Дело 2а-1863/2023
УИД 03RS0001-01-2023-001411-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой С.С.,
при секретаре ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств
у с т а н о в и л:
и.о. прокурора <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств, указав, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. наблюдается в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> пациентке назначено лечение препаратом «<данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РБ ГКБ <адрес> в Министерство здравоохранения РБ направлено экстренное извещение для внесения ФИО1 в регистр для льготного лекарственного обеспечения указанным препаратом согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с необеспечением ФИО1 указанным лекарственным препаратом, ею понесены расходы на самостоятельное приобретение указанного лекарственного препарата: ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.
Прокурор с учетом уточнений просит взыскать с ответчиков в пользу ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты> руб., затраченные на самостоятельное приобретение лекарственных средств.
Представитель истца ст.помощник прокурора <адрес> ФИО14 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
ФИО1 в судебном заседании просит исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ФИО15 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации, представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, представитель ответчика Министерства финансов Республики Башкортостан, представитель третьего лица ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан», представитель третьего лица ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан, представитель третьего лица ГБУЗ Республики Башкортостан ГКБ <адрес> на судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании си.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.р. страдает <данные изъяты>.
Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ Республики Башкортостан ГКБ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о включении в 14 ВЗН для лекарственного обеспечения лекарственным препаратом <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в региональный сегмент Федерального регистра.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лечащим врачом выписан рецепт серии <данные изъяты> № на получение препарата <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лечащим врачом выписан рецепт серии <данные изъяты> № на получение препарата <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лечащим врачом выписан рецепт серии <данные изъяты> № на получение препарата <данные изъяты>
В связи с необеспечением указанным лекарственным средством ФИО1 самостоятельно приобрела вышеуказанный лекарственный препарат: ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. Итого на сумму <данные изъяты> руб.
В соответствии с пунктом "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление единых правовых основ системы здравоохранения находится в ведении Российской Федерации, а координация вопросов здравоохранения - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов или без определения бюджета, за счет которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Разграничение полномочий в области лекарственного обеспечения населения между уровнями публичной власти предусмотрено Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), который является базовым федеральным законом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных, рассеянным склерозом, отнесена к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство здравоохранения Российской Федерации (п. 1 Положения).
Часть 9.2 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает обеспечение лиц, больных рассеянным склерозом, лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному Федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с частью 7 стать 44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ ГЕМОФИЛИЕЙ, МУКОВИСЦИДОЗОМ, ГИПОФИЗАРНЫМ НАНИЗМОМ, БОЛЕЗНЬЮ ГОШЕ, ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ ЛИМФОИДНОЙ, КРОВЕТВОРНОЙ И РОДСТВЕННЫХ ИМ ТКАНЕЙ, РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ, ГЕМОЛИТИКО-УРЕМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ, ЮНОШЕСКИМ АРТРИТОМ С СИСТЕМНЫМ НАЧАЛОМ, МУКОПОЛИСАХАРИДОЗОМ I, II И VI ТИПОВ, АПЛАСТИЧЕСКОЙ АНЕМИЕЙ НЕУТОЧНЕННОЙ, НАСЛЕДСТВЕННЫМ ДЕФИЦИТОМ ФАКТОРОВ II (ФИБРИНОГЕНА), VII (ЛАБИЛЬНОГО), X (СТЮАРТА - ПРАУЭРА), ЛИЦ ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ, утвержден согласно Приложению №3 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019г №2406-р, содержит лекарственный препарат Глатирамера ацетат.
Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 N 1416 утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
В соответствии с пунктом 2 Правил, Источником финансирования организации обеспечения больных в возрасте от 18 лет и старше лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации на указанные цели.
В соответствии с пунктом 3 Правил, Право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - Федеральный регистр).
В соответствии с п. 5 Правил, органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Минздрав заявки на поставку лекарственных препаратов.
В соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом решения комиссии Минздрава России в установленном законодательством Российской Федерации порядке ФКУ "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" осуществляет закупку лекарственных препаратов, которые в дальнейшем передаются в субъекты Российской Федерации (п. 8 Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил, после включения больного в региональный сегмент Федерального регистра назначение и отпуск ему или его законному представителю лекарственных препаратов осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня включения.
Оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд приходит к выводу, что из приведенных правовых предписаний федерального законодательства в их взаимосвязи следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению лиц, больных рассеянным склерозом лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, которые органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет федерального бюджета не передавались.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на федеральный орган государственной власти организационные и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами лиц, <данные изъяты>, в том числе по препарату <данные изъяты>
Учитывая положения действующего федерального законодательства в их системном единстве, финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных <данные изъяты> и включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета РФ и является расходным обязательством федерального органа государственной власти - Министерства здравоохранения Российской Федерации, в силу чего исполнение такого расходного обязательства не может быть возложено на исполнительный орган субъекта Российской Федерации и казну Республики Башкортостан.
Доводы возражений представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации о том, что согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1416, потребность ФИО1, зарегистрированной в Федеральном регистре ДД.ММ.ГГГГ, в лекарственном препарате, может быть учтена в заявке Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на 2024 год, а также иные доводы возражений ответчика, не освобождают Министерство здравоохранения Российской Федерации от несения расходов на обеспечение ФИО1 необходимым для нее лекарственным препаратом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании затраченных ФИО1 денежных средств на самостоятельное приобретение лекарственного средства в сумме <данные изъяты> руб. с Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к иным ответчикам суд не находит.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.