Решение по делу № 33-151/2022 (33-5319/2021;) от 07.12.2021

Докладчик Степанова З.А.

Судья Иванова Т.В.

Апелляционное дело №33-151/2022

Дело №2-15/2021

УИД 21RS0006-01-2020-000136-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В.,

судей Степановой З.А., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Канашского района Чувашской Республики к Давыдову Валерию Леонидовичу о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, поступившее по апелляционной жалобе администрации Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года,

установила:

Администрация Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Давыдову В.Л. о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 463300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп. и далее с 24 марта 2020 года по день фактического погашения задолженности.

Исковые требования мотивированы тем, что 21 июня 2017 года Давыдову В.Л., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598, выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на общую сумму 463300 руб. Администрация Канашского района ЧР 28 и 29 июня 2017 года перечислила Давыдову В.Л. денежные средства на общую сумму 463300 руб. на строительство индивидуального жилого дома.

По результатам проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, составлен акт от 11 мая 2018 года, а в адрес администрации Канашского района внесено представление от 28 мая 2018 года.

В ходе проверки установлено, что семья Давыдовых из четырех человек по заявлению Давыдовой Н.М. в 2012 году незаконно в нарушение требований ст. 53 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности. В общей долевой собственности по 1/4 доле у семьи Давыдовых в составе четырех человек с 18 августа 2005 года имеется квартира общей площадью 43,9 кв.м. Кроме того, с 22 июля 2003 года по 29 мая 2012 года в собственности Давыдовой Н.М. имелся жилой <адрес> общей площадью 46,4 кв.м. В то время как в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ семья Давыдовых не могла быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий (продажи жилого <адрес>).

Согласно сводному списку участников мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Канашскому району на 2016 год место работы Давыдовой Н.М. - <данные изъяты> (<данные изъяты>), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома (в сводном списке под номером 13). В соответствии с п.5 Типового положения вышеуказанное место не является приоритетным (первоочередным). Из сводного списка участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Канашскому району на 2017 год и личного дела семьи Давыдовых следует, что под номером в списке числится Давыдова Н.М.; место ее работы – <данные изъяты>, а под номером 2 в списке числится Давыдов В.Л. (супруг Давыдовой В.Л.), место работы - <данные изъяты> (охранник), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с п.5 Типового положения вышеуказанное место работы в агропромышленном комплексе является приоритетным (основным).

В соответствии с п. 1.3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 года №6 социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, если соблюдаются условия Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598 (далее Типовое положение). Между тем, на момент обращения от 26 мая 2016 года с заявлением об участии в программе Давыдов В.Л. в подтверждение работы в агропромышленном комплексе представил трудовую книжку и трудовой договор от 12.05.2016г. №34, заключенный с <данные изъяты> с 12.05.2016г. В трудовой книжке не содержатся сведения о иной работе в сфере агропромышленного комплекса. Соответственно, на момент подачи заявления он не отвечал требованиям, предъявляемым к участникам Программы, поскольку в соответствии с п.4 Типового положения требуется работа по трудовому договору или осуществление предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления. Социальная выплата предоставлена 21 июня 2017 года Давыдову В.Л., как участнику указанной федеральной целевой программы в первоочередном приоритетном порядке как работнику в агропромышленном комплексе.

Истец указывает, что для получения социальной выплаты Давыдовым В.Л. не имелось совокупности условий, предусмотренных Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2019г. Администрации Канашского района Чувашской Республики при участии в суде в качестве третьего лица Давыдова В.Л. отказано в иске о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28.05.2018г. №39 в части возврата в республиканский бюджет субсидии, предоставленной Давыдову В.Л.

Истец указывает, что Давыдов В.Л. преднамеренно ухудшил жилищные условия и необоснованно получил единовременную социальную выплату на улучшение жилищных условий в размере 463300 руб., тем самым причинил ущерб бюджету Канашского района Чувашской Республики. Претензия от 02.08.2019г. о возврате полученной единовременной социальной выплаты оставлена ответчиком без удовлетворения. Ссылаясь на п.1 ст. 1102, ст.1109 ГК истец просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в заявленном размере, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Представитель истца администрации Канашского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель истца Терентьева О.Н. исковые требования поддержала по изложенным основаниям. Суду пояснила, что постановлением главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 10 декабря 2012 года №107 семья Давыдовой Н.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» незаконно, поскольку Давыдова Н.М. и члены ее семьи являлись сособственниками <адрес>, общей площадью 43,9 кв.м. Кроме того, Данилова Н.М. являлась собственником жилого <адрес>, который она продала, ухудшив тем самым свои жилищные условия. Несмотря на то, что установленный ст.53 ЖК РФ срок не истек, администрация Шихазанского сельского поселения Канашского района незаконно приняла семью Давыдовой Н.М. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 2 июня 2016 года №116 Давыдов В.Л. признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Одним из оснований для возникновения права на получение субсидии в соответствии с п. 4 Типового положения, являющегося Приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Между тем, из трудовой книжки Давыдова В.Л. следует, что он был принят на работу в <данные изъяты> лишь 12 мая 2016 года, то есть менее года на момент подачи заявления, субсидия предоставлена исходя из работы Давыдова В.Л. в СХПК в приоритетном (первоочередном) порядке.

Ответчик Давыдов В.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель ответчика Давыдова В.Л. – Иванов В.А. в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на то, что жилой дом <адрес> фактически являлся аварийным и непригодным для проживания вследствие полного физического износа. Указанный жилой дом одноэтажный, кирпичный, 1970 года постройки, в указанном доме семья Давыдовых не проживала ввиду его ветхости и отсутствия инженерных систем. На вырученные от продажи данного дома средства Давыдова Н.М. 23 мая 2012 года приобрела земельный участок площадью 1200 кв.м. за 200 000 руб., а на оставшиеся средства были приобретены строительные материалы для возведения нового жилого дома. Следовательно, семья Давыдовых не совершала действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Все эти сведения Давыдовы сообщили администрации Шихазанского сельского поселения при подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при подаче заявления о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья. Доводы истца о том, что Давыдов В.Л. работал в агропромышленном комплексе менее одного года на момент подачи заявления 26 мая 2016 года, также являются необоснованными. Согласно справке, выданной <данные изъяты> Канашского района, являющегося правопреемником реорганизованного колхоза <данные изъяты>, Давыдов В.Л. работал в указанном колхозе во время школьных каникул в качестве разнорабочего в период с 1976 по 1984 годы: в 1979 году - 123 дня, в 1980 году- 93 дня, в 1981 году - 83 дня, в 1982 году - 83 дня, в 1983 году - 106 дней, в 1984 году до призыва в армию - 209 дней. Утвержденный Минсельхозом Чувашии сводный список участников мероприятий на 2017 год, на основании которого оформлено свидетельство о предоставлении Давыдову В.Л. социальной выплаты, никем не оспаривался и не отменен; на момент выдачи 21 июня 2017 года Давыдову В.Л. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома в сельской местности пятилетний срок с момента отчуждения 29 мая 2012 года жилого дома <адрес> истек. Кроме того, на момент выдачи указанного свидетельства Давыдов В.Л. продолжал работать в <данные изъяты>, работая там более одного года, тем самым оставаясь претендентом на получение социальной выплаты в первоочередном порядке.

Третьи лица Давыдова Н.М., Давыдов Александр В., Давыдов Андрей В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года постановлено в удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики к Давыдову В.Л. о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в размере 463 300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп. и с 24 марта 2020 года по день фактического погашения основного долга отказать.

Указанное решение обжаловано администрацией Канашского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. Считает, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, решение подлежит отмене. Ответчиком Давыдовым В.Л. не исполнены обязательные условия п.п. «б» и «г» п.4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Администрацией Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики 10 декабря 2021 года семья Давыдовых в нарушение ст. 53 ЖК РФ неправомерна постановлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку Давыдовой Н.М. 19 мая 2012 года произведено отчуждение принадлежащего ей дома по адресу: <адрес>. При указанных обстоятельствах администрация Канашского района Чувашской Республики считает, что Давыдов В.Л. преднамеренно ухудшил жилищные условия и необоснованно получил социальную выплату на улучшение жилищных условий в размере 463300 рублей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июня 2021 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и администрация Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашкой Республики.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 года решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года отменено и принято по делу новое решение, которым постановлено «Взыскать с Давыдова Валерия Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета Канашского района Чувашской Республики в счет неосновательного обогащения денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 (четыреста шестьдесят три тысячи триста) руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017г. по 23 марта 2020г. в размере 94939 (девяносто четыре тысячи девятьсот тридцать девять) руб. 85 коп., и далее, начиная с 24 марта 2020г. по день фактической уплаты задолженности исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, путем перечисления на расчетный счет администрации Канашского района Чувашской Республики: УФК по Чувашской Республике (<данные изъяты>.

Взыскать с Давыдова Валерия Леонидовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8782 (восемь тысяч семьсот восемьдесят два) руб. 40 коп.».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2021 года исправлена описка, допущенная в абзаце резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 года в части указания даты рождения ответчика Давыдова Валерия Леонидовича, а именно, вместо «ДД.ММ.ГГГГ» года рождения» - «ДД.ММ.ГГГГ года рождения».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 года с учетом определения от 9 июля 2021 года об исправлении описки отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Чувашской Республики.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Давыдова В.Л. - Иванов В.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным. Доводы истца о намеренном ухудшении семьей Давыдовых жилищных условий с целью постановки на учет, полагает несостоятельными.

Администрация Канашского рана Чувашской Республики направила в суд апелляционной инстанции заявление о рассмотрении дела без их участия, в котором также указано, что доводы апелляционной жалобы поддерживают.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и администрацию Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашкой Республики, права и интересы которых затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Принимая в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст.1109 ГК РФ ).

Таким образом по смыслу положений подп. 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

26 ноября 2012 года Давыдова Н.М. обратилась в администрацию Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», приложив при этом пакет документов, подтверждающих ее нуждаемость в жилье.

Постановлением главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 10 декабря 2012 года №107 семья Давыдовой Н.М., проживающая в сельской местности, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

На основании заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, от 16 мая 2016 года постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 2 июня 2016 года N 1167 Давыдов В.Л. (супруг Давыдовой Н.М.) признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

В рамках указанной программы Давыдову В.Л. Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики было выдано свидетельство N 35 от 21 июня 2017 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300,75 руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета в размере 279127,71 руб., средств республиканской бюджета Чувашской Республики в размере 177560,30 руб., средств местного бюджета в размере 6615,74 руб.

На основании указанного свидетельства на расчетный счет Давыдова В.Л. перечислена социальная выплата в общей сумме 463303,75 руб., в том числе: 28 июня 2017 года в размере 6615,74 руб., 29 июня 2017 года в размере 279127,71 руб., 29 июня 2017 года в размере 177560,30 руб.

По результатам контрольного мероприятия должностными лицами Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики составлен акт от 11 мая 2018 года и в адрес администрации Канашского района Чувашской Республики внесено представление от 28 мая 2018 года N 39 об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений действующего законодательства, в том числе в части необоснованного предоставления социальной выплаты Давыдову В.Л.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Чувашской Республики от 4 апреля 2019 года отказано в иске администрации Канашского района Чувашской Республики о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28 мая 2018 года в части возврата в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидии, в том числе предоставленной Д.В. на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 руб. Указанным решением установлено, что семья Давыдовых не могла быть поставлена на учет и включена в число участников программы в течение пяти лет в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2012 года вследствие продажи жилого дома, подпадающие под ст. 53 ЖК РФ, а также Давыдов В.Л. не мог быть включен в число участников программы в приоритетном порядке в связи с работой агропромышленном комплексе, поскольку работал по основному месту работы в агропромышленном комплексе на момент подачи заявления в мае 2016 года менее одного года.

Тем не менее администрация Шихазанского сельского поселения 10 декабря 2012 года поставила на учет семью Давыдовых в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а администрация Канашского района ЧР включила ее в список претендентов на получение социальной выплаты без осуществления контроля, предусмотренного пунктами 2.3 и 2.11 Порядка форматировании и утверждения списков, что установлено вышеуказанным решением Арбитражного Суда Чувашской Республики.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. А.").

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

Пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, являются основными целями государственной аграрной политики.

Согласно положениям статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.

В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 01 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 года N 567, которое признано утратившим силу с 1 января 2019 года, утверждена государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики».

В соответствии с федеральной целевой программой в Чувашской Республике разработаны Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 года N 6, которыми установлено, что социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, если соблюдаются условия Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе) (п. 1.3 указанных Правил).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2014 года N 53 утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, указанный Порядок действовал в юридически значимый период.

Как следует из материалов дела, на момент постановки семьи Давыдовой Н.М. и ее супруга Давыдов В.Л. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, супруги Давыдовы, а также их дети - Давыдов Андрей В. и Давыдов Александр В. являлись сособственниками <адрес>, расположенной в <адрес> общей площадью 43,9 кв.м (по 1/4 доле каждый), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, копией учетного дела Давыдовой Н.М.

Кроме того, на момент постановки Давыдовых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Давыдовой Н.М. на праве собственности принадлежал жилой дом <адрес> общей площадью 46,4 кв.м. Указанное жилое помещение Давыдовой Н.М. продано 19 мая 2012 года, что подтверждается копией договора купли-продажи от 19 мая 2012 года.

Таким образом, на момент принятия как Давыдовой Н.М., так и Давыдова В.Л. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на каждого члена их семьи приходилось по 22,57 кв.м, что выше учетной нормы, составляющей 13 кв.м.

Основными целями федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).

Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).

Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Давыдову В.Л. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Чувашской Республики, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.

Разрешая исковые требования администрации, суд апелляционной инстанций, учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, принимает во внимание конкретные обстоятельства включения Давыдова В.Л. в список участников мероприятий - получателей социальной выплаты в отсутствие одного из условий, предусмотренных пунктом 4 Типового положения к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Судом установлено, что молодым специалистом Давыдовым В.Л. для включения его в состав участников на получение социальной выплаты в администрацию Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики были представлены документы, необходимые для включения его в названный состав участников в рамках федеральной и областной целевых программ, в том числе подтверждающие его работу в организации <данные изъяты>. По результатам рассмотрения этих документов постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Давыдов В.Л. был признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики на основании этих сводных списков признало за Давыдовым В.Л. право на получение социальной выплаты, выдало ему свидетельство N 35 от 21 июня 2017 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, после чего администрацией Канашского района Чувашской Республики перечислены Давыдову В.Л. денежные средства социальной выплаты на строительство жилого помещения (дома).

Полученная Давыдовым В.Л. социальная выплата использована им по целевому назначению: на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.

В процессе реализации права на социальную выплату со стороны Давыдова В.Л. не было допущено недобросовестных, противоправных действий. При подаче Давыдовой Н.М. 26 ноября 2012 года заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилья ею, в числе других документов, подтверждающих нуждаемость в жилье, были предоставлены и сведения о наличии у нее жилого <адрес>, право собственности на которое было прекращено 29 мая 2012 года.

Таким образом, при постановке 10 декабря 2012 года Давыдовой Н.М. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики было известно о наличии у семьи Давыдовых вышеуказанного дома. Однако их включили в списки участников мероприятий - получателей социальных выплат при несоответствии его одному из обязательных условий, содержащихся в пункте 4 Типового положения к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Учитывая, что семья Давыдовых с 10 декабря 2012 года состояла на учете лиц, нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», продолжением которой являлась федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; с такого учета в установленном законом порядке снята не была; Давыдова Н.М., как супруга Давыдова В.Л., являлась соучастником вышеуказанной программы и работала по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников программы, а также принимая во внимание, что семья Давыдова В.Л. умышленных и недобросовестных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий не совершала, проверка представленных ответчиком документов и принятие решения о включении семьи Давыдовых в список претендентов на получение социальной выплаты осуществлялись истцом, который в силу своих полномочий не мог не знать об отсутствии оснований для этого, правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, к ответчику не применимы.

Следовательно, в иске администрации Канашского района Чувашской Республики к Давыдову В.Л. о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в размере 463300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп. и с 24 марта 2020 года по день фактического погашения основного долга следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики к Давыдову Валерию Леонидовичу о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в размере 463300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп. и далее с 24 марта 2020 года по день фактического погашения основного долга отказать.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи З.А. Степанова

И.В. Филимонова

33-151/2022 (33-5319/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Канашского района Чувашской Республики
Ответчики
Давыдов Валерий Леонидович
Другие
Давыдова Наталия Михайловна
Давыдов Андрей Валерьевич
Министерство финансов Чувашской Республики
Иванов Валерий Александрович
Давыдов Александр Валерьевич
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Степанова Зоя Анатольевна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
07.12.2021Передача дела судье
19.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2022Передано в экспедицию
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее