Судья Мансуров А.А. УИД 16RS0018-01-2022-002548-24
№ 33-6196/2024
учет № 148г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2024 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Тютчева С.М.,
судей Бикмухаметовой З.Ш., Хасаншина Р.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Шадиевой С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасаншина Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Ольхиной Е.Е. на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Львова Л.А. обратилась к Управлению Росреестра по Республике Татарстан с иском о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка.
В обоснование исковых требований указано, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Львовой Л.А. об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ....:409.
При подготовке кадастровым инженером межевого плана данного объекта недвижимого имущества во исполнение судебного акта выявлено, что земельный участок с кадастровым номером ....409 пересекается с земельным участком с кадастровым номером ....:4092. Также выявлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:4092 кадастровых работ не проводилось.
Полагая, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с нарушением требований закона, Львова Л.А. просила признать незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....:4092.
В ходе рассмотрения в качестве третьих лиц привлечены ГКУ «Пригородное лесничество», дачное некоммерческое товарищество «Лес».
В заседание суда первой инстанции Львова Л.А. и её представитель, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований Львовой Л.А. отказать.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил отзыв с просьбой отказать в удовлетворении требований истца.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, ГКУ «Пригородное лесничество», дачного некоммерческого товарищества «Лес», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года иск Львовой Л.А. удовлетворен: постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....:4092 признана незаконной.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ольхина Е.Е., как лицо, не привлеченное к участию в деле, подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение нарушает ее законные интересы, поскольку решение принято в отношении земельного участка ....:4092, находящегося в пользовании Ольхиной Е.Е.
В письменных пояснениях представитель Ольхиной Е.Е. – Ильясова М.М. указала, что 26 сентября 2022 года между Ольхиной Е.Е. и дачным некоммерческим товариществом «Лес» заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка № 153 от 10 ноября 2008 года и дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, заключенному между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и дачным некоммерческим товариществом «Лес», на земельный участок с кадастровым номером ....:4092. При этом, согласно акту обследования территории лесного участка ГКУ «Пригородное лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан № 11 от 25 августа 2022 года, на земельном участке с кадастровым номером ....:4092 расположено строение – дачный дом с кадастровым номером ....:12593, принадлежащий на праве собственности Ольхиной Е.Е.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой указал, что образование земельного участка с кадастровым номером ....:4092 площадью 0,0152 га путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером ....:409, находящегося в государственной собственности и принадлежащего на праве аренды дачному некоммерческому товариществу «Лес», и последующее предоставление земельного участка с кадастровым номером ....4092 в аренду Ольхиной Е.Е. для осуществления рекреационной деятельности согласовано председателем дачного некоммерческого товарищества «Лес» 8 декабря 2021 года. Использование лесного участка Ольхиной Е.Е. осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 мая 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по иску Львовой Е.Е. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка, по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельным требований, привлечена Ольхина Е.Е.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель Львовой Л.А. – адвокат Белова Е.В. неоднократно уточняла исковые требования и окончательно просила:
признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....:4092;
обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ....:4092, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение;
признать договор уступки прав и обязанностей от 26 сентября 2022 года по договору аренды на земельный участок № 153 от 10 ноября 2008 года, по дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, недействительной сделкой;
обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан поставить на кадастровый учет земельные участки площадью 162 кв.м и 172 кв.м, образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером ....:409, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское участковое лесничество, ГБУ «Пригородное лесничество», квартал 67 выдела 1, 3, в соответствии со схемами расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденными распоряжениями МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области № 16-252р от 1 июля 2022 года и № 16-253р от 1 июля 2022 года (том 2 л.д. 142).
В связи с увеличением исковых требований в качестве соответчиков привлечены МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Ольхина Е.Е., дачное некоммерческое товарищество «Лес (том 2 л.д. 90-91). Также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Газпром трансгаз Казань» (том 2 л.д. 185-187).
В заседании суда апелляционной инстанции Львова Л.А. и её представитель адвокат Белова Е.В. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержали, в удовлетворении жалобы Ольхиной Е.Е. просили отказать.
Представитель Ольхиной Е.Е. – Белавина Ю.В. в удовлетворении иска просила отказать, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путем публикации информации о движении дела на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан vs.tat.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»), на апелляционное рассмотрение дела не явились.
Судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, в том числе новые доказательства, принятые в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды от 10 ноября 2008 года, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Проект освоения лесов, в силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1); договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду (пункт 2); договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (пункт 3) (часть 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма), согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы, в том числе, земельные участки и другие обособленные природные объекты.
Пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что лесной участок с кадастровым номером ....:409 площадью 3,63 га, расположенный в выделе 1, 3, 4 квартала 67 Матюшинского участкового лесничества ГБУ «Пригородное лесничество», относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации. На основании договора аренды лесного участка № 153 от 10 ноября 2008 года, заключенного между ГБУ «Пригородное лесничество» (арендодатель) и дачным некоммерческим товариществом «Лес» (арендатор), земельный участок с кадастровым номером ....:409 был предоставлен арендатору.
28 декабря 2010 года между ГБУ «Пригородное лесничество» и дачным некоммерческим товариществом Лес» заключено дополнительное соглашение об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, на основании которого арендодатель изменен на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
12 апреля 2017 года, 8 февраля 2018 года и 29 декабря 2018 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и дачным некоммерческим товариществом заключены дополнительные соглашения к договору аренды № 153 от 10 ноября 2008 года в связи с уменьшением площади лесного участка.
Договор аренды и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
18 октября 2021 года Ольхина Е.Е. обратилась в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в квартале № 67 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет. В связи с несоответствием заявления пункту 2.6 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов, а именно, заявитель не указал кадастровый номер испрашиваемого лесного участка, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан письмом от 16 ноября 2021 года № 15-10038 сообщило о невозможности заключения договора аренды лесного участка. В последующем недостатки были устранены и Ольхина Е.Е. обратилась за разрешением на разработку проектной документации в целях постановки на кадастровый учет используемого ею лесного участка.
Письмом от 3 декабря 2021 года № 15-10640 Министерством лесного хозяйства направлен ответ заявителю о подготовке проектной документации.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 20 января 2022 года № 58-осн утверждена проектная документация о местонахождении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка, расположенного в части выдела 3 квартала 67 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества, площадью 0,0152 га, образуемого из земельного участка с кадастровым номером ....:409.
В связи с образованием 5 земельных участков, в том числе земельного участка, испрашиваемого Ольхиной Е.Е., путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 16:24:000000:409, 7 февраля 2022 года подготовлен межевой план.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером ....:4092 площадью 152 кв.м, поставлен на кадастровый учет 28 апреля 2022 года; в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами ....:4643, ....:12593, ....:4886. Объект с кадастровым номером ....:12593 – дачный дом площадью 22,3 кв.м, правообладателем которого является Ольхина Е.Е., государственная регистрация права произведена 15 июля 2015 года. Расположение дачного дома с кадастровым номером ....:12593 на лесном участке с кадастровым номером ....4092, подтверждается также актом обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований, проведенным ГКУ «Пригородное лесничество».
Согласно выпискам из Единого государственной реестра недвижимости, объект с кадастровым номером ....:4643 – дачный дом, площадью 36,7 кв.м, местоположение: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район. «Таттрансстрой», ....; объект с кадастровым номером ....:4886 – газопровод низкого давления н. п Боровое Матюшино, указанный объект расположен в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами ....:409, ....:638, ....:3502, ....:3505, ....:4092, ....:4093, ....:10632, ....:5929, ....:10638, ....:9890, ....:10666, ....:10642.
Письмом от 12 сентября 2022 года № 15-8256 Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан на обращение председателя дачного некоммерческого товарищества «Лес» Розановой Л.Р. выразило согласие на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 10 ноября 2008 года № 153, соглашения об изменении и дополнении договора аренды лесного участка от 28 декабря 2010 года, заключённого между министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и дачным некоммерческим товариществом «Лес», в том числе лесного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, квартал № 67, часть выдела 3, с кадастровым номером ....:4092, площадью 0,0152 га Ольхиной Е.Е.
26 сентября 2022 года между дачным некоммерческим товариществом «Лес» (арендатор) и Ольхиной Е.Е. (новый арендатор) заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 153 от 10 ноября 2008 года, дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, в соответствии с которым Ольхиной Е.Е. в аренду сроком на 49 лет передан земельный участок с кадастровым номером ....:4092, площадью 0,0152 га.
Как следует из письма РО ВОО «РГО» в РТ от 21 июня 2023 года № 72, а также письма РМОО «Будет чисто» Республики Татарстан, замечаний и предложений по проектам освоения лесов, в том числе, в части лесного участка выдела 3 квартала № 67 Матюшинского участкового лесничества пригородного лесничества, площадью 0,0152 га в аренду Ольхиной Е.Е. в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, нет.
Проект освоения лесов, разработанный Ольхиной Е.Е. по договору аренды лесного участка от 10 ноября 2008 года № 153 (в редакции дополнительных соглашений от 28 декабря 2010 года, от 12 апреля 2017 года, от 8 февраля 2018 года, от 1 ноября 2021 года, от 10 июня 2022 года, договора о передаче прав и обязанностей от 26 сентября 2022 года) в целях освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности, площадью 0,0152 га, в части выдела 3 квартала № 67 Матюшинского участкового лесничества пригородного лесничества на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, заключением государственной экспертизы от 27 июня 2023 года признан положительным. Заключение государственной экспертизы от 27 июня 2023 года по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду Ольхиной Е.Е., утвержден приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан № 317-004 от 29 июня 2023 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 июня 2024 года, земельный участок с кадастровым номером ....:409 имеет площадь 28 317 кв.м.
Также из представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что правообладателем дачного дома с кадастровым номером ....:8044 площадью 25,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, б/о СМФ-2 АО «Татстрой», ...., на основании договора купли-продажи дачного дома от 6 марта 2014 года является Львова Л.А.; объект расположен в пределах объекта с кадастровым номером ....:409. Также Львова Л.А. на основании договора купли-продажи дачного дома от 26 июня 2012 года является правообладателем дачного дома с кадастровым номером ....:9193 площадью 30,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, ДТ «Лес» ....; указанный объект расположен в пределах объекта с кадастровым номером ....:409.
Как собственник указанных выше объектов недвижимости – дачных домов с кадастровыми номерами ....:8044 и ....:9193, Львова Л.А. 8 февраля 2021 года обратилась в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о согласовании схемы расположения земельных участков по указанным выше адресам расположения дачных домов.
Письмом от 13 июля 2021 года МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области отказало в утверждении схемы расположения земельных участков в связи с отсутствием утвержденного генерального плана Матюшинского сельского поселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 года, административный иск Львовой Л.А. удовлетворен: отказ МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в ответе от 13 июля 2021 года № 16-РХ-04/5679, признан незаконным; на МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Львовой Л.А. об утверждении схемы расположения земельного участка.
Распоряжениями МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области № 16-252-р и № 16-253-р от 1 июля 2022 года утверждены схемы расположения земельных участков с условными номерами ЗУ-1 площадью 162 кв.м, и ЗУ-2 площадью 172 кв.м на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером ....:409. Срок действия распоряжений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно пункту 6 распоряжений МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области № 16-252-р и № 16-253-р от 1 июля 2022 года, составляет 2 года.
По заданию Львовой Л.А. кадастровым инженером Закировой Л.А. 19 июля 2022 года подготовлен межевой план с целью образования земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером ....:409. Согласно заключению кадастрового инженера, при подготовке межевого плана были обнаружены пересечения границ образуемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером ....:4092. Кадастровый инженер указал, что МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не проводило кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:4092, что подтверждается письмом № 16-АХ-04/5602 от 31 мая 2022 года.
Из представленных Львовой Л.А. межевых планов на образуемые земельные участки следует, что образовано два земельных участка ....:ЗУ1 площадью 162 кв.м, и ....:ЗУ2 площадью 172 кв.м.
Из отчета кадастрового инженера Центра подготовки исходной документации Нуриева М.Р. следует, что обнаружены пересечения границ образуемого земельного участка площадью 172 кв.м с земельным участком ....:4092, площадь пересечения, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 28 кв.м.
С учетом установленных судебной коллегией по делу обстоятельств, решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года по настоящему делу подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Разрешая спор, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....:4092 и возложении на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ....:4092, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, поскольку при предоставлении земельного участка с кадастровым номером ....:4092 площадью 0,0152 га в аренду Ольхиной Е.Е. для осуществления рекреационной деятельности, Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан нарушений требований действующего законодательство не допущено.
Так, согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе, о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В статье 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены случаи снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета.
Исходя из положений названной указанной статьи, снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости ( часть 7 статьи 72).
Таким образом, поскольку Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, к которым указанные истцом обстоятельства не отнесены, оснований для удовлетворения требований истца в части возложении на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ....:4092, судебная коллегия не усматривает.
При этом Верховным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, суд не может принимать решение о таком снятии (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2019 года, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 306-КГ 18-16823).
Ссылка на то, что кадастровых работ МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:4092 не согласовывало, правового значения для разрешения спора не имеют, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 4.7, согласно которой образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Частью 2 статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
Таким образом, предоставление земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 1 января 2016 года, и назначение которого не связано с использованием лесов, возможно через образование такого участка по правилам пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установлен запрет на отказ в согласовании схемы расположения, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Поскольку право собственности Ольхиной Е.Е. на дачный дом в Едином государственном реестре недвижимости произведена до 1 января 2016 года (15 июля 2015 года), согласование проектной документации о местоположении, границах и иных качественных и количественных характеристиках на земельный участок с кадастровым номером ....:4092 подлежало с Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, являющимся, в соответствии с приложением № 1 к приказу Рослесхоза от 28 декабря 2018 года № 1079, а также Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года № 38, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия, переданные Российской Федерации, в области лесных отношений в Республике Татарстан.
Таким образом, при указанном законодательном регулировании, то обстоятельство, что МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не проводило кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:4092, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Отсутствуют основания также для признания договора уступки прав и обязанностей от 26 сентября 2022 года по договору аренды на земельный участок № 153 от 10 ноября 2008 года, по дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, недействительной сделкой в силу следующего.
Так, согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, недействительность сделки означает, что действие, совершенное в качестве сделки, не создает тех правовых последствий, которые присущи данному виду сделок, а влечет лишь предусмотренные законом последствия, связанные с ее недействительностью. Недействительность сделки наступает в случае нарушения какого-либо из условий ее действительности, а именно, имеются пороки субъектного состава, воли или волеизъявления, содержания, а в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, и формы. Между тем, таких обстоятельств, судебной коллегией при разрешении спора не установлено. При заключении между дачным некоммерческим товариществом «Лес» и Ольхиной Е.Е. договора уступки прав и обязанностей от 26 сентября 2022 года по договору аренды на земельный участок № 153 от 10 ноября 2008 года, по дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, нарушений требований действующего законодательства не имелось.
Установлено, что использование лесного участка Ольхиной Е.Е. осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Заявляя требования о признании договора уступки прав и обязанностей от 26 сентября 2022 года по договору аренды на земельный участок № 153 от 10 ноября 2008 года, по дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, недействительной сделкой, истец указал, что согласие на собственника земельного участка на его распределение и передачу прав аренды ни ДНТ «Лес», ни Ольхиной Е.Е. не получено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В силу статьи 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Между тем материалами дела установлено, что передача прав и обязанностей по договору аренды на земельный участок № 153 от 10 ноября 2008 года, по дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, от 26 сентября 2022 года осуществлена в силу приведенных положений закона, с согласия Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, являющегося в соответствии с приложением № 1 к приказу Рослесхоза от 28 декабря 2018 года № 1079, а также Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2007 года № 38, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия, переданные Российской Федерации, в области лесных отношений в Республике Татарстан.
Отсутствуют основания и для удовлетворения требований Львовой Л.А. в части возложения на Управление Росреестра по Республике Татарстан поставить на кадастровый учет земельные участки площадью 162 кв.м и 172 кв.м, образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером ....:409, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское участковое лесничество, ГБУ «Пригородное лесничество», квартал 67 выдела 1, 3, в соответствии со схемами расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденными распоряжениями МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области № 16-252р от 1 июля 2022 года № 16-253р от 1 июля 2022 года, поскольку действующим законодательством предусмотрена административная процедура постановки лесного участка на кадастровый учет и предоставления его в аренду.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца не отрицала, что с указанным заявлением истец в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не обращалась, обращение в суд с таким заявлением последовало без соблюдения административной процедуры.
Между тем, требования Львовой Л.А. в указанной части направлены на преодоление административной процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьями 199, 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
Исковое заявление Львовой Л.А. к ФГБУ «Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Ольхиной Е.Е., ДНТ «Лес» о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ....:4092, снятии земельного участка с кадастрового учета, признании недействительным договора от 26 сентября 2022 года уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 153 от 10 ноября 2008 года, дополнительному соглашению от 10 июня 2022 года, возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков, оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев в Шестой кассационной суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2024 года.
Председательствующий С.М. Тютчев
Судьи З.Ш. Бикмухаметова
Р.Р. Хасаншин