Гражд. дело № 2-2050/2022
89RS0001-01-2022-003604-06
Судья Лисиенков К.В.
Апел. дело № 33-684/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.03.2023 г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Долматова М.В.,
судей коллегии: Кайгородовой И.В., Савельевой Е.Н.
при секретаре судебного заседания Рудяевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Бельц Яны Борисовны - Лонгортовой Татьяны Алексеевны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022 по иску Бельц Яны Борисовны к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Аксарковская центральная районная больница» об установлении юридического факта, о признании незаконным решения, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой И.В., пояснения истца Бельц Я.Б., ее представителя Лонгортовой Т.А., представителя ответчика Департамента здравоохранения ЯНАО - Текутьевой О.Н., представителя соответчика ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» - Уфимцева И.И., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Бельц Я.Б. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, о возложении обязанности заключить договор о выплате единовременной компенсационной выплаты, о взыскании судебных расходов. В обоснование указала, что после окончания ординатуры в Тюменском государственном медицинском университете 16.03.2022 была принята на работу в ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» на должность <данные изъяты>. 16.08.2022 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей выплаты по программе «Земский доктор», но 29.09.2022 получила отказ в данной выплате на основании абз. 4 п. 2.4 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 20.03.2019 №264-П (далее Порядок №264-П), в связи с отсутствием должности <данные изъяты> поликлиники в программном реестре должностей на 2022 год. Считает указанное решение незаконным, указывая, что в соответствии с п. 1.2. Порядка №264-П администрация ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» 02.09.2022 обратилась в Департамент с ходатайством о дополнительном включении в программный реестр должностей, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, должности <данные изъяты> поликлиники. Однако такая должность не была включена Департаментом в программный реестр, в то время как последние изменения в Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, подведомственных Департаменту, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр) в 2022 году были внесены приказом Департамента 28.09.2022. Также истец указала, что в целях представления своих интересов она заключила с Лонгортовой Т.А. договор на оказание юридических услуг, их стоимость определена в сумме 20 000 рублей, которые ею уплачены. На основании изложенного истец просила: признать незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении единовременной выплаты; обязать Департамент заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; взыскать с Департамента расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей и по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Истец, будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание суда первой инстанции не явилась. Ее представитель Лонгортова Т.А. в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивала. Дополнительно пояснила, что считает указание в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» от 02.09.2022 внесении изменений в программный реестр 2021 года опиской, заметив которую Департамент должен был сообщить в ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» о необходимости ее устранения.
Представитель ответчика Текутьева О.Н. в судебном заседании поддержала доводы возражений на исковое заявление, в которых указано, что Приказом Департамента от 04.03.2022 №208-о утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр) в 2022 году. ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» при направлении в декабре 2021 года в Департамент заявки для формирования программного реестра должностей на 2022 год должность <данные изъяты> в заявку не включила. Департаментом в течение 2022 года на основании ходатайств медицинских организаций вносились изменения в приказ №208-о, в том числе, 28.09.2022 приказом внесены изменения, на которые ссылается истец. Доводы истца о том, что направленное 02.09.2022 ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» ходатайство о включении в реестр должности <данные изъяты> должно послужить основанием для предоставления единовременной компенсационной выплаты являются ошибочными. В ходатайстве указано о включении должности <данные изъяты> в программный реестр на 2021 год, однако Порядком №264-П не предусмотрены пересмотр и внесение изменений в программные реестры должностей за истекшие годы, в связи с чем ходатайство ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» оставлено без рассмотрения. Иных ходатайство от ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» не поступало. Отсутствие должности, по которой с медицинским работником заключен трудовой договор, в программном реестре должностей является для отказа в предоставлении выплаты. Решение об отказе в предоставлении истцу выплаты с указанием причины отказа направлено Департаментом истцу.
Решением Салехардского городского суда от 14.12.2022 в удовлетворении исковых требований Бельц Я.Б. отказано.
С решением не согласилась представитель истца Лонгортова Т.А. В апелляционной жалобе просит об отмене указанного решения и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований и о взыскании в пользу истца судебных расходов. В обоснование вновь приводит доводы о том, что при подготовке ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» ходатайства от 02.09.2022 о внесении в программный реестр должности <данные изъяты> была допущена опечатка при указании года программного реестра, в который заявитель просил внести указанную должность. В связи с этим Департамент обязан был вернуть заявку в целях ее корректировки, а не оставлять ее без рассмотрения.
В возражениях директор Департамента здравоохранения Новиков С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поясняет, что заявка медицинских организаций является основанием для формирования Программного реестра должностей и не должна содержать ошибок (описок). В случае наличия таковой медицинская организация вправе ее исправить путем направления дополнительной заявки, что не запрещено Порядком №264-П. При этом обязанность Департамента здравоохранения совершать действия, направленные на установление недостоверности данных в заявках медицинских организаций и уведомление об этом медицинских организаций, Порядком №264-П не установлена.
Определением судебной коллегии от 14.03.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница».
20.03.2023 истцом Бельц Я.Б. в судебную коллегию представлено заявление об уточнении исковых требований, в которых она просит:
- установить факт, имеющий юридическое значение, о наличии технической описки в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» от 02.09.2022 №89-1861/01-06/1197 в виде указания года 2021 и устранить данную описку, порождающую правовые последствия, путем исправления на 2022 год,
- удовлетворить исковые требования Бельц Я.Б. к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
- обязать Департамент заключить с Бельц Я.Б. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
- взыскать с Департамента в пользу Бельц Я.Б. расходы на оплату юридических услуг в сумме 20 000 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы на уплату государственной пошлины в размере 150 руб.
В заявлении Бельц Я.Б. также указала, что по ее запросу ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» предоставила ей ходатайства от 01.09.2022 и от 02.09.2022 о включении в программный реестр должности <данные изъяты> с одинаковым исходящим номером, в обоих ходатайствах был указан 2021 год. 27.02.2023 представитель истца Лонгортова Т.А. обратилась в отдел кадров больницы к Пономаревой Л.Э., которая пояснила ей, что при подготовке ходатайств была допущена описка, по просьбе сотрудников Департамента она переоформила ходатайство на действующем бланке, не меняя 2021 год на 2022 год, чтобы на этом основании отказать в выплате, так как истец является целевиком и ей еще надо отработать 5 лет. Такое утверждение истец считает незаконным, так как обучение истца не было оплачено за счет окружного бюджета, кроме того, такое основание для отказа в выплате законодательством не предусмотрено. Указывает, что ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» не направило ходатайство об исправлении описки, поскольку не было извещено об оставлении Департаментом ранее направленного ею ходатайства без рассмотрения. Таким образом, Департамент еще 02.09.2022 принял решение об отказе в предоставлении истцу компенсационной выплаты. При этом сотрудники Департамента вводили истца в заблуждение, уверяя, что по ее заявлению о предоставлении выплаты будет принято положительное решение.
Определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания от 21.03.2023, ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В возражениях относительно уточненных исковых требований директор Департамента здравоохранения ЯНАО Новиков С.В. просит в удовлетворении данных требований отказать. Указывает на ошибочность доводов представителя истца о наличии двух ходатайств ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» о включении должности <данные изъяты> в программный реестр. Доводы истца о наличии допущенной описки без ее исправления не имеют юридического значения. Данная описка должна была быть исправления медицинской организацией, направление ответа на заявку Порядком №264-П не предусмотрено. При этом позже ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» направило в адрес Департамента заявку от 07.10.2022, должность, указанная в ней, была включена в Программный реестр. Доводы истца о том, что целевое обучение истца является основанием для отказа в выплате, необоснованны, поскольку ответчик таких утверждений не допускал. При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик указал, что истец вправе воспользоваться единовременной компенсационной выплатой после исполнения обязательств по договору о целевом обучении. Ошибочными являются доводы истца о том, что обучение истца в ординатуре по договору о целевом обучении от 17.07.2019 не влечет никаких обязательств перед автономным округом или федеральным бюджетом. При этом в соответствии с положениями Федеральной государственной программы «Развитие здравоохранения», учитывая наличие у истца заключенного договора о целевом обучении по образовательной программе высшего профессионального образования - ординатура она вправе претендовать на предоставление единовременной компенсационной выплаты при условии выполнения ею обязательств, связанных с целевым обучением, и продолжения ею работы в той же медицинской организации. Поэтому даже при отсутствии в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» от 02.09.2022 описки или ее своевременного исправления и включения должности <данные изъяты> поликлиники в программный реестр должностей истцу было бы отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по основанию, установленному абз. 3 п. 2.4 Порядка №264-П - ввиду несоответствия медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям подп. «а» - «в» пункта 1.4 Порядка №264-П.
Представителем ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» Уфимцевым И.И. в судебную коллегию представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в удовлетворении требований Бельц Я.Б. отказать в полном объеме. Полагает, что апелляционная жалоба подписана неуполномоченным лицом. Также поясняет, что в случае наличия описки в ходатайстве Учреждения о включении должности <данные изъяты> поликлиники в программный реестр должностей, Бельц Я.Б. было бы отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по основанию, установленному абз. 3 п. 2.4 Постановления Правительства ЯНАО от 20.03.2019 №264-П, в силу несоответствия истца установленным этим Постановлением требованиям, а именно - в связи с наличием у нее перед Учреждением неисполненного обязательства, предусмотренного заключенным между ними договором о целевом обучении, об осуществлении трудовой деятельности в организации в течение 5 лет со дня заключения трудового договора. Истец вправе воспользоваться единовременной компенсационной выплатой по окончании обязательств по договору о целевом обучении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Бельц Я.Б. и ее представитель Лонгортова Т.А. исковые требования, с учетом их изменения, поддержали. Пояснили, что в действительности ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» в Департамент было направлено два ходатайства о включении должности истца в программный реестр, от 01.09.2022 и от 02.09.2022. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 №302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего и высшего образования», на которое ссылается Департамент, утратило силу. Утверждение Департамента об отказе в предоставлении выплаты даже при отсутствии описки в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» ввиду несоответствия истца установленным требованиям, является неверным, так как у истца нет финансовых обязательств по договору о целевом обучении, она родилась в г. Салехард с населением до 50 000 человек, работает в сельской местности. Кроме того, вопрос о целевом обучении не является предметом спора.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения ЯНАО Текутьева О.Н. возражала против удовлетворения искового заявления, апелляционной жалобы. Пояснила, что подача медицинским учреждением двух ходатайств на разных бланках невозможна, так как вся внутренняя документация и ее регистрация, формирование и дальнейшая отправка осуществляется посредством документооборота. Ходатайствам, направленным в разные дни, не может быть присвоен один и тот же номер, так как он автоматически формируется системой и является индивидуальным для каждого письма. Доводы истца об отсутствии у нее обязательств по договору о целевом обучении необоснованны. В заключенном между ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» и Бельц Я.Б. 17.07.2019 договоре о целевом обучении предусмотрены все условия, установленные Федеральным законом «Об образовании». Требования к такому договору установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 №302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего и высшего образования», которое действовало в момент заключения договора. Истец заключила договор о целевом обучении и поступила по установленной квоте, по конкурсу, квота предоставляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем договором о целевом обучении предусмотрено обязательство истца отработать в ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» пять лет. Это и является финансовым обязательством истца. Согласно правилам о целевом обучении при неисполнении сторонами обязательств, установленных в договоре, в зависимости от вины инициатора неисполнения обязательств, устанавливается штраф. Если истец отработает пять лет, то у нее никаких финансовых обязательств не будет.
Представитель соответчика ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» Уфимцев И.И. с исковыми требованиями не согласился, поддержал возражения на апелляционную жалобу. Пояснил, что медицинским учреждением в Департамент направлялось только одно ходатайство о включении должности истца в программный реестр. В ходатайстве действительно был указан год программного реестра 2021. Сотрудник отдела кадров учреждения Пономарева Л.Э. в устном разговоре пояснила по данному вопросу, что возможно, ею была допущена ошибка. Оснований для привлечения ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» к участию в деле в качестве соответчика не имелось, поскольку денежные средства Учреждению не выделяются, Учреждение не принимало решение об отказе в предоставлении выплаты истцу. Даже в случае отсутствия описки в ходатайстве медицинской организации истцу было бы отказано в предоставлении выплаты, поскольку Бельц Я.Б. имеет обязательство по договору целевого обучения отработать 5 лет. Такого бы обязательства у нее не было бы в случае укомплектованности штата больницы менее 60%. Однако штат больницы в настоящее время укомплектован на 94,5%, что подтверждается справкой. Наличие в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» о включении должности истца в программный реестр описки в части указания года реестра Учреждением не оспаривается.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции в порядке ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы искового заявления, возражений на него, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. 4 п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебной коллегией при разрешении спора принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с необходимостью привлечения к участию в деле ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница».
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит безусловной отмене, независимо от доводов апелляционной жалобы.
При постановлении нового решения судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Согласно материалам дела Бельц (до заключения брака Лонгортова) Я.Б. прошла обучение в ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и получила диплом специалиста по специальности «Педиатрия», ей присвоена квалификация «врач-педиатр» решением Государственной экзаменационной комиссии от 26.06.2019 (копия диплома специалиста - л.д. 13).
Также истец прошла обучение в том же образовательном учреждении, получила диплом об окончании ординатуры, согласно которому она освоила программу ординатуры по специальности «<данные изъяты>», решением Государственной экзаменационной комиссии от 27.07.2021 ей присвоена квалификация «<данные изъяты>» (копия диплома об окончании ординатуры - л.д. 14)
16.03.2022 Бельц Я.Б. была принята на работу в ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» на должность <данные изъяты> по основному месту работы на условиях полной занятости (копия приказа о приеме на работу - л.д. 20). С ней заключен трудовой договор от 16.03.2022, в соответствии с которым он является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок, работнику установлена 30-часовая рабочая неделя, режим работы в соответствии с графиком работы, выходные дни суббота и воскресенье (п.п. 1.1, 5.2) (л.д. 184-185).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Данная программа включает в себя Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (Приложение №5) (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 указанных Правил они устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее соответственно - субсидии, медицинские работники).
Согласно п. 3 Правил критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;
б) наличие заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).
В соответствии с п. 5 Правил условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил (далее - единовременная компенсационная выплата);
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
В силу п. 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику однократно по одному из оснований, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек;
в) при трудоустройстве медицинского работника по его желанию на работу в медицинскую организацию, расположенную в месте его проживания (в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек), после завершения обучения в медицинской образовательной организации высшего образования или медицинской профессиональной образовательной организации (в том числе на основании договора о целевом обучении).
В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил Постановлением Правительства ЯНАО от 20.03.2019 №264-П утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
В соответствии с п. 1.1 Порядка №264-П он определяет порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)) (далее - медицинский работник), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
Единовременная компенсационная выплата (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, утвержденный департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - программный реестр должностей, медицинские работники, медицинские организации, автономный округ, департамент).
Согласно п. 1.2 Порядка №264-П программный реестр должностей формируется департаментом на очередной финансовый год до 01 октября текущего года на основании заявок медицинских организаций, которые должны содержать следующие сведения:
- наименование медицинской организации;
- наименование структурного подразделения;
- наименование населенного пункта, где расположено структурное подразделение;
- наименование вакантной должности;
- количество необходимых специалистов по вакантным должностям.
Заявки медицинских организаций направляются в департамент в электронном виде (на адрес электронной почты департамента) и на бумажном носителе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем медицинской организации, не позднее 25 июля текущего года.
Программный реестр должностей формируется по форме согласно приложению №1 к Порядку №264-П и утверждается приказом департамента до 20 апреля очередного финансового года.
В силу п. 1.4 Порядка №264-П выплата предоставляется медицинским работникам однократно по основанию, указанному в пункте 1.1 настоящего Порядка. Департамент принимает решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек;
в) при трудоустройстве медицинского работника по его желанию на работу в медицинскую организацию, расположенную в месте его проживания (в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек), после завершения обучения в медицинской образовательной организации высшего образования или медицинской профессиональной образовательной организации (в том числе на основании договора о целевом обучении).
Порядок обращения медицинских работников с заявлением о предоставлении выплаты, в том числе, требования, установленные к заявлению и прилагаемым к нему документам, установлены в разделе II Порядка №264-П.
В соответствии с п. 2.3 Порядка №264-П Департамент в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении выплаты принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Согласно п. 2.4 Порядка №264-П основаниями для отказа в предоставлении выплаты являются:
- истечение предусмотренных абз. 3 и 9 п. п. 2.2 настоящего Порядка №264-П сроков обращения с заявлением о предоставлении выплаты;
- несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям абз. 2 п. 1.1 или подпунктам «а» - «в» п. 1.4 настоящего Порядка №264-П;
- отсутствие должности, по которой с медицинским работником заключен трудовой договор, в программном реестре должностей.
16.08.2022 Бельц Я.Б. обратилась в Департамент здравоохранения ЯНАО с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, представив необходимые документы (л.д. 8-9).
29.09.2022 Департаментом здравоохранения ЯНАО принято решение №89-18/01-08/16320 об отказе в предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты на основании абз. 4 п. 2.4 Порядка №264-П, а именно - по причине отсутствия занимаемой Бельц Я.Б. должности <данные изъяты> поликлиники, по которой с истцом заключен трудовой договор с ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», в программном реестре должностей на 2022 год (л.д. 60).
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» 02.09.2022 направило в адрес Департамента здравоохранения ЯНАО заявку №89-1861/01-01-06/1197 о дополнительном внесении в программный реестр должностей, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2021 год, должность <данные изъяты> поликлиники. К заявке приложена таблица с указанием наименования медицинской организации, наименования структурного подразделения, населенного пункта, где расположено структурное подразделение, наименование должности, количество медицинских работников, человек (л.д. 163-165). Таким образом, заявка соответствует требованиям, установленным пунктом 1.2 Порядка.
Доводы истца о том, что фактически такую заявку ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» направляло дважды, также и 01.09.2022, не имеют значения для разрешения спора, поскольку заявка от 01.09.2022, копия которой представлена в материалы дела, содержит сведения, аналогичные заявке от 02.09.2022, в том числе, в ней указан тот же год программного реестра - 2021 год.
Таким образом, судебная коллегия считает установленным факт направления ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» в адрес Департамента здравоохранения ЯНАО в сентябре 2022 года заявки о включении должности истца в программный реестр должностей.
Как следует из пояснений представителя Департамента здравоохранения ЯНАО, указанная заявка была оставлена Департаментом без рассмотрения в связи с тем, что Порядком не предусмотрены пересмотр и внесение изменений в программные реестры должностей за истекшие годы.
В ходе судебного разбирательства истец и ее представитель настаивали на том, что при подготовке заявки сотрудником ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» была допущена опечатка при указании года программного реестра. Представители ответчиков фактически данные доводы истца не оспаривали и подтвердили, что в заявке действительно была допущена указанная описка.
В связи с этим судебная коллегия находит подлежащим удовлетворению требование Бельц Я.Б. об установлении факта наличия описки в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» от 02.09.2022 №89-1861/01-06/1197, допущенной при указании года программного реестра - 2021.
Наличие подобной описки нарушает права Бельц Я.Б., поскольку препятствует включению ее должности в программный реестр должностей, и, как следствие, препятствует разрешению вопроса о получении ею единовременной компенсационной выплаты.
И поскольку ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» не были предприняты меры для устранения допущенной описки, судебная коллегия считает необходимым возложить на данного ответчика обязанность устранить данную описку путем подачи в Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа ходатайства о включении в программный реестр должностей, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на 2022 год должности <данные изъяты> поликлиники.
Как следует из положений Порядка, им не предусмотрена возможность отказа Департамента здравоохранения ЯНАО во включении указанной в заявке медицинской организации должности в программный реестр. И поскольку изначально заявка ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» была оформлена в соответствии с установленными требованиями, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что в части указания года программного реестра в заявке была допущена описка (вместо 2022 года указан 2021 год), и, соответственно, должность истца подлежала включению в программный реестр на 2022 год, судебная коллегия полагает, что решение Департамента здравоохранения ЯНАО об отказе в предоставлении Бельц Я.Б. единовременной компенсационной выплаты по мотиву отсутствия ее должности в программном реестре является незаконным.
Следует также отметить, что должность <данные изъяты> в примерный перечень должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2021 №166н.
Таким образом, требование Бельц Я.Б. о признании незаконным решения Департамента здравоохранения ЯНАО от 29.09.2022 №89-18/01-08/16320 также подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1.5 Порядка №264-П в целях предоставления выплаты Департамент в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего Порядка, заключает с медицинским работником договор по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку. 2.5.
Бельц Я.Б. заявлено требование о возложении на Департамент здравоохранения ЯНАО обязанности заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Таким образом, истцом фактически ставится вопрос о ее праве на получение единовременной компенсационной выплаты.
Разрешая данный вопрос, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 17.07.2019 между ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» (заказчик) и Лонгортовой Я.Б. заключен договор о целевом обучении по образовательной программе высшего профессионального образования - ординатура.
По условиям договора гражданин обязуется освоить образовательную программу высшего образования в соответствии с характеристиками освоения гражданином образовательной программы, и осуществить трудовую деятельность в соответствии с полученной квалификацией на условиях настоящего договора. Заказчик в период освоения гражданином образовательной программы обязуется предоставить ему меры поддержки и обеспечить трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией (раздел I).
Гражданин поступает на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение по образовательной программе в ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, направленность образовательной программы: 31.08.09 <данные изъяты> и осваивает образовательную программу в соответствии с характеристиками обучения (раздел II).
Местом осуществления гражданином трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией является ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» (п. 1 раздела III).
Срок осуществления гражданином трудовой деятельности в организации, в которую будет трудоустроен гражданин на условиях, установленных настоящим разделом, составляет 5 лет. Указанный срок длятся с даты заключения трудового договора, а при незаключении трудового договора в установленный срок трудоустройства - с даты истечения установленного срока трудоустройства (с учетом приостановления исполнения обязательств сторон в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) (п. 5 раздела III).
В обязанности заказчика согласно договору входит предоставление гражданину мер поддержки в период освоения образовательной программы: обеспечение койко-местом в общежитии бесплатно, обеспечение бесплатным трехразовым питанием (п. 1 раздела IV договора).
Гражданин обязан, в том числе, осуществлять трудовую деятельность на условиях, установленных разделом III договора (подп. «d» п. 1 раздела V).
Согласно п. 3 раздела VI договора гражданин в случае неисполнения обязательств по освоению образовательной программы и (или) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией возмещает заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки гражданину, в срок 3 месяца и в порядке, предусмотренном разделом Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 №302.
По утверждению представителей ответчиков, даже в случае включения должности истца в программный реестр ей было бы отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты по основанию, предусмотренному пунктом 2.4 Порядка: несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям абз. 2 п. 1.1 или подп. «а» - «в» п. 1.4 Порядка, в связи с тем, что у истца имеется неисполненное обязательство по договору о целевом обучении, поскольку истец проработала в ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» менее 5 лет, при этом укомплектованность штата больницы составляет в настоящее время и составляла в 2022 году более 60%.
В соответствии с подп. «а» п. 1.4 Порядка выплата предоставляется медицинским работникам однократно по основанию, указанному в пункте 1.1 настоящего Порядка. Департамент принимает решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов.
Вместе с тем, согласно п. 1.1 Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов).
Таким образом, основанием для отказа в предоставлении выплаты является наличие у медицинского работника неисполненного финансового обязательства по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов).
Между тем, предусмотренное договором о целевом обучении обязательство осуществлять трудовую деятельность в организации, в которую гражданин устроен на условиях, установленных договором о целевом обучении, в течение 5 лет нельзя признать финансовым, поскольку оно не предполагает обязанность выплатить другой стороне договора денежные средства.
Тот факт, что Бельц Я.Б. была принята на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в пределах квоты приема на целевое обучение, не дает оснований расценивать ее обязательство, предусмотренное пунктом 5 раздела III договора о целевом обучении, в качестве финансового.
Договором о целевом обучении предусмотрена возможность возникновения у гражданина финансового обязательства, а именно - обязанности возмещения заказчику расходов, связанных с предоставлением мер поддержки гражданину, в случае неисполнения обязательств по освоению образовательной программы и (или) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией (п. 3 раздела IV договора).
Кроме того, согласно п. 1 раздела IV договора о целевом обучении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с ч. 6 ст. 71.1 Федерального закона «Об образовании». Согласно указанной норме в случаях неисполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет гражданин, принятый на целевое обучение, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 №302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 №1076» (п.п. 41, 53) (действовало на момент заключения договора о целевом обучении от 17.07.2019) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 №1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (действует в настоящее время) (п.п. 41, 53) предусмотрена обязанность гражданина в случае неисполнения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по обучению и (или) осуществлению трудовой деятельности возместить заказчику в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер поддержки, а в случае невыполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, - обязанность выплатить штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета.
Из изложенного следует, финансовое обязательство по договору о целевом обучении возникает у гражданина в случае неисполнения им обязательства другого характера, а именно - обязанности по осуществлению трудовой деятельности в течение определенного периода времени.
Согласно материалам дела, Бельц Я.Б. продолжает осуществлять трудовую деятельность в ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», в связи с чем оснований для применения к ней указанных мер ответственности, установленных законом и договором, не имеется.
Таким образом, Бельц Я.Б. является медицинским работником, гражданкой Российской Федерации, не имеет неисполненного финансового обязательства по договору о целевом обучении, приехала на работу в сельский населенный пункт - село Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, заключила трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Департаменту здравоохранения ЯНАО - ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», работает на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, выполняет трудовую функцию на должности, которая подлежала включению в программный реестр должностей медицинских работников в медицинских организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, при этом ранее единовременную компенсационную выплату не получала. Таким образом, истец соответствует установленным Порядком №264-П требованиям, а потому имеет право на получение указанной выплаты.
Поскольку решение Департамента здравоохранения ЯНАО об отказе в предоставлении истцу указанной выплаты по основанию невключения замещаемой истцом должности в программный реестр незаконно, вместе с тем, иных оснований для отказа в предоставлении истцу выплаты не имеется, в то же время оба ответчика оспаривают право истца на получение выплаты и в случае включения ее должности в программный реестр, судебная коллегия, в целях предупреждения возникновения в будущем спора между сторонами о праве истца на выплату считает необходимым удовлетворить также и требование Бельц Я.Б. о возложении на Департамент здравоохранения ЯНАО обязанности заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме, утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2019 №264-П.
В связи с тем, что требования Бельц Я.Б., заявленные к двум ответчикам, удовлетворены полностью, с них в ее пользу на основании ст.ст. 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию возмещение понесенных в связи с участием в настоящем деле судебных расходов.
Согласно материалам дела, истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 300 руб. (л.д. 3), при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб. (л.д. 113).
Кроме того, истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Указанные расходы истца подтверждаются договором оказания юридических услуг от 03.10.2022, заключенном ею с Лонгортовой Т.А., в соответствии с которым представитель обязалась оказать истцу следующие услуги: устная консультация, проведение анализа дела и документов, составление и подача искового заявления, представление интересов истца в суде первой инстанции, стоимость услуг составляет 20 000 руб. (договор с приложениями - л.д. 33-37). Факт оплаты по договору подтверждается чеком по операции системы «Сбербанк онлайн» о переводе истцом ее представителю денежных средств в размере 20 000 руб. по договору от 03.10.2022 (л.д. 41, 42).
Представителем Лонгортовой Т.А. при рассмотрении дела судом первой инстанции оказаны следующие услуги: составление искового заявления, участие в судебном заседании 14.12.2022.
Судебная коллегия находит заявленную истцом сумму расходов на оплату услуг представителя соразмерной объему оказанных представителем услуг, результату выполненной представителем работы, сложности дела, и отвечающей требованиям разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия взыскивает возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины и на оплату услуг представителя в общей сумме 20 450 руб. с ответчиков в равных долях, то есть по 10 225 руб. с каждого.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2022 отменить, принять новое решение.
Исковые требования удовлетворить.
Установить наличие описки в ходатайстве ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» от 02.09.2022 №89-1861/01-06/1197, допущенной при указании года - 2021.
Обязать ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» устранить указанную описку путем подачи в Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа ходатайства о включении в программный реестр должностей, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на 2022 год должности <данные изъяты> поликлиники.
Признать незаконным решение Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.09.2022 №89-18/01-08/16320 об отказе в предоставлении Бельц Яне Борисовне единовременной компенсационной выплаты.
Обязать Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкий автономный округ заключить с Бельц Яной Борисовной договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме, утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2019 №264-П.
Взыскать с Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Бельц Яны Борисовны возмещение судебных расходов в размере 10 225 руб.
Взыскать с ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница» в пользу Бельц Яны Борисовны возмещение судебных расходов в размере 10 225 руб.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи