Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 ноября 2018 года с. Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пустового А.В., при секретаре судебного заседания Куртямовой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-188/2018 г. по иску Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа к Комаровой Светлане Анатольевне о взыскании социальной выплаты и пени,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент) обратился в суд с иском к Комаровой С.А. о взыскании социальной выплаты и пени.
В обоснование требований указано, что 03 июля 2015 года сторонами заключено Соглашение о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома № № (далее – Соглашение), в соответствии с которым 07 августа 2015 года ответчику предоставлена социальная выплата в сумме 5 310 000 рублей для завершения строительства индивидуального жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №. По условиям соглашения ответчик обязан был завершить строительство индивидуального жилого дома в трехлетний срок с момента предоставления ему социальной выплаты, то есть не позднее 08 августа 2018 года, предъявив в орган местного самоуправления в подтверждение завершения строительства объекта технический (кадастровый) паспорт на него в течение 30 дней после его получения. Комаровой не выполнены обязательства по завершению строительства индивидуального жилого дома в установленный соглашением срок, поскольку кадастровый учет завершенного строительством индивидуального жилого дома не произведен, что является основанием для возврата суммы предоставленной социальной выплаты в тридцатидневный срок со дня окончания трехлетнего периода для завершения строительства. Поскольку в установленный соглашением срок средства социальной выплаты ответчиком не возвращены, ответчик должен также уплатить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика средства социальной выплаты в размере 5 310 000 рублей, неустойку за просрочку возврата социальной выплаты, составляющую на 24 сентября 2018 года 22 169,25 рублей, а начиная с 25 сентября 2018 года и до полной уплаты основного долга неустойку по действующей ключевой ставке.
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Ответчик Комарова С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что строительство дома на средства предоставленной социальной выплаты было завершено с незначительным пропуском предусмотренного Соглашением срока в связи наличием задолженности перед подрядчиком. Законченный строительством жилой дом был принят у подрядчика 03 сентября 2018 года, в этот же день она обратилась МКУ Инвентаризации и оценки имущества (далее – МКУ ИиОИ) для проведения технического обследования дома и постановки его на кадастровый учет. Специалисты МКУ ИиОИ приступили к обследованию дома только 22 октября 2018 года. Технический паспорт и технический план здания на компакт-диске получен ею в начале ноября 2018 года. 07 ноября 2018 года она передала заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права на недвижимое имущество в офис ГУ ЯНАО «МФЦ», расположенный в селе Мужи Шурышкарского района.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 539-П в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы», утвержден «Порядок предоставления социальных выплат индивидуальным застройщикам для компенсации затрат, понесенных при строительстве индивидуального жилого дома» (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 25 апреля 2014 года N 333-П) социальная выплата, предоставляемая индивидуальному застройщику, является единовременной, разовой выплатой, носит целевой характер и используется индивидуальными застройщиками, осуществляющими строительство индивидуального жилого дома на момент принятия решения о праве индивидуального застройщика на получение социальной выплаты, по следующим направлениям: а) на погашение задолженности по целевым кредитам (займам) на строительство индивидуального жилого дома, предоставленным юридическим лицом; б) на оплату по договору на строительство индивидуального жилого дома, заключенному с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 25 апреля 2014 года N 333-П) индивидуальным застройщикам, осуществляющим строительство индивидуального жилого дома на момент принятия решения о праве застройщика на получение социальной выплаты, социальная выплата предоставляется для завершения строительства индивидуального жилого дома в срок не позднее трех лет после её предоставления.
Руководствуясь вышеуказанным Порядком, 03 июля 2015 года Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО и Комарова С.А. (индивидуальный застройщик) заключили соглашение № о предоставлении последней социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № (далее – Соглашение).
По условиям пунктов 1.1, 1.2 Соглашения Департамент обязался предоставить индивидуальному застройщику Комаровой С.А. социальную выплату в размере 5 310 000 рублей, а ответчик обязался использовать предоставленную выплату на цели завершения строительства.
В соответствии с п. 2.3 Соглашения ответчик обязался не совершать с момента подписания соглашения действия, которые влекут или могут повлечь отчуждение незавершенного строительством индивидуального жилого дома (подпункт «а»); завершить строительство индивидуального жилого дома не позднее трех лет после её предоставления (подпункт «б»); представить копию технического (кадастрового) паспорта на завершенный строительством объект в орган местного самоуправления в течение 30 дней после его получения (подпункт «в»).
В соответствии с пунктом 2.4. соглашения, в случае невыполнения обязательств, определенных подпунктами «а», «б» пункта 2.3. соглашения, индивидуальный застройщик в течение 30 календарных дней с момента наступления события (отчуждение незавершенного строительства, окончание трехлетнего периода для завершения строительства) обязан возвратить Департаменту денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Пунктом 1.3.3. Порядка предоставления социальных выплат индивидуальным застройщикам для компенсации затрат, понесенных при строительстве индивидуального жилого дома, в соответствии с которым между сторонами заключено соглашение, прямо установлено, что применительно к настоящему Порядку датой завершения строительства является дата, по состоянию на которую составлен технический (кадастровый) паспорт на индивидуальный жилой дом.
Как следует из материалов дела, 01 марта 2012 года отделом архитектуры администрации муниципального образования Шурышкарский район Комаровой С.А. было выдано разрешение № № на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес> (л.д. №).
22 июля 2015 года между ответчиком и ООО «ЗАПСИБХЛЕБ» заключен договор подряда на строительство индивидуального жилого дома, площадью 108 квадратных метров на земельном участке, расположенном по адресу: ЯНАО, <адрес>. Стоимость работ по договору составила 6 048 000 рублей, из которых 5 310 000 рублей подлежало оплате за счет социальной выплаты, а 738 000 рублей за счет собственных средств ответчика. (л.д. №).
Указанный договор, а также справка ООО «ЗАПСИБХЛЕБ» от 22.07.2015 года о наличии у Комаровой С.А. задолженности по указанному выше договору подряда в сумме 6 048 000 рублей были предоставлены ответчиком в Департамент с целью получения социальной выплаты (л.д. №).
Социальная выплата в размере 5 310 000 рублей на компенсацию затрат на строительство индивидуального жилого дома была перечислена Департаментом на расчетный счет ООО «ЗАПСИБХЛЕБ» 06.08.2015 года согласно платежного поручения № 974 (л.д. №).
По приведенным в иске расчетам, крайним сроком завершения строительства жилого дома в соответствии с условиями Соглашения являлось 08 августа 2018 года.
Как следует из объяснений ответчика, фактически строительство дома завершено в августе 2018 года, завершенный строительством индивидуальный жилой дом был передан Комаровой С.А. подрядчиком ООО «ЗАПСИБХЛЕБ» по акту приема-передачи от 28 августа 2018 года (л.д. №).
03.08.2018 года Комарова С.А. обратилась в МКУ ИиОИ с заявкой о проведении технической инвентаризации (кадастровых работ) и изготовлении учетно-технических документов (л.д. №).
Согласно представленного суду технического паспорта, составленного инженерами Муниципального казенного учреждения «Инвентаризации и оценки имущества» по состоянию на 23 октября 2018 года, на земельном участке по адресу: ЯНАО, <адрес>, расположен завершённый строительством объект – жилой дом, общей площадью 101,9 квадратных метров. В качестве правоустанавливающего документа указано разрешение на строительство от 01 марта 2012 года № № (л.д. №).
Кроме этого, согласно представленной суду Описи документов, принятых для оказания государственных услуг «постановка на государственный кадастровый учет» и «государственная регистрация прав в связи с созданием объекта недвижимости» 07.11.2018 года Комаровой С.А. в отдел предоставления услуг в селе Мужи ГУ ЯНАО «МФЦ» переданы документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на завершенный строительством жилой дом, включая Технический план здания от 01.11.2018 года (л.д. №).
Таким образом, обязательства ответчика по завершению строительство индивидуального жилого дома на день судебного заседания выполнены в полном объеме, что подтверждается представленным суду техническим паспортом.
Суд не принимает изложенные в исковом заявлении доводы со ссылкой на положения Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которых в целях постановки объекта индивидуального жилищного строительства на кадастровый учет и последующей регистрации прав на него, должен предоставляться технический план здания, а документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, является кадастровый паспорт.
01.01.2013 года был завершен переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в ходе которого объекты недвижимости, в отношении которых был произведен технический учет (проведена техническая инвентаризация и составлен технический паспорт) в соответствии с положениями статьи 45 указанного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 04.06.2011 N 129-ФЗ) являлись ранее учтенными.
Таким образом, на дату заключения между сторонами Соглашения, временный порядок в соответствии с которым постановка на кадастровый учет и регистрация прав на объект индивидуального жилищного строительства, мог осуществляться на основании технического паспорта, составленного по результатам технической инвентаризации, был завершен. В целях постановки на кадастровый учет созданных объектов недвижимости с 01.01.2013 года в соответствии с положениями статей 22 и 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) принимался только технический план здания.
При этом, в соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 22.02.2013 N Д23и-449 до признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда в соответствии с процедурой, установленной Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37.
Из буквального толкования положений подпункта «в» пункта 2.3 Соглашения ответчик в подтверждение выполнения своих обязательств мог представить как копию технического паспорта, так и копию кадастрового паспорта на завершенный строительством объект. Поскольку Соглашением предусмотрена возможность предоставления в подтверждение выполнения обязательств по завершению строительства индивидуального жилого дома технического паспорта, суд приходит к выводу о том, что обязательная постановка завершённого строительством объекта на кадастровый учет, по условиям Соглашения не требовалось.
Сведений о внесении изменений в заключенное сторонами Соглашение либо о направлении ответчику разъяснений необходимости постановки завершенного строительством объекта на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, суду не представлено.
Кроме этого, государственный кадастр недвижимости существовал до введения в действие с 01.01.2017 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017 г. данные из Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости объединены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В связи с этим такие документы как выписка из ЕГРП, кадастровый паспорт и кадастровая выписка были заменены на Выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимого имущества (часть 7 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, ответчик не имеет возможности выполнить предусмотренное Соглашением обязательство о предоставлении в орган местного самоуправления копии кадастрового паспорта, поскольку возможность выдачи такого документа действующим законодательством не предусмотрена.
Как следует из объяснений ответчика, основной объем общестроительных работ по строительству индивидуального жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес>, за исключением монтажа электропроводки, был завершен в 2017 году, после этого в течении года работы на данном объекте подрядчиком были приостановлены до урегулирования вопроса о задолженности заказчика по оплате данных работ за счет собственных средств. Оплата работ по договору подряда в полном объеме не была произведена ответчиком в связи с финансовыми трудностями.
Согласно Постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1099-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", основной целью данной программы является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации.
В данном случае цель государственной программы достигнута, представленная Комаровой С.А. социальная выплата была использована последней в соответствии с ее целевым назначением, а именно для завершения строительства индивидуального жилого дома, строительство дома было завершено с незначительным нарушением установленного Соглашением срока, что подтверждается результатами технической инвентаризации по состоянию на 23 октября 2018 года.
При таких обстоятельствах, исковые требования Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного о взыскании социальной выплаты, и производные от первого требования о взыскании пени удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа к Комаровой Светлане Анатольевне о взыскании социальной выплаты и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Пустовой