РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2015 года
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Жумабаевой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3910/2015 по иску Севастьянова Вячеслава Михайловича к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № о восстановлении права на включение в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Севастьянов В.М. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №, с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, просил восстановить его право на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Иркутске.
В обоснование иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ поступил в ОГУЗ «<данные изъяты>» из <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ поступил в МОУ «<данные изъяты>» и находился на полном государственном обеспечении по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ проживал в ОГУСО «<данные изъяты>» по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ №. С детства истец является инвалидом <данные изъяты> группы. Страдая душевным заболеванием, решением <данные изъяты> городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ он был признан недееспособным ввиду наличия такого заболевания как <данные изъяты>. Впоследствии решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был признан дееспособным. Жилых помещений за ним не закреплялось, какого – либо недвижимого имущества во владении не имеется. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о включении в список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Иркутску от ДД.ММ.ГГГГ №/ру ему было отказано во включении в данный список. Истец указывает, что не успел реализовать право на дополнительные гарантии, до 23 лет встать на льготную очередь, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по уважительной причине ввиду состояния здоровья, не позволившего ему это сделать самостоятельно, а также непринятием мер его законных представителей по его постановке на соответствующий учет.
В судебном заседании истец Севастьянов В.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № Ламатханова Н.И., действующая на основании доверенности, исковые требования в судебном заседании полагала обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку Севастьянов В.М. не реализовал свое право на включение в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением в предусмотренный законом срок по уважительной причине.
Третьи лица Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в суд свои представителей не направили, просили рассмотреть дело без их участия. При этом представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Ткачева Ю.Ю. представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, в их совокупности суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Севастьянов В. М. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ была составлена актовая запись №. Как усматривается из свидетельства о рождении серии <данные изъяты> №, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, матерью Севастьянова В.М. является <данные изъяты>, отец в свидетельстве о рождении не указан.
В материалах дела имеется заявление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от родительских прав и согласии на усыновление ее ребенка.
Как следует из справки ОГУЗ «<данные изъяты> №» № от ДД.ММ.ГГГГ, Севастьянов В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поступил ДД.ММ.ГГГГ в ОГУЗ «<данные изъяты> №» из <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ выбыл в детский дом <данные изъяты>
Согласно справки ОГОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Севастьянов В.М. поступил ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «<данные изъяты>» из МУЗ «<данные изъяты> 1» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Выбыл в МОУ «<данные изъяты>».
Справкой ОГБУСО «<данные изъяты>» ОТ ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Севастьянов В.М. является воспитанником <данные изъяты> № для умственно отсталых детей и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Выбыл в реабилитационный центр «<данные изъяты>».
Решением <данные изъяты> городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № по заявлению ОГУ «<данные изъяты>», Севастьянов В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан недееспособным.
Решением <данные изъяты> городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № (10) по заявлению ОГУСО «<данные изъяты>», Севастьянов В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан дееспособным.
Из справки ОГУСО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Севастьянов В.М. находился в указанном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, Севастьянов В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности уборщика территорий.
Из объяснений истца также следует, что жилого помещения он не имеет, с того момента, когда покинул интернат постоянно проживал в г. Иркутске, в разные периоды времени проживал у знакомых, снимал жилье, в настоящее время проживает по адресу: <адрес>
Согласно п. 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 713 от 17.07.1995, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (ОГУСО «<данные изъяты>), где находился по ДД.ММ.ГГГГ
Севастьянов В.М. постоянно проживает в г Иркутске, был зарегистрирован по адресу: <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется справка Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Севастьянов В.М. действительно не имеет закрепленного жилого помещения на территории г. Иркутска.
По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и МУП «БТИ г. Иркутска» на запросы суда, сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Севастьянову В.М. не имеется.
Полагая, что имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, Севастьянов В.М. обратился с соответствующим заявлением в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска.
Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска №/ру от ДД.ММ.ГГГГ Севастьянову В.М. отказано во включении в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Иркутску, на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 6 ст. 4 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», Положением об управлении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 27 августа 2012 г. № 207-мпр.
Из уведомления Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес Севастьянова В.М. следует, что истцу отказано во включении в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию г. Иркутска, поскольку Севастьянов В.М. утратил свое право на включение в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 6 ст. 4 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>».
При разрешении заявленных требований Севастьянова В.М. о восстановлении права на включение в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, требования истца подлежат рассмотрению в соответствии с нормами права, действующими на момент обращения истца в суд.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме таких лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок обеспечения детей – сирот жилыми помещениями в Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
Согласно ст. 4 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот.
В список включаются дети-сироты, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет.
Для включения в список указанные лица или их представители обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства лица с заявлением о включении в список.
Таким образом, при ранее действовавшем законодательстве, так и при действующем законодательстве на момент рассмотрения дела, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, то есть для этого требуется волеизъявление гражданина и обращение с соответствующим заявлением в государственный орган.
Кроме того, установлены возрастные ограничения распространения действия закона на круг лиц, которые могут быть поставлены на учет в качестве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 24.01.2013 № 120-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серебренникова Николая Сергеевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Следовательно, по общему правилу, достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, указано, что согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, в указанном обзоре разъяснено, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу ст. 3 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного либо оспариваемого права.
Как следует из материалов личного дела Севастьянова В.М., предоставленного ОГБУСО «<данные изъяты>» по запросу суда, Севастьянов В.М., начиная с 2010 г. неоднократно письменно обращался в государственные органы, в том числе в прокуратуру Иркутской области, в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, к уполномоченному по правам человека в Иркутской области, с заявлениями о предоставлении информации по поводу защиты его жилищных прав.
В материалах личного дела имеется уведомление прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что обращение ФИО8 о нарушении его жилищных прав направлено прокурору <данные изъяты> района г. Иркутска для проверки изложенных доводов.
Согласно ответу уполномоченного по правам человека в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО8, в соответствии с требованиями ст. 14 Закона Иркутской области № 69/35-оз от 07.10.2009 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области» для разрешения вопросов, поставленных в заявлении, были направлены запросы, о результатах которых Севастьянову В.Н. будет сообщено дополнительно.
Из ответа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Севастьянова В.М. следует, что на первичном учете несовершеннолетних детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> истец не состоит, равно как не состоит на учете в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>. Кроме того, Севастьяновым В.М. пропущен срок для постановки на соответствующий учет, который может быть восстановлен в судебном порядке. Для подготовки заявления и сбора документов Севастьянову В.М. рекомендовано обратиться в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска.
Как следует из объяснений истца, он также неоднократно устно обращался в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска с просьбой включить его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и ему было предложено собрать необходимые документы.
При этом собрать документы самостоятельно в возможно короткий срок он не имел возможности по состоянию здоровья, поскольку страдает заболеванием нервной системы, состоит на учете в ОГБУЗ «<данные изъяты>», где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил лечение. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждены представленной в материалы дела медицинской картой стационарного больного №.
Обратившись в органы опеки и попечительства в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Иркутске., истец пропустил срок обращения, в связи с чем ему было отказано во включении в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, несвоевременность обращения истца без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требований о восстановлении права на обращения.
При разрешении требований, суд учитывает, что до 23 лет ФИО9 находился в различных государственных учреждениях на полном государственном обеспечении, возраста 23 лет Севастьянов В.М. достиг в ДД.ММ.ГГГГ когда был решением <данные изъяты> городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ признан недееспособным в связи с неспособностью понимать значение своих действий и руководить ими, в связи с чем был лишен возможности самостоятельно обратиться в органы опеки с соответствующим заявлением.
В указанный период времени органы, осуществлявшие опеку над ФИО9, не обеспечили его постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
После вступления решения <данные изъяты> городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым Севастьянов В.М. был признан дееспособным, срок для постановки на учет были им уже пропущен, при этом о своем праве на предоставление жилья ему стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ из ответа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Кроме того, Севастьянов В.М. является инвалидом <данные изъяты> группы с детства, состоит на учете в ОГБУЗ «<данные изъяты>», о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы, и в силу своего заболевания ему затруднительно понимать значение течения сроков и осуществлять сбор документов, в целях защиты своих жилищных прав.
Исходя из имеющийся в материалах дела индивидуальной программы реабилитации инвалида, Севастьянов В.М. нуждается в психологической коррекции, в консультировании по вопросу реабилитации, в оказании юридической помощи бессрочно.
Таким образом, до 23 лет в силу своего заболевания истец не мог своевременно обратиться в органы опеки и попечительства для включения его в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанную причину пропуска срока, предусмотренного п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, суд находит уважительной, объективно препятствовавшей истцу обратиться за восстановлением свои прав.
В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот.
В список включаются дети-сироты, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет (далее в настоящей статье - лица).
Для включения в список лица или их представители обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства лица с заявлением о включении в список.
Для включения в список необходимы следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность лица;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя лица (в случае обращения представителя лица);
3) документ, подтверждающий место жительства лица на территории Иркутской области, подтвержденное регистрацией по месту жительства либо судебным решением;
4) документ соответствующего органа опеки и попечительства, подтверждающий принадлежность лица к категории детей-сирот;
5) документы, подтверждающие отсутствие жилых помещений в собственности лица (справка органа, осуществляющего техническую инвентаризацию; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
6) документ соответствующего органа опеки и попечительства об отсутствии у лица сохраненного права пользования жилым помещением или документ, подтверждающий отсутствие права лица на пользование жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления;
7) для лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в отношении которых вынесены решения об установлении факта невозможности проживания, - решение об установлении факта невозможности проживания.
Полномочия по включению детей в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти.
В соответствии с п. 25 Административного регламента предоставления государственной услуги «Включение в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области», утвержденного приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 08 апреля 2013 г. № 62-мпр, включение граждан в список осуществляется в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, и носит заявительный характер.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что права истца подлежат восстановлению и судебной защите, и находит возможным удовлетворить требования истца о восстановлении его права на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Иркутске, при этом истцу для реализации своего права необходимо обратиться с соответствующим заявление и предоставить в орган опеки и попечительства по своему месту жительства соответствующие документы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Севастьянова В. М. – удовлетворить.
Восстановить право Севастьянова В. М. на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Иркутске.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Безъязыкова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>