Решение по делу № 2-3691/2020 от 25.11.2020

Дело № 2-3691/2020

УИД 91RS0024-01-2020-006177-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 18 декабря 2020 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Леоновой П.С., с участием прокурора Карнаух Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в защиту интересов Шерстнева Владимира Викторовича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения в собственность,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов»,

установил:

заместитель прокурорагорода Ялты Республики Крым, действующий в интересах Шерстнева В.В., обратился в суд с иском к Администрациигорода Ялта Республики Крым о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, возложенииобязанности предоставить Шерстневу В.В. в собственность вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Ялта, общей площадью не менее 29,0 кв. м и жилой площадью не менее 29,0 кв. м, находящемуся в черте муниципального образования городской округ Ялта.

В обоснование исковых требований заместитель прокурорагорода Ялты Республики Крым указал на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией города Ялта Республики Крым. В ходе проведения проверки установлено, что Шерстневу В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 27 июня 1997 г. № 281 указанный многоквартирный жилой дом отнесен к категории грозящих обвалом, после чего включен в Региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 гг. на территории Республики Крым». На протяжении длительного времени администрацией города Ялта Республики Крым не приняты меры по предоставлению другого благоустроенного жилого помещение. Бездействие администрации города Ялта Республики Крым нарушает жилищные права Шерстнева В.В., ставит под угрозу его жизнь и безопасность.

В судебном заседании помощник прокурора города Ялты Республики Крым Карнаух Л.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истец Шерстнев В.В. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщены.

Представитель ответчика Администрации города Ялта Республики Крым в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены, отзыв на иск не представлен.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 27 июня 1997 г. № 281 многоквартирный дом, расположенный по адресу:<адрес>, отнесен к категории грозящих обвалом.

Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 г. № 148 «О Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 годах на территории Республики Крым», указанный жилой дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов.

Из материалов дела также следует, что Шерстневу В.В. на основании договора купли-продажи от 16 марта 2002 г., реестр № 1417, принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 29,0 кв. м, жилой площадью 29,0 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.

В июне 2020 года Шерстнев В.В. обратился к прокурору г. Ялты с заявлением о принятии мер реагирования, ввиду проживания в многоквартирном доме, являющимся аварийным, просил обратиться в суд в его интересах с иском.

Согласно материалам проверки, проведенной прокуратурой г. Ялты по заявлению истца, установлено, что указанный многоквартирный жилой дом, признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени истцувзамен занимаемого помещения в аварийном доме, подлежащем сносу, иное равнозначное помещение не предоставлено, что не оспаривается сторонами.

Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. "и" п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В силу п. 2 ч.2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

То есть, по смыслу приведенных положений собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности.

В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение установление фактов наличия задержки в реализации программы расселения граждан, наличия опасности для жизни и здоровья истца в связи с угрозой обрушения здания, которые требуют незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение. Также следует установить, принимались ли ответчиком меры по выселению жильцов спорного дома, в том числе истца в другие жилые помещения. В материалах дела такие данные отсутствуют.

С учетом этого, учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации, и того, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в программу по переселению граждан из ветхого жилищного фонда, суд приходит к выводу о бездействии администрации.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Указанный закон не определяет характеристики предоставляемого при переселении жилого помещения, имеет в данной части отсылку к нормам жилищного законодательства. В то же время порядок расселения собственников жилых помещений, подлежащих сносу, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также не определен. По аналогии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения должно носить компенсационный характер, а, следовательно, предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В качестве критерия равнозначности законом предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья ранее занимаемому.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Шерстнев В.В. владеет аварийным жилым помещением на праве собственности и имеет право по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность равнозначного прежнему.

При таких обстоятельствах, учитывая, что многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора города Ялты об обязании ответчика предоставить истцу другое жилое помещение взамен изымаемого в счет выкупной цены, соответствуют требованиям жилищного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в защиту интересов Шерстнева Владимира Викторовича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения в собственность - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ялта Республики Крым по непринятию мер к переселению Шерстнева Владимира Викторовича из аварийного жилья - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым передать Шерстневу Владимиру Викторовичу в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Ялта, Республики Крым, равнозначное по общей площади жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И. Кулешова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме 23.12.2020

2-3691/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шерстнев Владимир Викторович
Заместитель прокурора города Ялта Республики Крым
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Государственная корпорация-Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Управление капитального ремонта многоквартирных домов"
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кулешова Оксана Игоревна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2020Передача материалов судье
25.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.02.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.03.2021Судебное заседание
18.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее