Дело №
24RS0№-74
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 сентября 2021 года Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кеуш С.Ю.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев гражданское дело по иску Желанской ФИО10 к Администрации <адрес> в <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> в <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приобретательной давности. Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пр. 60 лет образования СССР, <адрес>. Спорная квартира была предоставлена близкой родственнице истца ФИО3 по месту работы, ФИО2 проживала в ее квартире с ее устного согласия. Каких-либо документов, подтверждающих право собственности истца на спорную квартиру, не имеет. Просит признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пр. 60 лет образования СССР, <адрес>, в порядке приобретательной давности.
Истец ФИО2, ее представитель в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков администрации <адрес> в <адрес>, администрации <адрес> в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что право собственности оформлено и зарегистрировано в Росреестре за муниципалитетом, оснований для признания права собственности за истцом не имеется.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу положений статьи 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что по данным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем квартиры по пр. 60 лет Образования СССР, <адрес> являлось АООТ ПКФ «Кокра» на основании протокола передачи капитальных вложений и строительно-монтажных работ на ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ. Деятельность ОАО ПКФ «Кокра» прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ.
Из представленной ДМИЗО администрации <адрес> выписки следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пр. 60 лет образования СССР, <адрес>, числится в Реестре муниципальной собственности за №.
На основании Распоряжения администрации <адрес> №-недв (№) от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пр. 60 лет образования СССР, <адрес>, является МО <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что заочным решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 признано право собственности на жилое помещение <адрес>, общей площадью 83 кв.м., в порядке приобретательной давности, а также прекращено право собственности АООТ ПКФ «Кокра» на указанное жилое помещение.
На основании указанного решения зарегистрировано право собственности ФИО3 на квартиру.
Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО4 заочное решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления ФИО3, ФИО4 к Администрации <адрес>, к <адрес> о признании права собственности на жилое помещение по <адрес>, в порядке приобретательной давности, оставлены без удовлетворения.
В порядке поворота исполнения решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности ФИО3 на жилое помещение по <адрес>, общей площадью 83 кв.м.
Кроме того, решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иски ФИО3, ФИО5, ФИО6 к Администрации <адрес>, к <адрес> о признании права пользования жилым помещением по <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, понуждении к заключению договора социального найма данного жилого помещения, оставлены без удовлетворения
Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО9 - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ постановлено заочное решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым поисковые требования администрации <адрес> в <адрес> удовлетворены, ФИО3, ФИО4 признаны не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> СССР, <адрес>; выселению, а также снятию ФИО3 с регистрационного учета по адресу: <адрес> СССР, <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, ФИО2 ссылалась на то, что совместно с дочерью с 1995 года и по настоящее время проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пр. 60 лет образования СССР, <адрес>, открыто и добросовестно владеют имуществом, несут расходы по оплате коммунальных платежей.
Сотрудниками администрации совместно с сотрудниками ОП № МУ МВД России «Красноярское» был совершен выезд по адресу жилого помещения с целью замены замка и передачи жилого помещения в Управление учета и реализации жилищной политики администрации <адрес> для дальнейшего перераспределения. В ходе проверки было установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пр. 60 лет образования СССР, <адрес>, не освобождено, в нем проживает дочь истца - ФИО4, которая сдает в аренду комнату в спорном жилом помещении постороннему лицу, получая за это денежные средства, о чем составлен акт осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из домовой книги ООО УК «Престиж» в квартире, расположенной по адресу: <адрес> СССР, <адрес>, на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ состоит ФИО3, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 135 794,8 рубля, пени 39 057,52 рублей.
Разрешая требования ФИО2 о признании за ней права собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> СССР, <адрес>, в порядке приобретательной давности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению, при этом учитывает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу пункта 3 указанной статьи лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Согласно пункту 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.
Из разъяснений, данных в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что с силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им
владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из указанных правовых норм и разъяснений по их применению следует, что приобретатель должен доказать суду наличие в совокупности следующих условий: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Под добросовестным владельцем понимают того, кто приобретает вещь внешне правомерными действиями и при этом не знает и не может знать о правах иных лиц на данное имущество. Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
В соответствии со статьей 236 названного выше кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> СССР, <адрес>. принадлежит на праве собственности МО <адрес> на основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-недв.
От права собственности на указанное жилое помещение ответчик администрация <адрес> не отказывалась, действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, не совершала. Более того, о заинтересованности в спорном имуществе, а также отсутствии со стороны истца добросовестности владения свидетельствуют многочисленные судебные споры в отношении жилого помещения.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ произошел самозахват спорного помещения ФИО3, у самой ФИО2 также отсутствовали документы-основания для вселения в спорное помещение. Таким образом, истец, получая спорное помещение во владение, знала и должна была знать об отсутствии основания возникновения у них права собственности в отношении данного помещения, что исключает возможность признания указанного владения добросовестным.
Собственник жилого помещения – МО <адрес> согласие на пользование квартирой истцу ФИО2 никогда не давал, в квартиру она на законных основаниях не вселялась. Вместе с тем, имеется вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО3, ФИО4 не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> СССР, <адрес>, выселении, а также снятии ФИО3 с регистрационного учета в квартире.
Отказывая в удовлетворении требований о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности, суд пришел к выводу о том, что квартира по адресу: принадлежит на праве собственности МО <адрес> на основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-недв.
ФИО2 знала о принадлежности указанной квартиры ответчику на праве собственности и об отсутствии оснований возникновения у нее права собственности на спорное жилое помещение. Доводы о добросовестности владения истцом спорным имуществом судом отклоняются.
Факт несения ФИО2 расходов по коммунальным платежам не является основанием для признания истца добросовестным давностным владельцем квартиры. То, что истец, проживая в спорном жилом помещении, принимал меры к поддержанию его в надлежащем состоянии, при этом оплату за жилищные и коммунальные услуги в полном объеме не производил, не может указывать на то, что администрация <адрес> отказалась от прав собственности на спорный объект недвижимости.
В силу положений гражданского законодательства факт добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности может быть установлен судом только в случае, когда собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, который должен воспринимать имущество как ему принадлежащее.
Факт длительного, непрерывного владения и пользования жилым помещением, а также несения расходов на его содержание не может породить у ФИО2 право собственности в порядке, предусмотренном статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку у квартиры в течение всего указанного истцом периода времени имелся титульный собственник, не отказывавшийся от своих прав на данное жилое помещение.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих добросовестное, открытое и непрерывное владение истцом спорным помещением, наличие титульного владельца, оснований для признания права собственности истца на жилое помещение в порядке статьи 234 ГК РФ не имеется, в связи с чем требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233,235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░