16RS0051-01 -2022-017346-53
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Казань
18 мая 2023 года Дело 2-2101/2023
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Шарифуллина Р.М.,
при секретаре судебного заседания Азиятуллиной Г.И.,
с участием помощника прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан Хайруллина М.И., представителя ответчика Администация Советского района г.Казани Нигматуллиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района города Казани к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о проведении работ по демонтажу бункеров (контейнеров) по накоплению (сбору) твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Советского района города Казани обратился с иском в суд с иском к МКУ «Администрация Советского района ИКМО г.Казани» об обязании Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в течении трёх месяцев после вступления решения в законную силу:
- проведения работ по обустройству площадки по сбору твердых коммунальных отходов возле дома №1 ул. Садовая ж.м. Аки г. Казани, а именно: разместить бетонное основание и контейнерные емкости; установить ограждения и навес для минимизации попадания атмосферных осадков,
- проведению работ по обустройству площадки по сбору твердых коммунальных отходов по ул. Озерная ж.м. М. Клыки г. Казани, а именно: разместить бетонное основание и контейнерные емкости; установить ограждения и навес для минимизации попадания атмосферных осадков.
- приведения площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенного возле домов №1 и №2 по ул. Советская ж.м. Большие Дербышки Советского района г. Казани в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В обоснование исковых требований в части приведения площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенного возле домов №1 и №2 по ул. Советская ж.м. Большие Дербышки Советского района г. Казани в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» указано лишь, что контейнерная площадка расположена ближе чем 20 метров от жилых домов <адрес изъят>
Причиной обращения прокурора с настоящим иском в суд послужило обращение Харитоновой Э.Н., проживающей по адресу<адрес изъят>
Определением от 02.02.2023 производство по делу по иску прокурора Советского района г.Казани к МКУ «Администрация Советского района ИКМО г.Казани» в части требований приведения площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенного возле домов <адрес изъят> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации прекращено.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан изменил заявленные требования, просил: обязать МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Исполнительный коми¬тет муниципального образования г. Казани в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу провести работы по демонтажу площадки по сбору твердых коммунальных отходов возле дома <адрес изъят>
Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3.1.10 Положения "О Муниципальном казенном учреждении "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы 29.12.2010 к полномочиям администрации относится принятие участия в организации работ по благоустройству и озеленению территории районов, ликвидации несанкционированных свалок.
Прокуратурой района на территории жилых массивов <адрес изъят> проведена проверка исполнения требований федерального санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
Установлено, что возле <адрес изъят> размещены площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
Прокуратурой района, в ходе проведенной проверки установлено, что площадки для сбора твердых коммунальных отходов возле дома <адрес изъят> не соответствует вышеуказанным нормам, а именно: отсутствуют контейнеры, бетонное и (или) асфальтовое основание, отсутствует ограждения и навесы для минимизации попадания атмосферных осадков.
Площадка для сбора твердых коммунальных отходов, расположенная по ул. Советская, ж.м. Большие Дербышки Советского района г. Казани также надлежащим образом не оборудована, кроме того, площадка располагается вблизи береговой зоны реки Казанка г. Казани.
При эксплуатации вышеуказанных необорудованных контейнерных площадок, осуществляется неблагоприятное воздействие на почву земли.
В соответствии с п. 4.5. «Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов» рекомендуемые требования к контейнерным площадкам и площадкам для установки бункеров Обустройство контейнерной площадки включает в себя: ограждение с 3 сторон высотой не менее 1,5 метра темного цвета (профнастил, сетка или смешанное: профнастил/сетка (от уровня крышки контейнера до крыши); крышу для минимизации попадания атмосферных осадков.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с п. 3. ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Однако указанные требования санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства не соблюдаются.
Ранее прокуратурой района в адрес органов местного самоуправления внесены представления об устранения нарушений федерального законодательства в указанной сфере, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Согласно п. 13 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующий правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что решение о выделении земельных участков под размещение контейнерных площадок по указанным в иске адресам ответчиками не принято, соответствующая регистрация спорных земельных участков под размещение площадок для сбора твердых коммунальных отходов не проведена.
Соответственно, размещение бункер контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов по указанным в иске адресам является несанкционированными свалками.
С учетом изложенного, суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, а также учитывая, что организационные мероприятия по благоустройству территории осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территории муниципального образования, на котором расположена соответствующая организация, считает исковые требования прокурора Советского района города Казани подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на МКУ «Администрация Советского района ИКМО г.Казани», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани возлагается обязанность провести работы по демонтажу бункеров (контейнеров) по накоплению (сбору) твердых коммунальных отходов, расположенных возле дома <адрес изъят> подлежащими удовлетворению в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ <░░░░░ ░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░