гражданское дело № 2-114/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года ст. Преградная

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего, судьи Чомаева Р.Б.

при секретарях Мелешиной О.А.,

РЁСѓРЅРёРЅРѕР№ Рњ.Рњ.,

ответчике-истце Эбзееве К.Р.,

представителя ответчика-истца Кубановой Л.И.,

представителя Министерства природных ресурсов и

экологии КЧР Кочкаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по ЮФО к Эбзееву Казбеку Робертовичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и встречному исковому заявлению Эбзеева Казбека Робертовича о признании его добросовестным приобретателем,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент лесного хозяйства по ЮФО (Департамент) обратился в суд с исковым заявлением, которое в ходе судебного разбирательства уточнил и просит признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым № площадью 600 м 2, расположенный по адресу: <адрес> снять с кадастрового учета указанный земельный участок, а так же обязать ответчика освободить указанный земельный участок от имеющихся строений, ограждений, ссылаясь на то, что 25.07.2019 г. комиссией Больше-Лабинского участкового лесничества Бескесского лесничества был проведен осмотр указанного земельного участка. Согласно акту № 7 натурного обследования фактического использования земельного участка от 25.07.2019 г., участок расположен на землях лесного фонда - в части выделов 13,14 квартала 44 Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества, включенные в границы спорного земельного участка относящегося к ценным лесам с категорией защитности – защитные леса, леса, расположенные в степях, горах; леса водоохранных зон. Земельный участок (спорная часть) является частью земель лесного фонда. На основании визуального осмотра, на спорном земельном участке существуют постройки, ограждения отсутствуют. Согласно заключения ФГБУ «Рослесинфорг» № 10 от 07.06.2019г., земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда.

Истец-ответчик указывает, что Российская Федерация в силу п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) спорного земельного участка. Категория земель: земли гослесфонда; разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Площадь: 78 169 га. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Адрес: КЧР, территория Урупского р-на, юго-западная часть. Свидетельство о государственной регистрации права серия № от 31 марта 2004г.

Истец-ответчик указывает, что согласно таксационному описанию Больше-Лабинского Бескесского лесничества в части выделов 13,14 квартала 44 данного лесничества, включенные в границы спорного земельного участка относится к лесам, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автодорог общего пользования, автодорог, находящихся в собственности субъектов РФ.

Учитывая изложенное, указывает Департамент, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра (далее ГЛР).

Согласно выписки из ГЛР, № 90 от 20.08.2019г. в отношении указанного земельного участка, части выделов 13,14 квартала 44 включены в состав Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорным земельным участком на праве собственности владеет ответчик, право собственности которого зарегистрировано 14.06.2016 г.

Истец-ответчик ссылается на ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как следует из п. 3 ч. 6 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ положения ч. 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Указывает, что аналогичное правило содержится в п.п. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ. Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательств Российской Федерации, а также ст.ст. 12, 19 ЛK РФ в редакции от 29.01.1997г. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛK РФ (в действующей редакции) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, указывает истец-ответчик, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда. Однако, как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.

Истец-ответчик указывает, что на момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный земельный участок, в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым № (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого полностью располагается спорный земельный участок.

Часть выделов 13,14 квартала 44 Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества Карачаево-Черкесской Республики в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились.

Таким образом, спорный земельный участок, в момент его постановки на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Наличие в ЕГРН записи о правах Эбзеева К.Р. на указанный земельный участок нарушает права Российской Федерации на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.

Так же истец-ответчик указывает, что сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер.

Ввиду сохранения владения истцом-ответчиком земельным участком лесного фонда (осуществление комплекса мер по охране, защите, мониторингу состояния лесных насаждений), сохранения доступа на участок, исключается возможность защиты права путем предъявления виндикационного иска, а ввиду того, что право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда (леса) зарегистрировано - исключается возможность защиты путем иска о признании права (п. 58 Постановления Пленума ВС/ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010).

Представитель истца-ответчика, Департамента Лесного хозяйства по ЮФО, просит судебное заседание провести в его отсутствие.

Ответчик-истец Эбзеев К.Р. исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО не признал.

В ходе судебного разбирательства ответчиком-истцом заявлено встречное исковое заявление, в котором он просит считать его добросовестным приобретателем спорного земельного участка, а так же садового домика, расположенного на данном земельном участке ссылаясь на то, что с исковыми требованиями истца-ответчика он не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Им приобретено право на спорный объект недвижимости с 2016 года на основании договора дарения своей матерью Э.Л.Х., которая в свою очередь указанный объект недвижимости приобрела в 2014 году. ответчик-истец указывает, что он открыто, добросовестно владеет на праве личной собственности спорным объектом недвижимости с 2016 года.

Представитель Эбзеева К.Р. – Кубанова Л.И. исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО не признала, просит отказать в их удовлетворении ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к категории земель сельско-хозяйственного назначения. Поясняет, что право собственности на спорный земельный участок изначально было зарегистрировано до 01.01.2016 года, соответственно сведения содержащиеся в ЕГРН имеют преобладающее значение над сведениями содержащимися в ГЛР.

Представитель третьего лица, Министерство природных ресурсов и экологии КЧР просит требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО удовлетворить, в удовлетворении встречных требований Эбзеева К.Р. отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ и мнения участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя ответчика-истца, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи от 12.01.2004 года Б.А.К. приобрел у конкурсного управляющего ОАО «Урупский ГОК» геологический домик и здание котельной на Грушевой поляне с последующим оформлением приобретаемого помещения в собственность (л.д. 179-180). 29.10.2014 года Б.Р.М. купил у Б.А.К. указанный нежилой дом (л.д. 156). 23.06.2014 года спорный земельный участок администрацией Урупского района КЧР продан в собственность Б.Р.М., который зарегистрировал свое право на указанный участок 15.07.2014 года. 12.11.2014 года свое право собственности на спорный участок зарегистрировала Э.Л.Х., которая приобрела его у Б.Р.М. на основании договора купли-продажи (л.д. 157). Ответчик, спорный участок получил в дар от Э.Л.Х. и зарегистрировал свое право собственности на спорный земельный участок 14.06.2016 года (л.д. 26-27, 57-60, 151-156). Согласно выписки ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, спорный земельный участок относится к землям сельско-хозяйственного назначения, для индивидуального садоводства, имеет статус «актуальные, ранее учтенные», принадлежит на праве собственности ответчику (л.д. 23-25). Как следует из выписки ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов, реквизитом правоустанавливающего документа является договор № 23 от 23.06.2014 года купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, заключенный между администрацией Урупского района КЧР и Б.Р.М. (л.д. 26). Согласно кадастрового паспорта от 02.02.2010 года, земельный участок относится к землям сельско-хозяйственного назначения, землями лесного фонда не является (л.д. 136).

В судебном заседании так же установлено, что согласно акту натурного обследования фактического использования спорного земельного участка, участок расположен на землях лесного фонда - в части выделов 13,14 квартала 44 Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества, включенные в границы спорного земельного участка относящегося к ценным лесам с категорией защитности – защитные леса, леса, расположенные в степях, горах; леса водоохранных зон. Земельный участок (спорная часть) является частью земель лесного фонда. На основании визуального осмотра, на спорном земельном участке существуют постройки, ограждения отсутствуют (л.д. 15-16). Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» № 10 от 07.06.2019г., земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда. Площадь наложения составляет 600 кв.м. (л.д. 20). Как следует из таксационного описания Больше-Лабинского участкового лесничества Бескесского лесничества в части выдела 13,14 квартала 44 данного лесничества, включенные в границы спорного земельного участка, относится к защитным полосам лесов, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автодорог общего пользования, автодорог, находящихся в собственности субъектов РФ (л.д. 17-18). Согласно выписки из ГЛР, № 90 от 20.08.2019г. в отношении указанного земельного участка, части выделов 13,14 квартала 44 включены в состав Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества, относится к категории земель- земли лесного фонда, покрытые лесом площадь; Усадьба. Категория защищенности - защитные леса, леса водоохранных зон. ОЗУ. (л.д. 21). Согласно свидетельству о государственной регистрации права, право собственности на участок лесного фонда площадью 78169ГА, по адресу: КЧР, Территория Урупского района, Юго-западная часть зарегистрировано за Российской Федерацией 31.03.2004 г.(л.д. 16). Как следует из справки РГКУ «Бескесское лесничество», решение о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда не принималось (л.д. 22). Как следует из выкопировки из планшета № 17 (лесоустройство 2014 года), имеется пересечение границ лесного фонда с границами спорного земельного участка (л.д.170).

Истцом-ответчиком представлены суду фотографии земельного участка с имеющимися на нем строениями (л.д.19), однако ответчиком-истцом опровергнуты доводы истца-ответчика о принадлежности указанного объекта недвижимости ему и в обоснование своих доводом Эбзеев Р.К. представил суду фотографии с изображением принадлежащих ему объектов недвижимости (л.д. 61-63).

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1793-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".

Аналогичная позиция отражена так же в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1795-О.

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 ст. 7).

Кроме того, в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости.

По смыслу вышеприведенных норм права следует, что при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, либо сведения, указанные в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок изначально относился к землям сельскохозяйственного назначения. Первоначально право собственности на него было зарегистрировано 15.07.2014 г. за Б.Р.М.

Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2020 г. по делу №).

В своем Определении от 21 сентября 2017 года N 1793-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в правоприменительной, в частности, судебной практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и, тем самым, - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1795-О.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального Закона № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» следует, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального Закона № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

При таких обстоятельствах, с учетом оснований возникновения права собственности у ответчика-истца на спорный земельный участок, времени возникновения у него права собственности и приведенных положений законодательства суд считает заявленные исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО не подлежащими удовлетворению.

Разрешая встречные исковые требования Эбзеева К.Р. о признании его добросовестным приобретателем, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 302 ГК РФ, если имуществовозмездноприобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как следует из ч. 2 ст. 302 ГК РФ, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Таким образом, установление добросовестности приобретателя необходимо лишь в случае истребования имущества, которое было приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать.

Такие обстоятельства судом не установлены.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения встречного иска Эбзеева К.Р. отсутствуют.

В тоже время, суд не ставит под сомнение законность приобретения спорного имущества Эбзеевым К.Р.

Исследованные в судебном заседании доказательства представленные сторонами суд считает относимыми, допустимыми и достоверными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по ЮФО о признании отсутствующим права собственности Эбзеева Казбека Робертовича (государственная регистрация права от 14.06.2016 г.) на земельный участок с кадастровым № площадью 600 м 2, по адресу: <адрес> в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым № площадью 600 м2, по адресу: <адрес> а так же в обязании Эбзеева К.Р. освободить земельный участок с кадастровым № - отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Эбзеева Казбека Робертовича о признании его добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым № а так же садового дома расположенного на нем отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения через Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 08.12.2020 года.

Председательствующий подпись Чомаев Р.Б.

гражданское дело № 2-114/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года ст. Преградная

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего, судьи Чомаева Р.Б.

при секретарях Мелешиной О.А.,

РЁСѓРЅРёРЅРѕР№ Рњ.Рњ.,

ответчике-истце Эбзееве К.Р.,

представителя ответчика-истца Кубановой Л.И.,

представителя Министерства природных ресурсов и

экологии КЧР Кочкаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по ЮФО к Эбзееву Казбеку Робертовичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и встречному исковому заявлению Эбзеева Казбека Робертовича о признании его добросовестным приобретателем,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент лесного хозяйства по ЮФО (Департамент) обратился в суд с исковым заявлением, которое в ходе судебного разбирательства уточнил и просит признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым № площадью 600 м 2, расположенный по адресу: <адрес> снять с кадастрового учета указанный земельный участок, а так же обязать ответчика освободить указанный земельный участок от имеющихся строений, ограждений, ссылаясь на то, что 25.07.2019 г. комиссией Больше-Лабинского участкового лесничества Бескесского лесничества был проведен осмотр указанного земельного участка. Согласно акту № 7 натурного обследования фактического использования земельного участка от 25.07.2019 г., участок расположен на землях лесного фонда - в части выделов 13,14 квартала 44 Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества, включенные в границы спорного земельного участка относящегося к ценным лесам с категорией защитности – защитные леса, леса, расположенные в степях, горах; леса водоохранных зон. Земельный участок (спорная часть) является частью земель лесного фонда. На основании визуального осмотра, на спорном земельном участке существуют постройки, ограждения отсутствуют. Согласно заключения ФГБУ «Рослесинфорг» № 10 от 07.06.2019г., земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда.

Истец-ответчик указывает, что Российская Федерация в силу п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) спорного земельного участка. Категория земель: земли гослесфонда; разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Площадь: 78 169 га. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Адрес: КЧР, территория Урупского р-на, юго-западная часть. Свидетельство о государственной регистрации права серия № от 31 марта 2004г.

Истец-ответчик указывает, что согласно таксационному описанию Больше-Лабинского Бескесского лесничества в части выделов 13,14 квартала 44 данного лесничества, включенные в границы спорного земельного участка относится к лесам, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автодорог общего пользования, автодорог, находящихся в собственности субъектов РФ.

Учитывая изложенное, указывает Департамент, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра (далее ГЛР).

Согласно выписки из ГЛР, № 90 от 20.08.2019г. в отношении указанного земельного участка, части выделов 13,14 квартала 44 включены в состав Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорным земельным участком на праве собственности владеет ответчик, право собственности которого зарегистрировано 14.06.2016 г.

Истец-ответчик ссылается на ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как следует из п. 3 ч. 6 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ положения ч. 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Указывает, что аналогичное правило содержится в п.п. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ. Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательств Российской Федерации, а также ст.ст. 12, 19 ЛK РФ в редакции от 29.01.1997г. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛK РФ (в действующей редакции) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, указывает истец-ответчик, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда. Однако, как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.

Истец-ответчик указывает, что на момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный земельный участок, в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым № (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого полностью располагается спорный земельный участок.

Часть выделов 13,14 квартала 44 Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества Карачаево-Черкесской Республики в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились.

Таким образом, спорный земельный участок, в момент его постановки на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Наличие в ЕГРН записи о правах Эбзеева К.Р. на указанный земельный участок нарушает права Российской Федерации на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.

Так же истец-ответчик указывает, что сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер.

Ввиду сохранения владения истцом-ответчиком земельным участком лесного фонда (осуществление комплекса мер по охране, защите, мониторингу состояния лесных насаждений), сохранения доступа на участок, исключается возможность защиты права путем предъявления виндикационного иска, а ввиду того, что право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда (леса) зарегистрировано - исключается возможность защиты путем иска о признании права (п. 58 Постановления Пленума ВС/ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010).

Представитель истца-ответчика, Департамента Лесного хозяйства по ЮФО, просит судебное заседание провести в его отсутствие.

Ответчик-истец Эбзеев К.Р. исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО не признал.

В ходе судебного разбирательства ответчиком-истцом заявлено встречное исковое заявление, в котором он просит считать его добросовестным приобретателем спорного земельного участка, а так же садового домика, расположенного на данном земельном участке ссылаясь на то, что с исковыми требованиями истца-ответчика он не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Им приобретено право на спорный объект недвижимости с 2016 года на основании договора дарения своей матерью Э.Л.Х., которая в свою очередь указанный объект недвижимости приобрела в 2014 году. ответчик-истец указывает, что он открыто, добросовестно владеет на праве личной собственности спорным объектом недвижимости с 2016 года.

Представитель Эбзеева К.Р. – Кубанова Л.И. исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО не признала, просит отказать в их удовлетворении ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к категории земель сельско-хозяйственного назначения. Поясняет, что право собственности на спорный земельный участок изначально было зарегистрировано до 01.01.2016 года, соответственно сведения содержащиеся в ЕГРН имеют преобладающее значение над сведениями содержащимися в ГЛР.

Представитель третьего лица, Министерство природных ресурсов и экологии КЧР просит требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО удовлетворить, в удовлетворении встречных требований Эбзеева К.Р. отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ и мнения участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя ответчика-истца, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи от 12.01.2004 года Б.А.К. приобрел у конкурсного управляющего ОАО «Урупский ГОК» геологический домик и здание котельной на Грушевой поляне с последующим оформлением приобретаемого помещения в собственность (л.д. 179-180). 29.10.2014 года Б.Р.М. купил у Б.А.К. указанный нежилой дом (л.д. 156). 23.06.2014 года спорный земельный участок администрацией Урупского района КЧР продан в собственность Б.Р.М., который зарегистрировал свое право на указанный участок 15.07.2014 года. 12.11.2014 года свое право собственности на спорный участок зарегистрировала Э.Л.Х., которая приобрела его у Б.Р.М. на основании договора купли-продажи (л.д. 157). Ответчик, спорный участок получил в дар от Э.Л.Х. и зарегистрировал свое право собственности на спорный земельный участок 14.06.2016 года (л.д. 26-27, 57-60, 151-156). Согласно выписки ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, спорный земельный участок относится к землям сельско-хозяйственного назначения, для индивидуального садоводства, имеет статус «актуальные, ранее учтенные», принадлежит на праве собственности ответчику (л.д. 23-25). Как следует из выписки ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов, реквизитом правоустанавливающего документа является договор № 23 от 23.06.2014 года купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, заключенный между администрацией Урупского района КЧР и Б.Р.М. (л.д. 26). Согласно кадастрового паспорта от 02.02.2010 года, земельный участок относится к землям сельско-хозяйственного назначения, землями лесного фонда не является (л.д. 136).

В судебном заседании так же установлено, что согласно акту натурного обследования фактического использования спорного земельного участка, участок расположен на землях лесного фонда - в части выделов 13,14 квартала 44 Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества, включенные в границы спорного земельного участка относящегося к ценным лесам с категорией защитности – защитные леса, леса, расположенные в степях, горах; леса водоохранных зон. Земельный участок (спорная часть) является частью земель лесного фонда. На основании визуального осмотра, на спорном земельном участке существуют постройки, ограждения отсутствуют (л.д. 15-16). Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» № 10 от 07.06.2019г., земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда. Площадь наложения составляет 600 кв.м. (л.д. 20). Как следует из таксационного описания Больше-Лабинского участкового лесничества Бескесского лесничества в части выдела 13,14 квартала 44 данного лесничества, включенные в границы спорного земельного участка, относится к защитным полосам лесов, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автодорог общего пользования, автодорог, находящихся в собственности субъектов РФ (л.д. 17-18). Согласно выписки из ГЛР, № 90 от 20.08.2019г. в отношении указанного земельного участка, части выделов 13,14 квартала 44 включены в состав Больше-Лабинского участкового Бескесского лесничества, относится к категории земель- земли лесного фонда, покрытые лесом площадь; Усадьба. Категория защищенности - защитные леса, леса водоохранных зон. ОЗУ. (л.д. 21). Согласно свидетельству о государственной регистрации права, право собственности на участок лесного фонда площадью 78169ГА, по адресу: КЧР, Территория Урупского района, Юго-западная часть зарегистрировано за Российской Федерацией 31.03.2004 г.(л.д. 16). Как следует из справки РГКУ «Бескесское лесничество», решение о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда не принималось (л.д. 22). Как следует из выкопировки из планшета № 17 (лесоустройство 2014 года), имеется пересечение границ лесного фонда с границами спорного земельного участка (л.д.170).

Истцом-ответчиком представлены суду фотографии земельного участка с имеющимися на нем строениями (л.д.19), однако ответчиком-истцом опровергнуты доводы истца-ответчика о принадлежности указанного объекта недвижимости ему и в обоснование своих доводом Эбзеев Р.К. представил суду фотографии с изображением принадлежащих ему объектов недвижимости (л.д. 61-63).

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1793-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".

Аналогичная позиция отражена так же в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1795-О.

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 ст. 7).

Кроме того, в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости.

По смыслу вышеприведенных норм права следует, что при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, либо сведения, указанные в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок изначально относился к землям сельскохозяйственного назначения. Первоначально право собственности на него было зарегистрировано 15.07.2014 г. за Б.Р.М.

Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2020 г. по делу №).

В своем Определении от 21 сентября 2017 года N 1793-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в правоприменительной, в частности, судебной практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и, тем самым, - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1795-О.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального Закона № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» следует, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального Закона № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

При таких обстоятельствах, с учетом оснований возникновения права собственности у ответчика-истца на спорный земельный участок, времени возникновения у него права собственности и приведенных положений законодательства суд считает заявленные исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО не подлежащими удовлетворению.

Разрешая встречные исковые требования Эбзеева К.Р. о признании его добросовестным приобретателем, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 302 ГК РФ, если имуществовозмездноприобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как следует из ч. 2 ст. 302 ГК РФ, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Таким образом, установление добросовестности приобретателя необходимо лишь в случае истребования имущества, которое было приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать.

Такие обстоятельства судом не установлены.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения встречного иска Эбзеева К.Р. отсутствуют.

В тоже время, суд не ставит под сомнение законность приобретения спорного имущества Эбзеевым К.Р.

Исследованные в судебном заседании доказательства представленные сторонами суд считает относимыми, допустимыми и достоверными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по ЮФО о признании отсутствующим права собственности Эбзеева Казбека Робертовича (государственная регистрация права от 14.06.2016 г.) на земельный участок с кадастровым № площадью 600 м 2, по адресу: <адрес> в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым № площадью 600 м2, по адресу: <адрес> а так же в обязании Эбзеева К.Р. освободить земельный участок с кадастровым № - отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Эбзеева Казбека Робертовича о признании его добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым № а так же садового дома расположенного на нем отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения через Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 08.12.2020 года.

Председательствующий подпись Чомаев Р.Б.

1версия для печати

2-114/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент лесного хозяйства по ЮФО
Ответчики
Эбзеев Казбек Робертович
Другие
Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики
Андриасьян Сергей Рубенович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике
Суд
Урупский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
urupsky.kchr.sudrf.ru
07.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.07.2020Предварительное судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Предварительное судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
23.11.2020Производство по делу возобновлено
24.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее