Дело 2-752/2021
УИД 04RS0020-01-2021-001854-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Ильиной Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании недействительным образование земельного участка, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указывая в обоснование требований, что в ходе осуществления надзорной деятельности за соблюдением законов в области охраны окружающей среды и природопользовании установлены факты неправомерного образования земельных участков, расположенным в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда. Согласно сведениям ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 662256 кв.м., имеющего местоположение: <адрес>, СОТ «Березовая роща», с видом разрешенного использования – садоводческое товарищество из категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, присвоен кадастровый №, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:180303:124 частично расположен на землях государственного лесного фонда, в квартале 105 выделах 22,24, части выделов 23,21,11,14,18, квартале 127, выделах 2,3,4, части выделов 1,5 Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества. Согласно заключения ФИО1 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила 342 378 кв.м. Также земельный участок с кадастровым номером 03:17:180303:124 расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель. Просит суд
- признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 662 256 кв.м., имеющего расположение: <адрес>, СОТ «Березовая роща»;
- снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район», представители третьих лиц: Федерального агентства лесного хозяйства, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия и Забайкальском крае, Управления Росреестра по Республике Бурятия не явились, извещены надлежащим образом.
От представителя третьего лица- Управления Росреестра по РБ Пономарчук Г.Н. поступило заявление, в котором она просил рассмотреть дело без участия представителя Росреестра.
Согласно заявления, изложенного в представленном ранее в суд отзыве представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия Шадонова Д.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителей филиала.
В соответствии со 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Данилов А.С. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержал, пояснил, что постановка земельного участка на кадастровый учет была осуществлена на основании распоряжения Совета Министров Бурятской АССР от 1983 года. Согласно представленной Администрацией информации, образованные из спорного земельного участка другие участки, пересекающие лесной фонд, сняты с кадастрового учета, по земельному участку переданному в аренду Джавадову имеется решение суда о снятии с кадастрового учета.
В представленном в суд отзыве, представитель третьего лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия Шадонова Д.А. считала возможным разрешить заявленные требования на усмотрение суда.
Согласно представленного отзыва представитель Федерального агенства лесного хозяйства Мироненко П.А. просил суд удовлетворить заявленные требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
На основании п. 2 ст. 302 ГК РФ установлено, что если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
В соответствии с ч.ч.1,3,8 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии в том числе с утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно ч.7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 70 ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно Земельному кодексу РСФСР от 01.07.1970, действующему в период оформления указанных писем и издания вышеуказанного распоряжения, предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33 - 35 настоящего Кодекса (ст. 14).
Согласно статье 34 Земельного кодекса РСФСР органами, имеющими право изъятия земельных участков являлись: Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов вправе производить изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 настоящего Кодекса.
Из материалов дела установлено, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Совета Министров Бурятской АССР от ДД.ММ.ГГГГ №-р
Согласно указанного распоряжения, Северо-Байкальскому отделению железной дороги из государственного лесного фонда Северо-Байкальского лесхоза был предоставлен земельный участок, площадью 76га. лесов 1 группы (с правом вырубки) для организации коллективного сада «Березовая роща» в Северо-Байкальском районе.
Из выписки из ЕГРЮЛ, находящееся на официальном сайте по ссылке <данные изъяты> установлено, что СОТ «Березовая роща», зарегистрированное в качестве юридического лица на основании Распоряжения Администрации МО «Северо-Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ прекратило свое существование ДД.ММ.ГГГГ
Также установлено, что после постановки на кадастровый учет Распоряжениями Администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ за №№, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № был произведен раздел земельного участка <данные изъяты>, путем выдела отдельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящий момент, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель лесных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, количество и границы которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> частично пересекает земельный участок лесного фонда и находится в квартале 105 выделах 22,24, части выделов 23,21,11,14,18, квартале 127, выделах 2,3,4, части выделов 1,5 Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества, площадь пересечения – 342 378 кв.м.
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» основными его целями и предметом является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (п. 3.1.Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте Учреждения <данные изъяты>).
Одним из основных видов деятельности(работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков)(п. 3.2.3.Устава Учреждения).
Форма Заключения утверждена Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке», содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение Директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 67 - 69 Лесного кодекса РФ).
Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, представленные в материалы дела заключения Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» соответствуют указанным требованиям, и, по мнению суда, являются допустимыми доказательствами.
Также из заключений Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» составленным по всем земельным участкам, выдел которых был произведен из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено, что пересечение с землями лесного фонда имели участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, которые в настоящее время уже сняты с кадастрового учета, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН.
Также установлено пересечение с землями лесного фонда выделенного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен Джавадову Р.Х.
При этом как следует из материалов дела, решением Северобайкальского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ был признан недействительным, запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, исключена из единого государственного реестра прав, указанный земельный участок снят с кадастрового учета
Из выписки из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия следует, что участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 03:00-6.171 от ДД.ММ.ГГГГ, ограничения использования земельного участка установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в экологической зоне Байкальской природной территории».
Доказательств того, что участок, образованный за счет части лесного участка, был переведен ответчиком в другую категорию земель в порядке, установленном законодательством, или в порядке статьи 8 ЗК РФ и Закона N 172-ФЗ, суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, а также пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
В иных случаях, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения права возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда (осуществляется одновременно в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок в настоящем случае подлежит снятию с кадастрового учета только по решению суда. Необходимость снятия его с кадастрового учета обусловлена пересечением его границ с границами лесного фонда, что препятствует Российской Федерации в распоряжении принадлежащими лесными участками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 662256 кв.м., имеющего расположение: <адрес>. СОТ «Березовая роща».
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме 03 сентября 2021 г.
Судья В.В.Атрашкевич