Решение по делу № 2-1664/2013 ~ М-1291/2013 от 18.03.2013

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи                                      ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Малания Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по иску Решетникова В.М. к Государственному учреждению Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным действий в виде отказа в предоставлении бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда в 2012 году, возложении обязанности восстановить право на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения в 2012 году до ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Решетников В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным действий в виде отказа в предоставлении бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда в 2012 году, возложении обязанности восстановить право на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения в 2012 году до ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

Исковые требования были мотивированы следующим.

Истец в период прохождения военных сборов с января 1987 г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергся воздействию радиации вследствие чрезвычайной ситуации техногенного характера, следствием чего стало заболевание и инвалидность. ДД.ММ.ГГГГ ему выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серия . Он является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, перенесенным в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. В январе 2012 года он представил в филиал № 16 Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации необходимые медицинские документы, написал заявление на санаторно-курортное лечение и проезд. Он имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение, однако в 2012 году региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 16) не обеспечило его путевкой в санаторий, не выплатило компенсацию, чем, по мнению истца, грубо нарушило его право. Из филиала № 16 уведомлений о том, что он поставлен на учет лиц, ожидающих предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, вопреки закону он не получил. Истец утверждает, что нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям. Отсутствие такого лечения отразилось на его здоровье. Сложившаяся ситуация вызвала переживания, что причинило и моральный вред. Ему дан ответ (исх. л. от ДД.ММ.ГГГГ), что на эти цели якобы имелось недостаточное финансирование, большие очереди, и что истцу не хватило путевки. По мнению истца, данный ответ является ложным и незаконным, так как в силу п. 1 ст. 9 ФЗ от 28.11.2009 N 292 "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Правительством РФ объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда и федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения определяется, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг. Финансирование на эти цели производится в полном объеме и, соответственно, очереди на путевки исключены. Установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению путевками инвалидов 2 группы в связи с заболеванием, перенесенным в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года. Директор филиала № 16 Фонда социального страхования Российской Федерации подрывает веру истца в справедливость и главенство Конституции. В силу статьи 6.1 и подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5 названного Федерального закона). В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" Постановлением от 29 декабря 2004 года N 864 Правительства Российской Федерации разработаны и утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Пунктом 11 Правил установлено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Каких-либо изъятий, в том числе из-за очереди на путевки, предусматривающих возможность непредоставления Фондом санаторно-курортного лечения, при наличии такого права у истца и в соответствии с медицинскими рекомендациями, законом не предусмотрено. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности п. 1 ст. 14 указанного Закона, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на бесплатное получение санаторно - курортной путевки или ее стоимости. При этом выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено. Иное является прямым нарушением указанного Закона. Ст. 14 указанного Закона устанавливает компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировав им в п. 1 бесплатное ежегодное обеспечение санаторно - курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки. Считает, что его право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года и проезд бесспорно. Помимо Федеральных законов, Фондом грубо нарушен Приказ Минздравсоцразвития России от 27.03.2012 N 271 н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно". В соответствии со ст.151 ГК РФ просит компенсировать причиненный ему моральный вред, который выражен в следующем: умалена вера в том, что Россия - социальное государство, справедливость и законность; имеет место прямой ущерб здоровью, так как истец не получил предписанное лечение заболеваний; нравственные страдания, связанные с нарушением прав истца на санаторное лечение и проезд и их защитой; нарушено его психологическое благополучие; подорвана репутация государственных органов и органов соцзащиты; затрата    личного времени     на    защиту    своих     прав. Содержанием его переживаний стали стыд, унижение, иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. Исходя из степени физических и нравственных страданий, вызванных незаконным ответом исх. л. от ДД.ММ.ГГГГ филиала № 16 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, незаконным лишением права на получение путевки, размер морального вреда истец оценивает в 50 000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с п.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Истец о причине своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца.

Ходатайство представителя истца об отложении судебного заседания по причине его занятости в других судебных заседаниях удовлетворению не подлежит ввиду неуважительности причины для неявки в судебное заседание.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Воробьева Л.А. просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Решетников В.М. обратился в филиал ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. К заявлению была приложена справка для получения путевки по от ДД.ММ.ГГГГ , выданная МБУЗ «Городская поликлиника », в соответствии с которой заболевание, для лечения которого Решетников В.М. направляется в санаторий - болезни системы кровообращения, основное заболевание или заболевание, являющееся причиной инвалидности, - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, предпочтительное место лечения - <адрес>, курорты Северного Кавказа. ДД.ММ.ГГГГ заявление Решетникова В.М. было поставлено на очередь по профилю «болезни системы кровообращения» под номером 337. В этот же день истцу было выдано уведомление - ответ на представленное заявление, о чем имеется подпись Решетникова В.М. на его заявлении о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Следовательно, довод заявителя о том, что «вопреки закону он не получил из филиала уведомлений о том, что он поставлен на учет лиц, ожидающих предоставление путевок на санаторно- курортное лечение», считает несостоятельным. В связи с тем, что срок действия справки для получения путевки по форме - 6 месяцев (Приказ Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), ДД.ММ.ГГГГ Решетников В.М. представил новую справку для получения путевки за , в которой заболевание, для лечения которого Решетников В.М. направляется в санаторий - болезни системы кровообращения, основное заболевание или заболевание, являющееся причиной инвалидности, - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, предпочтительное место лечения - <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Решетников В.М. вновь представил новую справку для получения путевки за . В 2012 году филиалом ГУ-КРО ФСС РФ было принято 1392 заявления от граждан льготной категории на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение. Количество «льготников», не обеспеченных путевками за предыдущие годы по различным причинам, составило 605 человек. 1591 «льготник» остался не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в 2012 году, в том числе и Решетников В.М. Итого, обеспечение путевками на санаторно- курортное лечение в 2012 году составило 20,3% от общего числа обратившихся граждан. Согласно накладным филиалу ГУ-КРО ФСС РФ было выделено всего 194 путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания «болезни системы кровообращения», из них 97 путевок было выдано гражданам, обратившимся с соответствующим заявлением в филиал в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и 97 путевок - гражданам, обратившимся в 2012 году. На Курорты Северного Кавказа на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания «болезни системы кровообращения» было выделено 7 путевок, из них 6 путевок были выданы гражданам льготной категории, обратившимся в филиал до ДД.ММ.ГГГГ, и 1 путевка «именная» - инвалиду Великой Отечественной войны. Так как номер очереди у Решетникова В.М. при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ по профилю заболевания «болезни системы кровообращения» был , то, учитывая вышеизложенное, обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение по указанному профилю заболевания в 2012 году не представилось возможным. При поступлении путевок в филиал будет рассмотрен вопрос об обеспечении гр. Решетникова В.М. санаторно-курортным лечением на 2013 год, согласно его очереди и профилю заболевания и с учетом необеспеченности путевкой в 2012 году. Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Так, согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год:

Обеспечение льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования в пределах средств, предусматриваемых в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий календарный год и передаваемых поквартально Фонду денежных средств в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования» на соответствующий год. Иными словами, обязательства Фонда социального страхования РФ ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3. Закона № 178-ФЗ и п. 1.9. Порядка № 328), то есть временной промежуток с 1 января по 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. в 2012 году на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан в наборе социальных услуг (НСУ) на одного человека было предусмотрено 1137 руб. 96 коп. в год, тогда как стоимость одной путевки составляет от 15827 руб. 40 коп. до 57771 руб. 00 коп. Таким образом, ежегодно выделяемые средства из Федерального бюджета позволяют обеспечивать путевками только одного из 14 граждан, обратившихся с заявлениями и медицинскими рекомендациями на санаторно-курортное лечение. Вышеприведенные нормативы свидетельствуют о недостаточной финансовой обеспеченности и невозможности ежегодного предоставления Фондом социального страхования РФ санаторно-курортного лечения всем гражданам - получателям НСУ - в течение календарного года. Так как размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение меры социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения, определяется и утверждается не Фондом социального страхования РФ, а Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ, считает, что вины Фонда социального страхования РФ, тем более его территориальных органов, в отсутствии возможности предоставления путевок на санаторно-курортное лечение всем обратившимся в ФСС РФ гражданам льготной категории, нет. ДД.ММ.ГГГГ контролерами-ревизорами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае была проведена проверка Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по вопросу правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий за 2012 год, о чем был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки контролерами-ревизорами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае был сделан вывод: нецелевого использования средств федерального бюджета и финансовых нарушений не установлено. Учитывая изложенное, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Государственным учреждением - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования на основании заключенных контрактов с санаторно-лечебными учреждениями, после чего они распределяются пропорционально между филиалами ГУ- КРО ФСС РФ. Распределение путевок не зависит от желания филиалов. В том случае, если путевка Решетникову В.М. на санаторно-курортное лечение за 2012 год, будет выдана в 2013 году, то она будет приобретена за счет средств, выделенных федеральным бюджетом Фонду социального страхования РФ на 2013 год для приобретения путевок гражданам льготной категории, состоящим в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг на 2013 год. Следовательно, будут ущемлены права граждан льготной категории, не отказавшихся от набора социальных услуг в виде предоставления путевки на санаторно- курортное лечение на 2013 год, так как именно за счет их средств на 2013 год будет предоставлена путевка Решетникову В.М. за 2012 год. Считает, что это противоречит нормам статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда просила отказать, так как в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Однако утверждения истца о том, что он не получил в 2012 году предписанное лечение заболеваний и то, что Фонд социального страхования РФ нарушил его право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, не соответствует действительности. В 2012 году Департаментом здравоохранения Краснодарского края Решетникову В.М. была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение с.03731 в ФГУ «Санаторий «Горный воздух» <адрес>, дата заезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанная путевка была выдана за счет средств федерального бюджета. Для проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно филиалом ГУ-КРО ФСС РФ Решетникову В.М. были выданы талоны на бесплатный проезд.

Выслушав мнение представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования Решетникова В.М. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец является лицом, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом, о чем свидетельствует удостоверение серии (л.д. 9).

П.1 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотрено, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на бесплатное получение санаторно - курортной путевки или ее стоимости.

В силу статьи 6.1 и подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Согласно справки Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, Решетников В.М. имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (л.д.9).

Постановлением от 29 декабря 2004 года N 864 Правительства Российской Федерации разработаны и утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Пунктом 11 Правил установлено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения.

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Каких-либо изъятий, предусматривающих возможность непредоставления Фондом санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к нему и обратно, при наличии такого права у гражданина и в соответствии с медицинскими рекомендациями, законом не предусмотрено.

Материалами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Решетников В.М. обратился в филиал ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

К заявлению была приложена справка для получения путевки по ф. от ДД.ММ.ГГГГ , выданная МБУЗ «Городская поликлиника № 1», в соответствии с которой заболевание, для лечения которого Решетников В.М. направляется в санаторий - болезни системы кровообращения, основное заболевание или заболевание, являющееся причиной инвалидности, - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, предпочтительное место лечения - <адрес>, курорты Северного Кавказа.

ДД.ММ.ГГГГ заявление Решетникова В.М. было поставлено на очередь по профилю «болезни системы кровообращения» под номером 337.

В этот же день истцу было выдано уведомление - ответ на представленное заявление, о чем имеется подпись Решетникова В.М. на его заявлении о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

ДД.ММ.ГГГГ Решетников В.М. представил новую справку для получения путевки за , в которой заболевание, для лечения которого Решетников В.М. направляется в санаторий - болезни системы кровообращения, основное заболевание или заболевание, являющееся причиной инвалидности, - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, предпочтительное место лечения - Курорты Северного Кавказа, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Решетников В.М. вновь представил новую справку для получения путевки за .

Представитель ответчика не оспаривает, что путевка на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно в 2012 году истцу не предоставлены.

Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, выделяемом на указанные цели из государственного бюджета, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение гражданам в соответствии с очередностью принятия заявлений о предоставлении такой услуги, отсутствии сведений о нецелевом использовании выделенных денежных средств Краснодарскому региональному отделению Государственного фонда социального страхования РФ, наличие иных граждан, имеющих по закону право на предоставление такой же услуги, суд признает не состоятельными, поскольку указанные доводы противоречат нормам действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2013 г. № 50 - АПГ13-1, учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, по мысли федерального законодателя, введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страховании; фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении; дата рождения; пол; адрес места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; категория, к которой относится гражданин; реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории, иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации) с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги, лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств (статья 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 5 статьи 6.3)

Впоследствии во исполнение поручения федерального законодателя приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе в части обеспечения санаторно-курортным лечением).

В силу предписаний данного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка). Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4 Порядка). При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка). Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8). Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9 Порядка). Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку для получения путевки (пункт 3.10).

Как видно из приведенных федеральных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

Изложенное дает основу для вывода о том, что отсутствие денежных средств не предполагает изменения нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации условий оказания отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.

Следовательно, истец имел право в 2012 году при наличии медицинских показаний на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно, однако такая социальная услуга ему не была предоставлена.

С учетом изложенного, несмотря на то, что п. 2 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год, суд признает обоснованными доводы истца о признании незаконными действий ответчика в виде отказа в предоставлении бесплатного санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно в 2012 году и возлагает на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение закона и предоставить истцу бесплатное санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно за 2012 год.

Однако суд не может согласиться с требованием истца о предоставлении ему такой социальной услуги в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку решение суда принимается после указанной даты, а его исполнение возможно только после вступления решения суда в законную силу, на что Гражданским процессуальным кодексом установлены определенные сроки.

Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.

При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (п.45 Постановления).

С учетом характера причиненных истцу нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, порядка финансирования ответчика, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.

Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 4 00 рублей, поскольку судом удовлетворены два исковых требования Решетникова В.М. неимущественного характера.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Решетникова В.М. к Государственному учреждению Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным действий в виде отказа в предоставлении бесплатного санаторно-курортного лечения и проезда в 2012 году, возложении обязанности восстановить право на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения в ДД.ММ.ГГГГ году до ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного учреждения Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в виде отказа Решетникову В.М. в предоставлении бесплатного санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно в 2012 году.

Обязать устранить допущенное нарушение закона и предоставить Решетникову В.М. право на бесплатное санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно за 2012 год.

Взыскать с Государственного учреждения Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Решетникова В.М. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

В соответствии со ст.199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий

2-1664/2013 ~ М-1291/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Решетников Владимир Михайлович
Ответчики
государственное учреждение Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ №16
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Вергунова Елена Михайловна
18.03.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2013[И] Передача материалов судье
20.03.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2013[И] Подготовка дела (собеседование)
23.04.2013[И] Подготовка дела (собеседование)
23.04.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2013[И] Судебное заседание
15.05.2013[И] Судебное заседание
20.05.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2013[И] Дело оформлено
10.02.2014[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее