Решение по делу № 2-26/2017 (2-890/2016;) ~ М-929/2016 от 27.12.2016

дело № 2-26/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан                                     17 января 2017 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фищева Д.А.,

при секретаре Мовзер И.А.,

с участием помощника прокурора Удорского района Захаровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района в интересах Вурдова Я.А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, незаконными;

обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, за отдельный период в размере фактических расходов на оплату электроснабжения;

установил:

прокурор обратился в суд с иском в интересах Вурдова Я.А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района») о признании действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, незаконными; обязании произвести Вурдову Я.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 6271,98 руб.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Вурдов Я.А. работает учителем <данные изъяты>», получает установленные законодательством Республики Коми меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. При этом, до 01.07.2013 ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района») выплачивало компенсацию фактических расходов на оплату электроснабжения. Позднее указанной выше даты ответчик начал производить начисление и выплату денежной компенсации по данной статье расходов в пределах оплаты освещения, исходя из установленного норматива потребления. Указанные действия ответчика повлекли снижение объема социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми является недопустимым.

В судебном заседании прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал.

Истец Вурдов Я.А., представители ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района», третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело без их участия.

Ответчик представил суду письменный отзыв о несогласии с иском. Возражения относительно заявленных в иске требований мотивировал изменениями в законодательстве Республики Коми, которыми для педагогических работников вместо компенсации расходов по оплате электроснабжения была установлена компенсация расходов по оплате освещения в пределах потребления по данным приборов учета, а при их отсутствии – в пределах нормативов потребления. Указанные изменения правового регулирования спорного вопроса в установленном законом порядке не отменены, являются непосредственно действующими, поэтому оснований к удовлетворению иска, по мнению стороны ответчика, не имеется.

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, приводя анализ правовых норм федерального и республиканского законодательства о социальной поддержке педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, ссылаясь на правовые позиции, выраженные в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, указало на правильность действий ответчика. По доводам письменного отзыва выплата Вурдову Я.А. соответствующей денежной компенсации в пределах норматива потребления услуги по освещению жилого помещения с учетом отсутствия в жилом помещении истца прибора учета потребления электроэнергии, основана на законе и не повлекла для него снижения объема социальной поддержки. Постановление Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в установленном законом порядке никем не оспорено, является действующим нормативным правовым актом, в связи с чем пункт 15-1 Правил, устанавливающий сумму компенсации в пределах норматива потребления, подлежит обязательному применению при рассмотрении данного спора. Закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам общей юрисдикции не предоставлено право принимать решения, обязывающие исполнительные органы власти принимать решения по предметам ведения этих органов. Внесенными в законодательство Республики Коми о социальной поддержке населения изменениями с 01.01.2016 установлены новые форма и порядок предоставления мер социальной поддержки, в том числе, педагогическим работникам. Новое правовое регулирование указанных правоотношений, возникших после 01.01.2016, предусматривает компенсацию гражданам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оплату освещения в фиксированном размере. Обязательства по предоставлению истцу компенсации понесенных ранее расходов на эти цели выполнены в полном объеме в декабре 2015 года.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, изучив письменные возражения ответчика и третьего лица относительно заявленных в иске требований, исследовав письменные материалы дела и материалы личного дела истца в ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района», суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений, иных непосредственно связанных с ними отношений, и социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно письменным материалам дела, Вурдов Я.А. работает учителем <данные изъяты> получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг.

В спорный период с 01.07.2015 по 31.12.2015 ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» производил истцу начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению.

В соответствии пунктами «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Положениями статьи 4 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно требованиям части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1) в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 № 439-ФЗ) абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

С 01.09.2013 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

В спорный период правоотношения между сторонами по настоящему гражданскому делу регулировались Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакциях, действовавших по 31.12.2015 включительно.

Пункт 4 части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции Закона РК от 02.05.2012 № 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения. В силу той же нормы установленные меры социальной поддержки распространялись на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация). Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Закон Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внес изменения в редакцию части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 12.07.2013.

Согласно внесенным в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение (пункт 3 части 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ).

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в изменившейся редакции части 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ была исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ возлагались на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, были дополнены пунктом 15-1, согласно положениям которого сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется:

1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;

2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливали порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 вступило в силу с 28.10.2013.

Судом установлено, что жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано. На этом основании с 01.07.2015 ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» производил истцу начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы от 25.03.2015 № 16/1.

Согласно представленному ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» расчету расходы Вурдова Я.А. на оплату электроснабжения, превысили размер выплаченной ему с 01.07.2015 по 31.12.2015 денежной компенсации затрат на освещение, исходя из норматива потребления, на общую сумму 6271,98 руб.

Анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми показывает, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Федерального закона «Об образовании» (по правоотношениям до 01.09.2013), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по правоотношениям с 01.09.2013) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383, учитывая отсутствие правового регулирования вопроса оборудования жилища истца приборами учета услуги по освещению, Вурдов Я.А. имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы). В том числе на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации с 01.07.2015 по 31.12.2015, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 6271,98 руб.

Поскольку гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки были нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, нельзя расценивать законными.

Что касается доводов третьего лица относительно правового регулирования возникших правоотношений, необходимость их рассмотрения и разрешения в ином судебном порядке и недопустимость вмешательства судебных органов в деятельность исполнительных органов власти по вопросам их исключительной компетенции, суд считает их несостоятельными в силу следующего.

Отсутствие судебного акта о признании пункта 15-1 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383), недействующим не препятствует обращению стороны истца в суд с заявленным требованием. Предметом данного спора является оспаривание истцом объема предоставленных ответчиком мер социальной поддержки, несоответствие которых закону причинило вред имущественным интересам истца. По своей юридической природе обязательства, возникшие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного определенными действиями (бездействием), представляют собой правовую форму реализации гражданско – правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда. С учетом изложенного, дело по иску прокурора в интересах Вурдова Я.А. рассмотрено и разрешено судом по правилам гражданского судопроизводства.

При разрешении дела по существу, суд, не давая оценку приведенным выше нормативным правовым актам, руководствовался требованиями статьи 11 ГПК РФ об их юридической силе.

Выводы суда и принимаемое по делу решение не представляют собой вмешательства в деятельность органов исполнительной власти Республики Коми, поскольку направлены на восстановление нарушенного права гражданина. Исполнение такого судебного решения не требует принятия каких-либо специальных решений по вопросам исключительной компетенции указанных органов власти.

Доводы третьего лица о применении к спорным правоотношениям законодательного регулирования, введенного в действие с 01.01.2016, противоречат требованиям указанной выше статьи 4 ГК РФ, следовательно, не основаны на законе.

Учитывая изложенное, иск прокурора в интересах Вурдова Я.А. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

иск Вурдова Я.А. удовлетворить.

Признать действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Вурдова Я.А., исходя из норматива потребления, незаконными.

Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» произвести Вурдову Я.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с 01.07.2015 по 31.12.2015, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму 6271 (шесть тысяч двести семьдесят один) рубль 98 копеек.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы (представления) через Удорский районный суд.

Судья -                                     Д.А. Фищев

2-26/2017 (2-890/2016;) ~ М-929/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Удорского района
Вурдов Я.А.
Ответчики
ГБУ РК "ЦСЗН Удорского района"
Другие
Минтруда, занятости и соцзащиты РК
Суд
Удорский районный суд
Судья
Фищев Дмитрий Алексеевич
27.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2016[И] Передача материалов судье
27.12.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2017[И] Судебное заседание
17.01.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2017[И] Дело оформлено
20.03.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее