйственной деятельности использует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC), который относится к 3-й категории негативного воздействия на окружающую среду, и включен в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода 42-0248-004562-П.
Вместе с тем, по состоянию на 24.06.2024 при наличии периодов НМУ, в нападение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчиком не были разработаны и не имели согласования с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора.
Следовательно, ответчиком не соблюдались требования законодательства, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Таким образом, судом установлено, что ответчиком нарушены приведенные выше правовые нормы, и прокурор правомерно обратился в суд за защитой прав неопределенного количества застрахованных на гарантированное Конституцией РФ право граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно сообщению Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 03.09.2024 года ООО «Техэнергострой» разработаны и согласованы с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Поскольку после предъявления иска в суд, 03.09.2024 требования прокурора ответчиком исполнены, решение в исполнение следует не приводить.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Техэнергострой» разработать и согласовать с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области, уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 30.10.2024.
Решение в исполнение не приводить.
Взыскать с ООО «Техэнергострой» в доход г. Липецка государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Никулин
мотивированное решение
изготовлено 30 сентября 2024 года.