адм.дело №2а-97/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» февраля 2017 года п.Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,
с участием административного истца помощника прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О.,
представителя административного ответчика администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области Ваниной В.Д.,
при секретаре Сазоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Курской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области требований исполнения законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области в 2015-2016 годах не проведена диспансеризация муниципальных служащих с прохождением всех врачей-специалистов, предусмотренных Порядком прохождения диспансеризации. Мероприятия по организации диспансеризации муниципальных служащих администрации не проведены. На 2017 год диспансеризация также не запланирована, что подтверждается письмом главы администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области.
Выявленное проведенной прокуратурой проверкой нарушение требований действующего законодательства администрацией сельского поселения, а именно - не проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации, а также не проведение мероприятий по ее организации в 2017 году является нарушением законодательства Российской Федерации, а следовательно, подлежит устранению ответчиком.
Не проведение мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременная диагностика и выявление заболеваний может негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих.
Требования, установленные федеральным законодательством, для лиц, поступающих и проходящих муниципальную службу, направлены, в том числе, на предотвращение нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина, организаций, с которыми общается муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей.
Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему прохождению службы, поскольку это, прежде всего, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан.
Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих;
обязать администрацию Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации, а именно: составить поименной список муниципальных служащих администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области, подлежащих диспансеризации; утвердить график прохождения муниципальными служащими диспансеризации; заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; направить поименный список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор на проведение диспансеризации.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, указанном в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Большедолежнковского сельсовета Октябрьского района Курской области Ванина В.Д. в судебном заседании административные исковые требования признала, при этом пояснила, что двухмесячный срок недостаточен для изыскания денежных средств для проведения диспансеризации муниципальных служащих в 2017 году.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии с п.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ устанавливает, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Исполнение должностных обязанностей муниципального служащего, согласно п.3 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ, связано с соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также законных интересов организаций.
Согласно п.10 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. №25-Ф3 является основанием для расторжения договора о прохождении службы.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-Ф3 муниципальному служащему гарантировано медицинское обслуживание. Прохождение диспансеризации является частью данной медицинской гарантии и не может нарушать права и законные интересы муниципальных служащих.
В соответствии с ч.4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 г. №984н утвержден «Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
В соответствии с п.1 Порядка настоящий Порядок определяет правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
Пунктом 2 Порядка определено понятие диспансеризации - комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее гражданский служащий) и муниципального служащего.
В соответствии с п.3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее- орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
В соответствии с п.4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме.
Установленные п.4 Порядка объем и периодичность проведения диспансеризации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих обусловлены Перечнем заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, и являются достаточными для раннего определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний и направлены, в первую очередь, на укрепление здоровья государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В соответствии с п.5,6 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком.
В соответствии с п.7,8 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
В соответствии с п.17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма №001 -ГС/у), форма которого предусмотрена приложением №3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения. Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного, гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2005 г. №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района Курской области проведена проверка соблюдения администрацией Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области требований исполнения законодательства о муниципальной службе.
В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства Администрацией Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области в 2015-2016 годах не проведена диспансеризация муниципальных служащих с прохождением всех врачей-специалистов, предусмотренных Порядком прохождения диспансеризации. Мероприятия по организации диспансеризации муниципальных служащих администрации не проведены.
Согласно информации в письме главы администрации Большедолежнковского сельсовета Октябрьского района Курской области Ваниной В.Д. от 26.12.2016 года, на 2017 год диспансеризация муниципальных служащих с прохождением всех врачей-специалистов администрацией сельсовета не запланирована в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
Выявленное проведенной прокуратурой проверкой нарушение требований действующего законодательства администрацией сельского поселения, а именно - не проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации, а также не проведение мероприятий по ее организации в 2017 году является нарушением законодательства Российской Федерации, а следовательно, подлежит устранению административным ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд считает требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228, 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих.
Обязать администрацию Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации:
-составить поименной список муниципальных служащих администрации Большедолженковского сельсовета Октябрьского района Курской области, подлежащих диспансеризации;
- утвердить график прохождения муниципальными служащими диспансеризации;
-заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
-направить поименный список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор на проведение диспансеризации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Курского областного суда в течение 1 месяца со дня оглашения.
Судья (подпись).