УИД: 11RS0005-01-2024-001581-85
г. Сыктывкар Дело № 2-1617/2024 (33-7066/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2024 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения г. Ухты» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 07 июня 2024 года, по которому
исковые требования Яшкина Г.А., паспорт ..., удовлетворены.
Признано решение ГБУ РК «ЦСЗН» г. Ухты, ИНН ... выраженное в уведомлении от 24.11.202 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, незаконным.
Возложена обязанность на ГБУ РК «ЦСЗН» г. Ухты, ИНН ..., предоставить меру социальной поддержки Яшкину Г.А., паспорт ..., на основании его заявления от 14.11.2023.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Яшкин Г.А. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения г. Ухты» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты») о признании решения ответчика от 24.11.2023 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании предоставить такую меру социальной поддержки истцу на основании его заявления от 14.11.2023. В обоснование требований указал, что является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен> имеет статус малоимущего, следовательно, имеет право на получение государственной социальной помощи с 01.11.2023 по 30.04.2024. Обратился за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства, однако получил отказ ввиду наличия судебной задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Яшкина С.Н. и ПАО «Т Плюс».
В судебном заседании, истец, третье лицо Яшкина С.Н., действующая также как представитель истца по устному ходатайству, на иске настаивали, пояснили, что задолженность по внесению платы за жилое помещение образовывалась на протяжении длительного времени, в связи с регистрацией в нём еще двух членов семьи, не вносивших плату.
Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» против удовлетворения иска возражала, представила письменный отзыв, пояснив, что при наличии задолженности членов семьи закон не предусматривает возможности предоставлять спорную меру социальной поддержки.
Третье лицо ПАО «Т Плюс» представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве мнения по заявленным требованиям не высказало, указало, что наниматель соглашения об оплате задолженности не заключает.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» просит решение суда отменить со ссылкой на нарушение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив законность решения суда по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Яшкин Г.А. является членом семьи нанимателя жилого помещения Яшкиной С.Н. по адресу: <Адрес обезличен>, имеет инвалидность ... группы бессрочно.
14.11.2023 истец обратился в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории инвалид ... группы (в заявлении ошибочно указано на ... группу инвалидности), в чем уведомлением от 24.11.2024 истцу было отказано в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из представленных ПАО «Т Плюс» копий судебных приказов, с Яшкиной С.Н. в пользу ПАО «Т Плюс» неоднократно взыскивалась задолженность по оплате коммунальных услуг: за периоды 01.04.2020 – 30.06.2020, 01.08.2020 - 30.09.2020 в размере 5 750,08 рублей, за период 01.10.2020 - 31.10.2021 в размере 6 821,24 рубля, за периоды 01.11.2021 – 31.01.2022, 01.03.2022 – 31.05.2022 в размере 8 130,24 рубля.
Согласно сведениям ОСФР по Республике Коми от 08.05.2024 <Номер обезличен>, иных доходов, кроме пенсионных выплат, а также выплат, производимых ответчиком, семья истца, состоящая из двух человек, не имеет, неоднократно признавалась малоимущей.
Из пояснений истца и его представителя следует, что задолженность образовывалась на протяжении длительного времени, в связи с регистрацией в спорном жилом помещении дочери и внука Яшкиной С.Н., не вносивших плату за жилое помещение.
Разрешая спор и признавая незаконным решение ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» в части отказа в предоставлении Яшкину Г.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции, ссылаясь на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», исходил из того, что отказ в предоставлении меры социальной поддержки в настоящем споре фактически будет означать лишение инвалида установленных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий, сделает невозможной преодоление складывавшейся на протяжении длительного времени трудной жизненной ситуации с внесением платы за жилое помещение.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Согласно части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
На основании части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В соответствии с ч.3 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.13 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 июня 2024 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с жалобой гражданина В.В. Кузнецова», формальное применение Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещений и коммунальных услуг может приводить к необоснованному лишению социальной поддержки гражданина. Подобный подход вступал бы в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости, а также целями социального государства, не отвечал бы требованиям соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования, приводил бы к отступлению от реализации конституционно значимого принципа социальной солидарности (статья 7; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3; статья 75.1 Конституции РФ) (абзац девятый пункта 4 данного постановления).
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
Из правовой позиции вышестоящих судов следует, что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
Суду при разрешении споров о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг следует исходить из понимания того, что в отношениях с уполномоченным органом гражданин выступает как слабая сторона, а потому суду надлежит выяснять причины образования этой задолженности с учетом конкретной жизненной ситуации, в которой находится гражданин, его правового статуса (пенсионер, инвалид, одиноко проживающий и т.д.), а также устанавливать период образования задолженности и какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Представленные истцом и добытые судом доказательства свидетельствуют об уважительности причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что ответчиком не было принято во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец и его супруга не предпринимают и не собираются предпринимать меры к погашению задолженности, судебной коллегией отклоняются.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя истца, Яшкин Г.А. и Яшкина С.Н. предпринимают попытки к погашению задолженности, оформляли кредит на получение денежных средств, представили квитанции о внесении суммы сверх текущих платежей. От оплаты задолженности не отказываются, в настоящее время оплачивают только текущие платежи в связи с отсутствием финансовых возможностей для погашения образовавшейся за прошлое время задолженности. Истец не работает, является инвалидом.
Согласно поквартирной карточке, по адресу: <Адрес обезличен> зарегистрированы: Яшкина С.Н. (с 07.04.2006 по настоящее время); дочь Яшкиной С.Н. - Кондрашова С.В. (с 08.06.2007 по 27.04.2023), внук Яшкиной С.Н. – ФИО17, <Дата обезличена> г.р. (с 08.08.2007 по настоящее время); Яшкин Г.А. (с 21.08.2014 по настоящее время).
Заочным решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2023 г. удовлетворены исковые требования Яшкиной С.Н. о признании Кондрашовой С.В. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен> и снятии ответчика с регистрационного учета по указанному адресу.
Принимая решение о выселении Кондрашовой С.В. из спорного жилого помещения, суд исходил из того, что ответчик с 2012 года в квартире не проживает, обязанности по договору социального найма, в том числе по несению коммунальных платежей, не исполняет.
В отношении несовершеннолетнего ФИО14 назначен опекун ФИО16 в связи с лишением Кондрашовой С.В. родительских прав, однако ФИО15 сохраняет право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку в противном случае, ухудшение имущественного положения истца как инвалида не будет согласовываться с целями социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства при разрешении спора. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 07 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения г. Ухты» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.10.2024 года.
Председательствующий
Судьи