Решение по делу № 2а-2090/2021 от 08.09.2021

Дело №2а-2090/2021

УИД 26RS0024-01-2021-003863-54

Мотивированное решение

составлено 03.12.2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Рахманиной Р.П.

при секретаре Казаченко И.Н.,

с участием представителя административного истца – Володиной С.С. – Лобова И.Ю.,

представителя административных ответчиков – администрации города Невинномысска, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Полезновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Володиной Светланы Сергеевны к администрации города Невинномысска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о признании незаконным отказа в утверждении схемы перераспределении земель кадастрового квартала и земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земель,

установил:

Согласно записи ЕГРН от 11.04.2009г. Володина С.С. является собственником земельного участка площадью 902 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> с разрешённым использованием - «объекты общественного питания».

13.07.2021г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска в адрес Володиной С.С. была направлена претензия с предложением устранить нарушение ею земельного законодательства - освободить самовольно занятые земли общего пользования – квартала , площадью 42 кв.м., прилегающие с торцевой стороны к её земельному участку от самовольно установленного деревянного ограждения (забора) с навесом, установленного на опорные столбы.

12.08.2021 года Володина С.С. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края (далее - КУМИ) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 40 кв.м. с разрешённым использованием - «объекты общественного питания», образуемого за счет перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть земельного квартала кадастровый и её земельного участка, находящегося в частной собственности кадастровый номер площадью 902 кв. метра.

Письмом КУМИ от 23.08.2021 № 4561/27 в удовлетворении заявления ей было отказано с мотивировкой, что оно не подпадает к числу случаев, дающих право на такое перераспределение, предусмотренных подпунктом 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

Обжалуя отказ Куми администрации г.Невинномысска, административный истец Володина С.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Невинномысска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о признании незаконным отказа в утверждении схемы перераспределении земель кадастрового квартала и её земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить с ней соглашение о перераспределении земель.

Ссылаясь на ч.3 статьи 55 Конституции РФ, ч.2 ст.1 Гражданского Кодекса РФ о том, что гражданские права могут быть ограничены только на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, полагает вышеуказанный отказ незаконным и необоснованным.

Сослалась на то, что в силу п.3 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка.

Полагает, что отсутствие проекта межевания территории, исходя из положения ст. 39.28 ЗК РФ, не является основанием для отказа в перераспределении, если представлена утвержденная схема расположения земельного участка, то есть изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренная ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа - города Невинномысска, утвержденными решением Думы города Невинномысска от 25 марта 2020 года № 511-62 земельный участок, который необходимо сформировать путем перераспределения земель кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 40 кв. метров, с разрешенным использованием - «объекты общественного питания», находится в территориальной зоне «ОД» - зона общественного, делового и коммерческого назначения к основным видам разрешённого использования указанной зоны относится п. «[4.4] -Магазины, и. «[4.6] - Общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)».

Согласно ст. 40.2.1. правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа - города Невинномысска, вид разрешенного использования - «объекты общественного питания» является основным видом разрешенного использования в данной территориальной зоне, минимальная и максимальная площадь земельного участка в данной территориальной зоне не установлена.

А поэтому просит признать незаконным отказ в утверждении схемы перераспределения земель кадастрового квартала 26:16:060107 и земельного участка с кадастровым номером , расположенных <адрес> выраженный письмом комитета по управлению муниципальным имуществом города Невинномысска ставропольского края от 23.08.2021 № 4561/27. В порядке восстановления прав и законных интересов истца возложить на Администрацию города Невинномысска Ставропольского края обязанность утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 40 кв. метров, с разрешенным использованием - «объекты общественного питания» образуемого за счет перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер площадью 902 кв. метра с разрешенным использованием - «объекты общественного питания», находящегося в собственности Володиной Светланы Сергеевны и земель кадастрового квартала

Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом города Невинномысска Ставропольского края заключить соглашение о перераспределении земель кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 40 кв. метров, с разрешенным использованием - «объекты общественного питания» с Володиной С.С.

Административный истец Володина С.С. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Её представитель Лобов И.Ю. поданное административное исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков - администрации города Невинномысска и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Полезнова А.А. административное исковое заявление не признала.

Поддержала доводы письменных возражений из них следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления…

Положением о КУМИ администрации города Невинномысска, утвержденным решением Думы города Невинномысска Ставропольского края от 26.07.2017 г. № 161-16, предусмотрено, что Комитет является органом администрации города Невинномысска, осуществляющим на территории города в пределах собственной компетенции функции по заключению соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 12 статьи 39 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель города, ведет кадастр землеустроительной и градостроительной документации.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ

Из представленных истцом документов следует, что предполагается сформировать земельный участок из земель кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , ориентировочной площадью 40 кв. м, с разрешенным использованием - «объекты общественного питания», принадлежащего истцу на праве собственности, что не предусмотрено пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Кодекса.

При принятии Комитетом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков Комитетом, как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Выслушав представителей сторон, опросив свидетеля ФИО1 исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности поданного административного искового заявления и необходимости отказа в его удовлетворении.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, соблюдение требований нормативных правовых актов.

При вынесении решения суд учитывает, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3). Действуя в рамках предоставленных полномочий, федеральный законодатель предусмотрел в главе V Земельного кодекса Российской Федерации разные правовые основания и способы приватизации земельных участков и земель, включая продажу земельных участков на торгах (статья 39.3), а также перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (статьи 39.28 и 39.29). Существующие различия между указанными способами обусловлены особенностями образования земельных участков как объектов земельных и гражданских правоотношений (статьи 11.2, 11.7 ЗК РФ), а также различиями в решаемых при этом задачах.

Так, перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли в рамках, установленных законодателем.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрена необходимость получения в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Соглашение собственников о перераспределении земельных участков является гражданско-правовой сделкой.

В соответствии с частью 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами.

Согласно статье 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом (статья 422).

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, подписание соглашения о перераспределении земли должно соответствовать закону, действующему на момент его заключения.

Случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 38.28 ЗК РФ, пункт 1 которой предусматривает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, ст. 39.28 ЗК РФ устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков…(п.2), а также что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3).

Одновременно в ст. 39.29 ЗК РФ законодатель установил порядок заключения такого соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, из п.9 п.п.1 которого следует, что:

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Данные положения Земельного кодекса Российской Федерации повторяются и в п. 12 Административного регламента как основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Перераспределение земельных участков <адрес> в целях образования одного земельного участка с разрешенным использованием «объекты общественного питания» не может быть отнесено ни к одному случаю, поименованному в п.1 ст.39.28 ЗК РФ, допускающих перераспределение земельных участков.

А поэтому Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска имел все законные основания для принятия оспариваемого решения об отказе в утверждении схемы перераспределении земель кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , площадью 902 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> от 23.08.2021г. №4561/27 и отказе заключить соглашение о перераспределении земель.

Довод административного истца о том, что отсутствие проекта межевания территории, если представлена утвержденная схема расположения земельного участка, исходя из положения ст. 39.28 ЗК РФ, не является основанием для отказа в перераспределении земельных участков, основана на неверном трактовании закона.

Таким образом, действия административных ответчиков – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска, администрации г. Невинномысска, об отказе в предоставлении муниципальной услуги по заключению соглашения по перераспределению земель, действующим нормативным актам и не нарушили законные права административного истца.

В связи с этим в удовлетворении поданного административного искового заявления Володиной С.С. следует отказать.

Руководствуясь изложенным, ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, ст.ст. 421, 422 ГК РФ, ст.ст. 3, 11.2, 11.7, 39.28, 39.29 ЗК РФ, ст.ст. 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Володиной Светланы Сергеевны к администрации города Невинномысска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о признании незаконным отказа в утверждении схемы перераспределении земель кадастрового квартала и земельного участка с кадастровым номером , площадью 902 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> от 23.08.2021г. №4561/27, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью 40 кв.м. с разрешенным использованием - «объекты общественного питания», образуемого за счет перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 902 кв.м. и земель кадастрового квартала , возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в мотивированном виде.

Судья: Р.П. Рахманина

2а-2090/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Володина Светлана Сергеевна
Ответчики
Администрация г. Невинномысск
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Судья
Рахманина Рената Парвизовна
Дело на странице суда
nevinnomysky.stv.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
01.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее