23 сентября 2013 г.
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Землемерова О.И.
при секретаре Замалиевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2218/13 по иску Сычева В. В. к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения <...> о признании права собственности на земельный участок,-
установил:
Истец Сычев В.В. обратился в суд с иском к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения <...> о признании права собственности на земельный участок. (л.д.1) В обоснование заявленных требований указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» имеет право на безвозмездное получение в собственность земельного участка площадью не более <...> в сельской местности. Распоряжением главы Раменского района Московской области администрацию <...> сельского округа обязали выдать ему участок. Участок был выделен по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>. В течение всего этого времени в администрации <...> сельского округа с него требовали каких-то дополнительных взносов. Он отказывался платить. В связи с отказом от непонятной оплаты, ему в дальнейшем отказали в оформлении участка в собственность, чем нарушили его права.
В настоящем судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Ответчик - Администрация Раменского муниципального района Московской области, представитель явился и указал, что испрашиваемый земельный участок был выделен истцу по результатам рассмотрения заявления направленного в администрацию сельского поселения <...>. Считают, что истцом не доказано, что каким-либо решением, действием или бездействием нарушены права и законные интересы истца. Кроме того, к ним истец с заявлением в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих» в установленный законом срок на льготное получение земельного участка не обращался. Таким образом, у Администрации Раменского муниципального района не могла возникнуть и не возникла обязанность на предоставление земельного участка Сычеву В.В. Со стороны администрации отсутствует факт нарушения законных прав и интересов истца в части не рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка по существу и не принятия существующего решения по результатам рассмотрения. Просит суд отказать в заявленных исковых требованиях.
Ответчик - Администрации сельского поселения <...>, представитель не явился, извещен. Ранее представили письменное мнение, в котором указали, что они ходатайствовали в <дата> перед главой Раменского муниципального района о выделении земельного участка площадью <...>.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность под ИЖС Сычеву В.В. бесплатно, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». Статья 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 1 января 2005 года признана утратившей силу. Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен порядок реорганизации органов местного самоуправления определен круг, являющихся правопреемниками упраздненных органов местного самоуправления. Согласно п. 10 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий. В соответствии с законом Московской области от 25 февраля 2005 года №55/2005-ОЗ «О статусе и границах Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» было образовано муниципальное образование – сельское поселение <...>. С <дата> приступила к осуществлению своих полномочий администрация сельского поселения <...>. Учитывая изложенное, они не являются правопреемником администрации <...> сельского округа. В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, осуществляется органами местного самоуправления Муниципальных районов, а у них такие полномочия отсутствуют. Решение оставили на усмотрение суда.(л.д.42-43)
Судом вынесено в порядке ст. 167 ГПК РФ определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истец Сычев В.В. проходил военную службу до <дата> и согласно справке уволен с действительной службы с выслугой 24 (в календарном исчислении) и в соответствии с ФЗ от 27 мая 1998 года №76 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на безвозмездное получение в собственность земельного участка площадью не более <...> в сельской местности и освобождается от уплаты земельного налога. (л.д.6)
В соответствии с действовавшей на момент обращения истца Сычева В.В. в администрацию <...> сельского округа ст. 17 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее <...> в городах и поселках городского типа и не менее <...> в сельской местности;
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобождаются от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.»
В силу п. п. 10 ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ...", вступившим в законную силу с 01.01.2005 г. вышеуказанные положения ст. 17 ФЗ "О статусе военнослужащих" утратили силу.
Сычев В.В. обратился к Главе администрации <...> сельского округа с заявлением о выделе ему бесплатно земельного участка под строительство частного дома в соответствии с действующим законом «о статусе военнослужащих». (л.д.3)
Письмом <номер> от <дата> глава администрации <...> сельского округа Раменского района Московской области обратился к первому заместителю Главы Раменского района с ходатайством о выделении земельного участка в собственность под ИЖС, бесплатно в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» площадью <...>.м., расположенного по адресу: <адрес> Сычеву В.В. (л.д.2)
Постановлением от <дата> на основании ст. 31 ЗК РФ и материалов межевого дела постановлено предварительно согласовать место размещения земельного участка и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.4)
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Ввиду того, что Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указано на право получения земельного участка бесплатно определенной категории граждан, к которым относится истец Сычев В.В., то на момент действия указанного федерального закона у Сычева В.В. возникло такое право, которым он и воспользовался, обратившись с заявлением к главе администрации <...> сельского округа.
Своевременное обращение Сычева В.В. для осуществления своих прав и выделения ему земельного участка на основании действовавшего на тот момент федерального закона, а именно ст. 17 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" является основанием для признания за ним права на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положения ст. 30 ЗК РФ определяет порядок предоставления земельных участков для строительства, включая проведение определенных работ по формированию конкретных земельных массивов (контуров), то есть определению местоположения и размеров земельных участков, подлежащих изъятию у их прежних пользователей.
Исходя из вышеприведенных правовых норм необходимыми условиями для реализации гражданами их права на получение земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности являются: наличие законных оснований для предоставления гражданину земельного участка для осуществления строительства (прямое указание в законе); соблюдение установленного порядка его предоставления (формирование земельного участка, его постановка на кадастровый учет и т.д.), а также наличие свободных земель, имеющих целевое назначение (разрешенное использование) - под осуществление индивидуального строительства.
Вместе с тем, согласно представленной кадастровой выписке на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер> – земельный участок снят с кадастрового учета <дата>
Из представленной выписки из ЕГРП усматривается, что спорный земельный участок, как объект права, на который претендует истец, в настоящее время не существует.
Ввиду затяжного характера обращения Сычева В.В. в соответствующие органы за защитой своих нарушенных прав, за определенный временной период его собственником стала ФИО1, которая в последующем, своим решением разделила спорный участок площадью <...>.м. с кадастровым номером <номер> на два объекта: земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок площадью <...>.м. с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала.
Согласно ст. 11.1ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, в настоящее время вместо спорного объекта ( земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м.) существует два объекта, которые стоят на кадастровом учете и находятся в собственности иных лиц.
Ввиду того, что истец просит признать право собственности на земельный участок, который в настоящее время не имеет индивидуализирующих его признаков, как объект права не существует, истцу в заявленных требованиях следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 11.1, 28, 30 ЗК РФ, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сычева В. В. к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения <...> о признании права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Федеральный судья