Дело № 2-1032/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Биче-оол С.Х., при секретаре Байыр Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Тываэнерго» к ФИО1 о расторжении договора, взыскании затрат по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании судебных расходов,
установила:
Акционерное общество «Тываэнерго» (далее - АО «Тываэнерго») обратилось в суд с иском к ФИО1 расторжении договора, взыскании затрат по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № (далее – Договор) для электроснабжения электроустановок жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, г.Ак-Довурак, <адрес>, участок №. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был установлен 4 месяца со дня заключения Договора. Согласно дополнительному соглашению к Договору срок действия выданных ранее технических условий для технологического присоединения продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно технических условий в Договору со стороны сетевой организации требовалось строительство воздушной линии (ВЛ)-0,4 кВ-300м. Ответчик не уведомил сетевую организацию о выполнении мероприятий, необходимых для технологического присоединения. АО «Тываэнерго» ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направил претензию о завершении выполнении технических условий, оплате задолженности, а также предложено расторгнуть Договор путем подачи письменного заявления о расторжении Договора. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. Фактические расходы истца по исполнению мероприятий в рамках Договора составили 206 469,59 рублей Данный факт подтверждается актом № приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. Просит расторгнуть договор об осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между АО «Тываэнерго» и ФИО1, взыскать с ответчика в пользу истца фактически понесённые затраты по Договору № в размере 206 4693,59 рублей, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 265 рублей..
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 и её представитель ФИО3 по ордеру в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО3 по ордеру не согласилась с исковыми требованиями, просила применить срок исковой давности.
Третье лицо Чамбал-оол А.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч.1 ст. 310ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (ч.3 ст.420 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тываэнерго» и ФИО1 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 2581-2/5, согласно которому АО «Тываэнерго» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <адрес>, г.Ак-Довурак, <адрес>, участок №, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 5 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,22 кВ. Размер платы за технологическое присоединение согласно п. 10 договора составил 550 руб.
Техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, являющимися приложением к обозначенному договору, был предусмотрен перечень конкретных мероприятий, подлежащих выполнению: в пункте 10 мероприятия, которые обязан выполнить истец, в п. 11 - ответчик.
В силу п. 5 указанного Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 4 месяца со дня заключения договора.
Положениями п. 7 раздела II Договора установлено, что сетевая организация при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срок их действия технической возможности технологического присоединения вправе по обращению заявителя продлить срок действия технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.
Во исполнение договора АО «Тываэнерго» исполнило свою часть мероприятий, предусмотренных п. 10 Технических условий, а именно, строительство воздушной линии (ВЛ) 0,4 Кв-300м., в подтверждение чего истцом представлен акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым стоимость выполненных работ составила 206 469,59 рублей.
Особенности заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям регулируются положениями Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который предусматривает, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Порядок и размер платы за технологическое присоединение регулируется уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п. 87 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. В состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Так, согласно п. 9 «Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 29.08.2017 года N 1135/17, предусмотрено, что в случае если с учетом увеличения максимальной мощности ранее присоединенного устройства максимальная мощность превысит 15 кВт, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с Главой II Методических указаний по стандартизированным тарифным ставкам или с Главой III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, на объем увеличения максимальной мощности ранее присоединенного Устройства, заявленной потребителем. Из взаимосвязанных положений Главы II и Главы III Методических указаний следует, что размер платы за осуществление технологического присоединения определяется в зависимости от средней величины расходов сетевых организаций на выполнение соответствующих мероприятий за предшествующий ее установлению период.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что согласно действующему законодательству размер платы за технологическое присоединение не может определяться соглашением сторон и не зависит от размера фактических затрат сетевой организации по выполнению мероприятий, необходимых для присоединения энергопринимающих устройств отдельного заявителя, в связи с чем, выполнение предусмотренных п. 10 технических условий мероприятий ответчик ФИО1 обязана была уплатить только предусмотренную п. 10 договора сумму 550 рублей, определенную в соответствии с установленными законодательством правилами.
Обязанность ФИО1 возместить в полном объеме все фактически понесенные АО «Тываэнерго» на выполнение технических условий расходы ни заключенным сторонами договором, ни законом не предусмотрена.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что ответчик ФИО1 собственником жилого дома по адресу: <адрес>, не является, поскольку согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она продала дом ФИО4, право собственности которой на указанное имущество зарегистрировано в Росреестре по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком и ее представителем заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности по требованиям истца.
Согласно ст. 199 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из материалов дела следует, что дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ № истцом выполнены работы по строительству ВЛ-0,4вК, от опоры №, ТП№.
При таких обстоятельствах суд считает, что истцом пропущен предусмотренный законом срок исковой давности, поскольку условиями договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 4 месяца с момента заключения договора, который был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией составлен ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок истек ДД.ММ.ГГГГ, в то время как исковое заявление АО «Тываэнерго» в Барун-Хемчикский районный суд было подано ДД.ММ.ГГГГ (почтовый штемпель), то есть за пределами срока исковой давности.
Также суд считает, что срок исковой давности пропущен истцом даже с учетом положений, указанных в п. 12 технических условиях, согласно которым действия настоящих технических условий составляет 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению в полном объеме, в том числе производное исковое требование о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Акционерного общества «Тываэнерго» к ФИО1 о расторжении договора, взыскании затрат по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение составлено 28 апреля 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья Биче-оол С.Х.