Административное дело № 3а-192/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 июля 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.
при секретаре Львовой Е.В.,
с участием:
представителя административного истца Карымова П.А.,
представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Межхозяйственная строительная организация «Комсомольская» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л :
Акционерное общество «Межхозяйственная строительная организация «Комсомольская» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого трехэтажного здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1021 кв.м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 5518 872 рубля 00 копеек.
Иск мотивирован тем, что спорный объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость спорного нежилого здания на указанную дату составляет 17275047,84 рублей, однако согласно отчету ООО «Агентство оценки собственности» № 172-05/2020 от 22 мая 2020 года рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на ту же дату составляет 5518 872 рубля 00 копеек.
Заинтересованное лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в письменном отзыве на иск сообщило, что установленная решением суда кадастровая стоимость здания будет внесена Управлением в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 и частью 1 статьи 34 ФЗ от 03.07.2015 №218-ФЗ.
Административные ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики представили отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что разрешение административных исковых требований оставляют на усмотрение суда, указав, что утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 кадастровая стоимость спорного здания с кадастровым № № была определена по состоянию на 1 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее- Закон о государственной кадастровой оценке) на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512, установившего, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с указанным федеральным законом на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года. В соответствии с распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р в 2018 году была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства и земель промышленности и иного специального назначения, оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость рассчитывало БУ «Чуваштехинвентаризация»; полномочиями по определению кадастровой стоимости на территории Чувашской Республики наделено Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии; кадастровая оценка проведена в установленном законодательстве порядке с соблюдением требований федерального законодательства, действующего на момент проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2018.
Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в письменном отзыве на иск также сообщило, что разрешение административных исковых требований учреждение оставляет на усмотрение суда, указав, что при проведении государственной кадастровой оценки была представлена некорректная площадь ОКС (в Перечне на ГКО на дату 01.01.2018 общая площадь указана 1688,4 кв.м., вместо данных из ЕГРН и технического паспорта – 1021 кв.м.).
В судебном заседании представитель административного истца Карымов П.А. поддержал административный иск.
Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии Артемьева А.В. в судебном заседании не участвовала, участвуя в предварительном судебном заседании разрешение административных исковых требований оставила на усмотрение суда, придерживаясь доводов, изложенных в письменном отзыве на иск.
Представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, придерживаясь доводов, изложенных в письменном отзыве на иск.
Представители административных ответчиков – Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Чувашской Республики), извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Представитель Управления Росреестра по Чувашской Республики просил о рассмотрении дела без его участия.
Администрация Комсомольского сельского поселения просила рассмотреть дело без участия ее представителя, указав, что спора между администрацией и административным истцом по предъявленному иску не имеется, администрация требования признает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, с учетом, что не явившиеся в судебное заседание лица о судебном заседании извещены надлежащим образом, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.01.2020 № (л.д.5-6) с 04.06.2010 за ЗАО «Межхозяйственная строительная организация «Комсомольская» на праве собственности зарегистрировано нежилое трехэтажное кирпичное здание с кадастровым № <данные изъяты>, 1985 года постройки, расположенное по <адрес>, площадью 1021 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделенобюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. По результатам проведенных бюджетным учреждением «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 1 января 2019 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики проведена в отношении объектов, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии с указанным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, кадастровая стоимость нежилого здания, расположенного по <адрес>, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2018 годасоставляет 17275047, 84 руб. (л.д.7).
Согласно статье 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» также указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Согласно статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку ЗАО «Межхозяйственная строительная организация «Комсомольская» является собственником указанного выше нежилого здания, и размер налога на имущество зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем акционерное общество имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования ЗАО «Межхозяйственная строительная организация «Комсомольская» представлен отчет № 172-05/2020 от 22 мая 2020 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания, выполненный ООО «Агентство оценки собственности», в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1021 кв.м, расположенного по <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 5518 872 руб. 00 коп.
Сторона административного ответчика бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики удовлетворение предъявленного требования оставила на усмотрение суда, представив отзыв на административное заявление, в котором указала, что при проведении государственной кадастровой оценки была представлена некорректная площадь объекта капитального строительства - общая площадь была указана как 1688,4 кв.м., вместо данных из ЕГРН и технического паспорта – 1021 кв.м.
Представленный административным истцом отчет подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Заключение оценщика содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Вывод оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества основан на применении затратного, отказ от использования сравнительного и доходного подходов обоснован. Заключение в отчете содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики. В заключении представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость, имеются ссылки на используемые оценщиком источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки. Оценщиком проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. При этом заключение мотивировано, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования; предусмотренных законом оснований для отвода оценщика судом установлено не было, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено.
Так, оценщик ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков ООО «Российское общество оценщиков» с 2009 года, имеет соответствующие квалификацию и образование в области оценочной деятельности; стаж ее работы в оценочной деятельности составляет более 11 лет - с 2008 года; при проведении исследования оценщик руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В отчете оценщик ООО «Агентство оценки собственности» ответил на вопрос, какова рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года.
Оценив заключение в отчете об определении рыночной стоимости нежилого здания, суд полагает, что оно соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Оснований не доверять представленному административным истцом отчету не имеется.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В случае, когда административные ответчики или заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных административным истцом требований, они обязаны доказать недостоверность представленных им сведений о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Таким образом, административный истец доказал величину рыночной стоимости объектов недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, которая административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнута.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено. Разрешение административных исковых требований административные ответчики и заинтересованные лица оставили на усмотрение суда.
Потому суд считает возможным определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости на основании результатов независимой оценки.
Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 4 июня 2020 года.
В соответствии со ст.17 Закона о государственной кадастровой оценке орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В силу п.4 ст.18 Закона о государственной кадастровой оценке в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С учетом вышеприведенных положений законов во взаимосвязи с положением Закона Чувашской Республики «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения» настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого трехэтажного здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1021 кв.м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 5518 872 (пять миллионов пятьсот восемнадцать тысяч восемьсот семьдесят два) рубля 00 копеек по состоянию на 1 января 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 4 июня 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1021 кв.м, расположенного по <адрес>.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2020 года