Судья Федорова О.В. Дело № 33-12028 А-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 ноября 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.
при секретаре Севрюкове С.И.
<данные изъяты> Галины Ивановны к ГУ «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об установлении факта нахождения на иждивении и назначении ежемесячных страховых выплат с последующей индексацией
по апелляционной жалобе представителя Герасимовой Г.И. Никифорова Е.К.
на решение Абанского районного суда Красноярского края от 21 августа 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Герасимовой <данные изъяты> к ГУ «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» об установлении факта нахождения на иждивении и назначении ежемесячных страховых выплат с последующей индексацией отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герасимова Г.И. обратилась в суд к ГУ «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с иском об установлении факта нахождения на иждивении и назначении ежемесячных страховых выплат.
Требования мотивированы тем, что ее сын Герасимов П.И. в период работы вахтовым методом в ООО «Богучанская геофизическая экспедиция» скончался <данные изъяты> г. в результате несчастного случая на производстве. Вместе с тем, он был зарегистрирован и постоянно проживал совместно с истцом по адресу: <данные изъяты>, поддерживал с ней хорошие отношения и оказывал постоянную финансовую поддержку. Полагала, что находилась на иждивении сына последние годы его жизни. Помимо этого, ее супруг Герасимов П.В. скончался <данные изъяты> г. от обострения заболевания, а она пережила инсульт и в настоящее время находится в тяжелом состоянии, в связи с чем ей необходимы постоянные наблюдение врачей и уход.
Просила установить факт ее нахождения на иждивении Герасимова П.П. в период с ноября 2010 г. по 01.04.2013 г. и назначить ежемесячные страховые выплаты с последующей индексацией.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Герасимовой Г.И. Никифоров Е.К. просит об отмене решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Герасимовой Г.И. Никифорова Е.К., представителя ГУ «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» Четверикова П.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.
В силу ч.2 ст.7 данного Закона право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют, в том числе, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Как следует из ч.3 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 г. №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются: а) несовершеннолетние, в том числе ребенок умершего, рожденный после его смерти, до достижения ими возраста 18 лет, а также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении до достижения ими возраста 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме; б) женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет (безусловное основание для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности); в) инвалиды I, II или III группы. Право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
Кроме того, как разъяснялось в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21.06.1985 г. №9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение, в том числе для возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель получал пенсию, необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец Герасимова Г.И., <данные изъяты> года рождения, является матерью Герасимова П.П., умершего <данные изъяты> г. в результате несчастного случая на производстве (л.д.8-10, 13, 14, 22-25).
Герасимов П.П. с 13.08.2005 г. до момента смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: <данные изъяты>, по которому на тот период также проживали его родители - Герасимова Г.И. и Герасимов П.В. (л.д.8-11, 95).
Помимо этого, Герасимова Г.И. является пенсионером по старости с <данные изъяты> г. (л.д.48), а Герасимов П.В. - с <данные изъяты> г. (л.д.96). На день смерти Герасимова П.П. его родители получали каждый ежемесячно пенсию по старости, составлявшую на апрель 2013 г. в совокупности <данные изъяты>, (л.д.50, 99). <данные изъяты> г. Герасимов П.В. умер.
При таких данных, оценив все представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не доказан факт ее нахождения на иждивении у Герасимова П.П., который бы осуществлял ее полное содержание, а оказываемая им помощь была систематической и являлась для истца постоянным и основным источником средств к существованию.
Так, материалы дела не содержат достаточные и бесспорные доказательства того, что Герасимов П.П. в период с 2010 по 2013 годы оказывал истцу постоянную материальную поддержку и эта помощь, при получении ею ежемесячной пенсии в размере <данные изъяты> (л.д.50), а также при получении пенсии проживающим совместно с ней супругом - Герасимовым П.В., являлась для нее основным источником средств к существованию. При этом, суд первой инстанции учел, что наличие у Герасимова П.П. суммарных доходов, превышающих доходы истца, само по себе не свидетельствует об оказании такой помощи. Более того, как видно из представленных справок 2-НДФЛ, доходы последнего с 2010 по 2013 годы не были стабильными, постоянными и ежемесячными, размер его заработной платы значительно варьировался и в среднем, за исключением 2012 года, не превышал пенсионное обеспечение родителей (л.д.41-44).
Наличие у истца инвалидности и то обстоятельство, что она является пенсионеркой и нуждается в постоянном уходе, не является юридически значимым обстоятельством для установления факта нахождения на иждивении, а довод истца о том, что при жизни Герасимов П.П. постоянно ухаживал за ней, проявлял заботу и эпизодически оказывал помощь в покупке медикаментов, не является доказательством нахождения истца на его иждивении.
Вместе с этим судом на основании пояснений представителя истца установлено, что Герасимова Г.И. на день обращения в суд с настоящим иском имеет двоих трудоспособных детей совершеннолетнего возраста, соответственно 30 и 34 лет (л.д.105, оборот), обязанных оказывать ей соответствующую поддержку.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеуказанных норм материального права выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит правильными и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска, поскольку они исследовались судом, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда и не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Оснований для переоценки выводов суда к чему по существу сводятся доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абанского районного суда Красноярского края от 21 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Герасимовой Г.И. Никифорова Е.К. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: