Дело № 2-1869/2023
УИД:91RS0002-01-2023-001792-20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2023 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,
при секретаре Павленко Н.А.,
с участием истца представителя истца – Игумновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности в порядке приобретательной давности, -
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании права собственности в порядке приобретательной давности, которое мотивировано тем, что
Истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 485 кв. м., кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ получена выписка из ЕГРН, право собственности зарегистрировано под номером №: летняя кухня КН 90№, площадью 19,3 кв. м.; сарай КН №, площадью 30,9 кв. м.; сарай-баня КН №, площадью 13,4 кв. м.; гараж КН №, площадью 24,8 кв. м. При этом Истец является собственником 5/6 долей на вышеуказанные объекты. 1/6 доли на вышеуказанные объекты согласно технического паспорта от 23.09.2005 недвижимости согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО6 принадлежит ФИО2, на основании решения народного суда Киевского района г. Симферополя от 31.08.1970 г. ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. При этом судьба 1/6 доли дома и надворных построек после смерти, ФИО2, осталась не разрешенной ввиду того, что наследственное дело не заводилось. Указанные обстоятельства подтверждаются вступившими в законную силу решениями Киевского районного суда г. Симферополя от 03.06.2021 по делу № и от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Поскольку истец добросовестно, открыто и непрерывно в полной мере владеет вышеуказанным домом и надворными постройками как своим собственным более 25 лет, полагает, что имеет право в силу приобретательной давности по ст.234 ГК РФ на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом и надворные постройки, расположенные по адресу, <адрес> ввиду чего и обращается в суд с настоящим исковым заявлением и просит признать за ФИО1 право собственности на 1/6 доли на жилой дом, общей площадью 57,2 кв. м., с кадастровым номером №; летняя кухня, общей площадью 19,3 кв. м., кадастровый №; сарай, общей площадью 30,9 кв. м., кадастровый №; сарай-баня, общей площадью 13,4 кв. м., кадастровый №; гараж, общей площадью 24,8 кв. м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно спора Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее направила письменные возражения в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 ст. 130 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Под добросовестным владельцем понимают того, кто приобретает вещь внешне правомерными действиями и при этом, не знает и не может знать о правах иных лиц на данное имущество. Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
Потенциальный приобретатель должен доказать суду наличие в совокупности следующих условий: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Как указано в абзаце первом п. 16 приведенного выше постановления Пленума, по смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Давностный владелец может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого имуществом владели правопредшественники, универсальным или сингулярным правопреемником которых является давностный владелец.
Судом установлено, что решением исполкома Симферопольского городского совета №24 от 05.08.1955 года, за землепользователем в <адрес>, был зарегистрирован земельный участок, площадью 485 кв.м.
Согласно поквартальной ведомости домовладения, строение на участке по <адрес> находилось у домовладельца – ФИО7 (год возведения строения – 1927).
Решением исполкома Симферопольского городского совета №19 от 17.07.1956 года домовладению по <адрес> присвоен №.
Решением исполкома Симферопольского городского совета №22 от 11.11.1966 года <адрес> переименована в <адрес>.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившим в законную силу решением Киевского районного суда г. Симферополя от 03.06.2021 по гражданскому делу № 2-700/2021 установлено, что на момент рассмотрения дела собственниками недвижимого имущества по адресу: <адрес> (ранее <адрес>) являлись ФИО1 – 5/6 доллей на основании свидетельства о праве собственности на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО6 и ФИО2 – 1/6 доля. ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведений об открытии наследственного дела после ее смерти суду не представлено. Судом установлен факт принятия решения о передаче в собственность правопредшественника истца земельного участка, достоверно установлен факт регистрации земельного участка под домовладением, площадью 485 кв.м за провепредшественником истца и последующий переход права собственности на домовладение, расположенное на указанном участке в порядке наследования от ФИО7 к ФИО6 и от ФИО6 к истцу ФИО1
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об открытии наследственного дела после её смерти суду на запросы не предоставлено.
В соответствии со ст.549 ГК УССР (в ред.1963), которым регулировались отношения сторон на момент смерти ФИО2, признается, что наследник принял наследство: 1) если он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом; 2) если он подал в государственную нотариальную контору по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в этой статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев после открытия наследства.
Ранее ФИО6 приобрел в собственность домовладение на основании свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО7
Вступившим в законную силу решением Киевского районного суда г. Симферополя от 17.05.2022 года по делу № 2-996/2023 установлено, что после смерти ФИО2 - собственника 1/6 доли жилого дома по указанному выше адресу, ее доля осталась невостребованной, принадлежавшее ей имущество вымороченным не признавалось и с 1995 г. находилось во владении собственника 5/6 долей жилого дома и земельного участка ФИО6, а после его смерти во владении наследника - ФИО1 Всего, таким образом, давностное владение осуществлялось более 25 лет.
Доказательств того, что владение не являлось, открытым и добросовестным, ответчиком суду не представлено.
В силу ст. ст. 55-60 ГПК РФ стороной истца приведено достаточно доказательств в обоснование правомерности признания за ним права собственности на имущество в порядке приобретательной давности, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В процессе судебного рассмотрения истец не настаивал на возмещении судебных расходов, в связи с чем, данный вопрос не разрешается судом в силу ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
исковые требования ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности в порядке приобретательной давности – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на 1/6 доли на жилой дом, общей площадью 57,2 кв. м., с кадастровым номером №; летняя кухня, общей площадью 19,3 кв. м., кадастровый №; сарай, общей площадью 30,9 кв. м., кадастровый №; сарай-баня, общей площадью 13,4 кв. м., кадастровый №; гараж, общей площадью 24,8 кв. м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2023 года.
Судья А.С. Цыкуренко