К делу № 2-1246/2024
УИД: 23RS0019-01-2024-002011-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Каневская Краснодарского края 18 июня 2024 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Лысенко С.Э.,
при секретаре Махорт Л.В.,
с участием помощника прокурора Каневского района Шемяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каневского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Привольненского сельского поселения Каневского района об устранении нарушений законодательства о водоснабжении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каневского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Привольненского сельского поселения Каневского района об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о водоснабжении, в ходе которой выявлены нарушения, требующие незамедлительного устранения. Проверкой установлено, что на территории Привольненского сельского поселения Каневского района подача питьевой воды абонентам осуществляет гарантирующим поставщиком МУП Привольненское «Благоустройство» посредством централизованной системы водоснабжения, находящейся в муниципальной собственности поселения, которое органом местного самоуправления передано указанной ресурсоснабжающей организации на праве оперативного ведения.
Из представленной управлением строительства администрации муниципального образования Каневской район информации следует, что протяжность водопроводных сетей в Привольненском сельском поселении составляет 57,33 км. При этом физический износ инженерных сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых МУП Привольненское «Благоустройство» в сельском поселении, составляет 67 %. Данный показатель изношенности водопроводных сетей остается неизменным свыше 2-х лет, что свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией сельского поселения совместно с МУП Привольненское «Благоустройство» мер по обеспечению надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, и об отсутствии системности в осуществлении их технического обследования и своевременного ремонта.
Пассивная позиция органа местного самоуправления в реализации своих полномочий в сфере водоснабжения способствуют нарушению прав потребителей на бесперебойное предоставление услуги по водоснабжению при возникновении аварий на объектах централизованной системы водоснабжения в результате прорыва изношенных водопроводных сетей, а также создает препятствия к участию в инвестиционных программах по их модернизации.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку в конечном итоге влекут невозможность осуществления надежного и бесперебойного водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства о водоснабжении 04.03.2024 главе сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не приняты меры к их устранению в полном объеме.
Непринятие своевременных мер к замене изношенных водопроводных сетей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на бесперебойное получение коммунальной услуги по водоснабжению в случае возникновения при их эксплуатации прорывов.
Просит суд обязать администрацию Привольненского сельского поселения Каневского района устранить нарушения законодательства о водоснабжении путем проведения работ по капитальному ремонту изношенных водопроводных сетей Привольненского сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Каневского района Шемякова Н.А. заявленные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации Привольненского сельского поселения Каневского района в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренных ст. ст. 39, 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Закон №52-ФЗ от 30.03.1999г.) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона № 416) организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего закона.
В силу ч. 2 ст. 23 №416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Закона № 416-ФЗ к показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения относятся показатели качества воды, показатели надежности и бесперебойности водоснабжения, показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды.
Показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем холодного водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей холодное водоснабжение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.
В соответствии со ст. 37 Закона № 416-ФЗ техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения проводится в целях определения технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности.
Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей холодное водоснабжение самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, и материалами дела подтверждается, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о водоснабжении, в ходе которой выявлены нарушения, требующие незамедлительного устранения, так как на территории Привольненского сельского поселения Каневского района подача питьевой воды абонентам осуществляет гарантирующим поставщиком ОАО «ЖКУ»посредством централизованной системы водоснабжения, находящейся в муниципальной собственности поселения, которое органом местного самоуправления передано указанной ресурсоснабжающей организации на праве оперативного ведения.
Из представленной управлением строительства администрации муниципального образования Каневской район информации следует, что протяжность водопроводных сетей в Привольненском сельском поселении составляет 57,33 км. При этом физический износ инженерных сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых МУП Привольненское «Благоустройство» в сельском поселении, составляет 67 %. Данный показатель изношенности водопроводных сетей остается неизменным свыше 2-х лет, что свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией сельского поселения совместно с МУП Привольненское «Благоустройство» мер по обеспечению надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, и об отсутствии системности в осуществлении их технического обследования и своевременного ремонта.
Позиция органа местного самоуправления в реализации своих полномочий в сфере водоснабжения способствуют нарушению прав потребителей на бесперебойное предоставление услуги по водоснабжению при возникновении аварий на объектах централизованной системы водоснабжения в результате прорыва изношенных водопроводных сетей, а также создает препятствия к участию в инвестиционных программах по их модернизации.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку в конечном итоге влекут невозможность осуществления надежного и бесперебойного водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства о водоснабжении 04.03.2024 главе сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не приняты меры к их устранению в полном объеме.
Непринятие своевременных мер к замене изношенных водопроводных сетей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на бесперебойное получение коммунальной услуги по водоснабжению в случае возникновения при их эксплуатации прорывов.
Прокурор в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц в целях обеспечения прав граждан.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. По смыслу данной нормы и находящихся с ней в системном единстве ч.1 ст. 39 и ст. 173 ГПК РФ признание иска – это адресованное суду безусловное согласие ответчика с исковыми требованиями истца, в связи с чем суд обязан проверить законность только заявленных истцом требований, в рассматриваемом случае – об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.
При этом требование истца может быть признано судом противоречащим закону только в том случае, если оно нарушает императивные нормы, то есть нормы, устанавливающие строго определенные правила поведения. В случае соответствия заявленного истцом требования закону при отсутствии нарушений прав и законных интересов других лиц, суд в соответствии с ч.2 ст. 173 ГПК РФ разъясняет ответчику последствия признания им иска и в соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований. По вышеизложенным мотивам и постольку, поскольку норма ч.3 ст. 173 ГПК РФ процессуально является предписывающей, при признании иска ответчиком недопустимо исследование судом обоснованности и доказанности иска по существу. Требования истца об устранении нарушений законодательства о водоснабжении никаких императивных норм не нарушают, затрагивают права и законные интересы только ответчика и не могут нарушать прав и законных интересов других лиц. Поскольку заявленные исковые требования и признание иска представителем ответчика не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом права и интересы других лиц, из заявления представителя ответчика следует, что ему понятны последствия принятия судом признания им иска, следовательно, имеются основания для принятия судом признания иска ответчиком и принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного суд полагает необходимым требования прокурора Каневского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Привольненского сельского поселения Каневского района об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, удовлетворить и обязать администрацию Привольненского сельского поселения Каневского района устранить нарушения законодательства о водоснабжении путем проведения работ по капитальному ремонту изношенных водопроводных сетей Привольненского сельского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Каневского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Привольненского сельского поселения Каневского района об устранении нарушений законодательства о водоснабжении – удовлетворить.
Обязать администрацию Привольненского сельского поселения Каневского района устранить нарушения законодательства о водоснабжении путем проведения работ по капитальному ремонту изношенных водопроводных сетей Привольненского сельского поселения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -