УИД 63RS0042-01-2022-003447-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н., при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-438/23 по иску ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9» в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Рахмановой В.В. об определении доли в оплате за обслуживание жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9» в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратилось в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что администрация государственного казенного учреждения <адрес> «Центр помощи детям оставшихся без попечения родителей имени ФИО9 г.о. Самара (коррекционный)», являющаяся опекуном несовершеннолетних ФИО4, <дата> ФИО5, <дата> г.р., ФИО6, <дата> и зарегистрированных по адресу: <адрес>, относящихся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать несовершеннолетних – Рахманова В.В., <дата> г.р., лишена родительских прав в отношении своих детей Куйбышевским районным судом <адрес> 15.06.2022г., вступило в законную силу 25.07.2022г. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара М.Н. Харитонова «О помещении несовершеннолетних ФИО4, ФИО7, ФИО6 под надзор в государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. ФИО9 г.о. Самара» ФИО4, <дата> ФИО5, <дата> ФИО6, <дата>р., были помещены в их учреждение. ФИО4, <дата> г.р. с 09.07.2021г., ФИО5, <дата> г.р. с <дата>., ФИО6, <дата> г.р. с 20.10.2021г. постоянно проживают в нашем учреждении по адресу: <адрес>. В соответствии с п.2 Распоряжения № от 24.01.2022г. за малолетней ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В соответствии с п.2 Распоряжения № от 16.02.2022г. за малолетним ФИО5 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В соответствии с п.2 Распоряжения № от 18.02.2022г. за несовершеннолетней ФИО6 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Несовершеннолетние дети являются членами семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором согласно справке с места жительства кроме них зарегистрированы: Рахманова В.В., <дата>. – мать, ФИО3, <дата> – брат (в настоящее время находится в ГКУЗ СО Дом ребенка «Солнышко»). В настоящее время мать не предоставляет квитанции, согласно которым могли бы определить размер участия детей в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Соглашения об определении порядка пользования и оплаты за жилье и коммунальные услуги с членами семьи, зарегистрированными в указанном жилом помещении, достигнуть не удалось
Ссылаясь на вышеизложенное, просит суд определить порядок и размер участия несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6 в оплате коммунальных услуг и обслуживания жилья в квартире по адресу: <адрес>, в равных долях (по 1/5 доли общего размера оплаты). Обязать УК ООО «ЖЭУ-66» заключить отдельное соглашение и выдать отдельные платежные документы на оплату коммунальных услуг и обслуживания жилья в квартире по адресу: <адрес>, с ФИО4, ФИО7, ФИО6.
В судебное заседание представитель истца ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Представитель третьего лица Отдел опеки и попечительства <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители третьих лиц - Департамент управления имуществом г.о. Самара, УК ООО «ЖЭУ-66» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что несовершеннолетние ФИО4, <дата>, ФИО5, <дата> ФИО6, <дата>., относящееся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, помещены и проживают в ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9».
Мать Рахманова В.В., <дата> лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, что подтверждается решением Куйбышевского районного суда <адрес> от 15.06.2022г.
Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самары от <дата> № ФИО4, <дата>., помещена под надзор в ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9», сохранено право пользования за жилым помещением по адресу: <адрес>, до совершеннолетия.
Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самары от <дата> № ФИО5, <дата> помещен под надзор в ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9», сохранено право пользования за жилым помещением по адресу: <адрес>, до совершеннолетия.
Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самары от <дата> № ФИО6, 13.04.2008г.р., помещена под надзор в ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9», сохранено право пользования за жилым помещением по адресу: <адрес>, до совершеннолетия.
Основным квартиросъемщиком жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО2 При этом, зарегистрированы в указанном помещении ФИО2 <дата> с 04.08.2020г., ФИО6 13.04.2008г. с 04.08.2020г., ФИО4 <дата> с 04.08.2020г., ФИО3 <дата>.р. с 04.08.2020г., ФИО5 <дата> г.р. с 04.08.2020г.
Обращаясь в суд с иском, ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9» указал, что определение порядка и размера участия несовершеннолетних детей в оплате коммунальных услуг за жилое помещение необходимо для защиты интересов жилищных прав ребенка.
В соответствии с ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов. Частью 4 данной статьи устанавливается ответственность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в виде уплаты пени.
В соответствии с ч.4 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда. К ним относятся наниматель, а также дееспособные и ограниченные в дееспособности члены его семьи.
Соответствующее разъяснение о составе лиц, которые несут обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дано в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности».
Согласно ст.21 Гражданского кодекса РФ гражданская дееспособность гражданина, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Согласно ч.3 ст.31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются при отсутствии у несовершеннолетних граждан родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения.
В соответствии со ст.40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть третья настоящей статьи).
Согласно ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Статьей 123 Семейного кодекса РФ предусматривается возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
В соответствии со ст.155.2 СК РФ права и обязанности указанных организаций в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (часть 2 данной статьи).
Согласно ст.155.1 СК РФ перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 26 названного Положения предусматривается, что материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.
В пункте 51 Положения перечислены виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая круглосуточный прием и содержание детей; уход за детьми; осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей; деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей и иные, а также полномочия по их осуществлению.
Предоставление указанным организациям полномочий по распоряжению денежными средствами, принадлежащими подопечным, в том числе оплата коммунальных услуг и жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, названными нормативными правовыми актами не предусматривается.
В силу положений ч.1 ст.148, ст.155.3 СК РФ за детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, приобретенное на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В силу п.1 ст.37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24.02.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п.2 ст.37 ГК РФ).
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Приведенные нормы материального права предусматривают возможность погашения обязательств подопечного за счет его имущества посредством участия в этом опекуна, но не возлагают на опекуна обязанность нести ответственность за подопечного за свой счет, в том числе отвечать своим имуществом по долгам подопечного.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6).
Статьей 30 Жилищного кодекса РФ устанавливаются полномочия собственника жилого помещения и его обязанности. Предусматривается, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3).
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним (ч.4 ст.30 ЖК РФ).
Из приведенным правовых норм следует, что содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользование которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их нахождения в образовательных учреждениях для детей-сирот возлагается на муниципальное образование как собственника муниципального жилищного фонда.
Несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и помещенный в соответствующее образовательное учреждение для детей-сирот, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользование которым сохранено за таким несовершеннолетним лицом.
Не установлена законом данная обязанность и в отношении образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пребывания в таком учреждении несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда.
В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26. 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно (ст.80 ГК РФ).
При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку несовершеннолетние ФИО4, ФИО11, ФИО6, а также их законный представитель ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9» не имеют каких-либо обязанностей по оплате коммунальных услуг в жилом помещении, где малолетние не проживают.
Все расходы по содержанию жилого помещения по адресу: <адрес>, несет собственник либо наниматель и совершеннолетние члены семьи, к которым ФИО4, ФИО11, ФИО6 не относятся.
Возложение на ФИО4, ФИО11, ФИО6 либо их законного представителя обязанности оплачивать часть коммунальных платежей является грубым нарушением прав детей на получение содержания от родителей.
Отсутствие у истца возможности оплачивать часть коммунальных платежей за жилое помещение по адресу: <адрес>, никак не нарушает права несовершеннолетних детей, в силу отсутствия у последних обязанностей оплачивать указанные расходы.
Суд приходит к выводу, что в настоящее время права истца никак не нарушаются, и только удовлетворение требований приведет к нарушению прав детей, путем возложения на них не предусмотренной законом обязанности, что противоречит самой сути правосудия, несмотря на то, что требование заявлено законным представителем.
Невнесение истцом платы за коммунальные услуги по месту регистрации несовершеннолетних никак не влияет и не ограничивает их имущественные и жилищные права.
У ФИО4, ФИО5, ФИО6 нет и не может быть никакой задолженности по оплате коммунальных услуг до их совершеннолетия, даже в том случае, если они останутся единственными зарегистрированными в указанном помещении.
При таких обстоятельствах исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 21, 22 СК РФ, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО9» в интересах несовершеннолетних ФИО4, (<дата> ФИО5 (<дата>.), ФИО6 (<дата> к Рахмановой В.В. (<дата>. ИНН №) об определении доли в оплате за обслуживание жилья и коммунальных услуг отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2023г.
Судья Т.Н. Ломакина