дело №12-13/16
Р Е Ш Е Н И Е
03 марта 2016 года г.Зарайск
Федеральный судья Зарайского городского суда Московской области Горина Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении №12-13/2016 и апелляционную жалобу Администрации города Зарайска Московской области на постановление №21/1217/300 от 21.12.2015г. консультанта территориального отдела №21 Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Рыжкова А.В. по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Администрации города Зарайска Московской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.22 Закона Московской области №161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственностью за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №21/1217/300 от 21.12.2015г. консультанта территориального отдела №21 Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Рыжкова А.В. Администрация города Зарайска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.22 Закона Московской области №161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственностью за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» и назначено административное наказание в виде предупреждения.
21.12.2015г. представитель Администрации города Зарайска по доверенности Мацик Н.В. получил копию постановления №21/1217/300 от 21.12.2015г.
28.12.2015г. в Зарайский городской суд поступила жалоба Администрации города Зарайска на указанное постановление №21/1217/300 от 21.12.2015г., в которой указано следующее.
04 декабря 2015 года консультантом территориального отдела № 21 Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-технический инспектором Московской области В.А.А. произведен осмотр территории земельного участка в --- м от ГСК «---».
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) от 04.12.2015г., из которого следует, что на территории земельного участка в --- м от ГСК «---» с тыльной части гаражей направление в поле, размещён очаговый навал бытового мусора общим объёмом ~--- куб.м., состоящий из упаковочных материалов продуктов потребления, стеклянных и пластиковых бутылок, пластиковых канистр, крупногабаритного мусора на площади ~ --- кв.м., состоящего из картонных коробок, автомобильных запасных частей, старой мебели, фрагментов сантехники, что является нарушением п.п.1, 10 ст.56, ст.68 Закона Московской области от 30.12.2014г. № 191/2014-ОЗ. В ходе осмотра осуществлялась фотосъёмка.
Административным органом в отношении Администрации города Зарайска составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2015г. №21/1217/300 по факту выявленных нарушений требований п.п.1,10 ст.56, ст.68 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области".
21 декабря 2015 года консультантом территориального отдела № 21 Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области Рыжковым А.В. вынесено постановление об административном правонарушении № 21/1217/300, которым Администрация города Зарайска признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена п.1 ст.22 Закона Московской области от 30.11.2004 N161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" и назначено административное наказание в виде предупреждения.
Данное постановление вынесено незаконно и необоснованно по следующим основаниям.
Статьями 1.1.,1.3.,2.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных нарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону МО №161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Статьёй 2 Закона МО № 161/2004-ОЗ установлено, что основными целями осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области являются обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов, а также предупреждение административных правонарушений в этой сфере.
Согласно п.1 ст.22 Закона МО № 161/2004-03 административным правонарушением признаётся ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории.
Закон МО № 191/2014-ОЗ устанавливает единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
В соответствии с п. 10 ст. 56 Закона МО № 191/2014-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Пунктом 1 ст. 56 Закона МО № 191/2014-ОЗ юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обязаны регулярно производить уборку принадлежащих им территорий, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения, и, что лицо виновно в совершении указанного правонарушения.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное на земельный участок, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и правовыми актами органов местного самоуправления (п.2 ст.56 Закона МО № 191/2014-03).
Так, распоряжением Министерства ЖКХ МО от 29.06.2015 N124-РВ "Об утверждении Правил благоустройства территории Зарайского муниципального района Московской области" (Приложение № 1 Нормативные показатели с учётом особенностей территории Зарайского муниципального района Московской области п.36.1.) установлен размер прилегающей территории, бремя содержания которой несут собственники объектов капитального строительства (помещений в них), если границы земельного участка не сформированы в соответствии с действующим законодательством, не установлены землеустроительной или технической документацией, составляет 30 метров от границ объектов капитального строительства, если иное расстояние прилегающей территории не установлено органом местного самоуправления.
Согласно п.2. ст.68 Закона МО № 191/2014-03 обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются, в случае возложения их в соответствии с п.1 настоящей статьи на собственников, владельцев, пользователей территорий и иных объектов, а также в случаях, не предусмотренных п.1 настоящей статьи, возлагаются по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на владельцев и (или) пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации, по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников объектов - граждан и юридических лиц.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что Администрация города Зарайска является собственником земельного участка в --- м от ГСК «---», а равно, как и собственником объектов капитального строительства в --- м от которого совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст.22 Закона МО № 191/2014-03.
При этом полномочия Администрации города Зарайска по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией п.1 ст.22 Закона МО № 161/2004-ОЗ.
Таким образом, Администрация города Зарайска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.22 Закона МО № 161/2004-03, следовательно, не несёт ответственность за выявленные нарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Считают, что при таких обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении Администрации города Зарайска к административной ответственности, предусмотренной п.1 ст.22 Закона МО № 161/2004-03, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, в связи с отсутствием в действиях Администрации города Зарайска состава административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.22 Закона МО № 161/2004-03.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просят суд:
- Постановление консультанта территориального отдела № 21 Госадмтехнадзора Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Рыжкова А.В. об административном правонарушении по делу об административном правонарушении от 21.12.2015г. №21/1217/300, ответственность за совершение которого предусмотрена п.1 ст.22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", отменить.
- Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с частью 3статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации города Зарайска по доверенности Грузнова Т.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, и просит отменить постановление от21 декабря 2015 года, а производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации города Зарайска состава административного правонарушения.
Представитель территориального отдела №21 Госадмтехнадзора Московской области по доверенности - старший государственно-технический инспектор Московской области Рыжков А.В. в судебном заседании доводы жалобы не поддержал и пояснил, что в территориальный отдел №21 поступила жалоба Администрации города Зарайска на постановление по делу об административном правонарушении № 21/1217/300 от 21.12.2015.
С указанной жалобой не согласен по следующим основаниям: 04.12.2015г. сотрудниками территориального отдела № 21 Госадмтехнадзора Московской области в порядке проведения наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, в присутствии двух свидетелей с применением фотосъемки проведен осмотр территории по адресу: (адрес 1), территория земельного участка в -- м от ГСК «---».
В ходе осмотра выявлено нарушение требований законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, а именно: в -- м от ГСК «---» с тыльной части гаражей направление в поле, размещен очаговый навал бытового мусора общим объемом ~ --- м3, состоящий из упаковочных материалов продуктов потребления, стеклянных и пластиковых бутылок, пластиковых канистр, крупногабаритного мусора на площади ~ --- м2, состоящего из картонных коробок, автомобильных запасных частей, старой мебели, фрагментов сантехники.
За данное административное правонарушение предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 22 Закона Московской области №161/2004-O3 от 30.11.2004г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».
Довод Администрации города Зарайска о том, что она не является субъектом данного правонарушения, является несостоятельным.
Территория ГСК «---» имеет кадастровый номер земельного участка, разграничена, о чем свидетельствует скриншот с сайта публичной кадастровой карты. Обязанность по уборке и содержанию данной территории и прилегающей территории на расстоянии 5 метров возлагается на ГСК «---». Очаговый навал мусора размещен в -- метрах от ГСК. Таким образом, территорию, на которой размещен очаговый навал, обязан содержать и убирать орган местного самоуправления - Администрация города Зарайска.
На основании пункта «в» части 2 статьи 68 Закона Московской области № 191/2014-03 от 30.12.2015 «О благоустройстве в Московской области» обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, возлагаются на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации.
На основании пункта 10 статьи 56 вышеуказанного закона юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится вопрос, предусмотренный пунктом 18 части 1, а именно, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 ст. 2 Закона Московской области № 191/2014-03 от 30.12.2015 «О благоустройстве в Московской области» отношения, связанные с обращением отходов производства и потребления, установленные в настоящем Законе, основываются на положениях Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из ч. 2 ст. 13 названного закона следует, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 2 статьи 7 Закона Московской области от 08.11.2001 г. № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области» дает расшифровку системы сортировки, сбора и ликвидации отходов. Подпунктом «в» данного закона указано проведение регулярной очистки и вывоза с территорий населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных (несанкционированных) местах.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Московской области от 08.11.2001 г. № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области» установлено, что организация работ по очистке от отходов территорий городских и иных поселений, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления.
Таким образом, организация работ по очистке от мусора и отходов (то есть сбор и вывоз мусора) территории городского поселения, не находящейся в чьей либо собственности, владении либо пользовании, возлагается на Администрацию города Зарайска.
При изложенных обстоятельствах Администрация города Зарайска обязана нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Субъектом данного правонарушения является Администрация города Зарайска.
На основании вышеизложенного прошу в удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы Администрации города Зарайска, выслушав представителей сторон, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В силу части 1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу должно быть мотивировано и содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, нормы права, предусматривающие административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
В соответствии с п.1 ст.22 3акона Московской области №161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Администрация города Зарайска является юридическим лицом и включена в Единый Государственный реестр юридических лиц (л.д.6-10).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении,04 декабря 2015 года в 15 ч.00мин. заместителем начальника территориального отдела №21 Госадмтехнадзора Московской области - старшим государственным административно-технический инспектором Московской области К.И.В. произведен осмотр территории земельного участка в --- м от ГСК «---» по адресу: (адрес 1), с тыльной части гаражей, направление в поле, размещены очаговые навалы бытового мусора общим объемом ~ -- куб.м., состоящие из упаковочных материалов продуктов потребления, стеклянных и пластиковых бутылок, пластиковых канистр, крупногабаритного мусора на площади ~ --- кв.м. состоящего из картонных коробок, автомобильный запасных частей, старой мебели, фрагментов сантехники (л.д.2).
При осмотре осуществлена фотосъемка. К акту осмотра от 04.12.2015г. указанной территории приложены фотоснимки (л.д.3-5).
В связи с выявленными нарушениями старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области В.А.А. в отношении юридического лица Администрации города Зарайска составлен протокол №21/1217/300 от 18.12.2015 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 22 Закона Московской области №161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. «Ненадлежащее состояние и содержание территории», выявленном 04.12.2015г. в 15ч.00мин. по адресу: (адрес 1), в -- м от ГСК, выразившемся в ненадлежащем содержании территории, а именно: в --- м от ГСК «---» с тыльной части гаражей направление в поле, размещен очаговый навал бытового мусора общим объемом ~ ----- куб.м., состоящий из упаковочных материалов продуктов потребления, стеклянных и пластиковых бутылок, пластиковых канистр, крупногабаритного мусора на площади ~ --- км.м., состоящего из картонных коробок, автомобильных запасных частей, старой мебели, фрагментов сантехники, что является нарушением ч.ч.1,10 ст. 56, ст.68 Закона Московской области №191/2014-ОЗ от 30.12.2014г.(л.д.7)
21 декабря 2015 года материалы дела об административном правонарушении рассмотрены и должностным лицом - консультантом территориального отдела №21 Госадмтехнадзора Московской области – старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области Рыжковым А.В. в отношении заявителя вынесено постановление №21/1217/300 по делу об административном правонарушении, которым Администрация города Зарайска признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1 ст.22 Закона Московской области №161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственностью за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» и назначено административное наказание в виде предупреждения.
Из обжалуемого постановления следует, что 04.12.2015 года в 15ч.00мин. по адресу: (адрес 1), территория земельного участка в --м от ГСК, совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 22 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. «Ненадлежащее состояние и содержание территории», выразившееся в ненадлежащем содержании территории, а именно: в ---м от ГСК «--» с тыльной части гаражей направление в поле, размещен очаговый навал бытового мусора общим объемом ~4,5 куб.м., состоящий из упаковочных материалов продуктов потребления, стеклянных и пластиковых бутылок, пластиковых канистр, крупногабаритного мусора на площади ~--- кв.м., состоящего из картонных коробок, автомобильных запасных частей, старой мебели, фрагментов сантехники, тем самым Администрация города Зарайска нарушила ч.ч.1,10 ст.56, ст.68 Закона Московской области №191/2014-ОЗ от 30.12.2014г., чем совершила административное правонарушение.
Согласно справке от 04.02.2016г. №138 Администрации города Зарайска, в Реестре муниципального имущества муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области объект недвижимости – земельный участок и объекты капитального строительства (гаражи), расположенные по адресу: (адрес 1) не значатся.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты Московской области (представлен скриншот), земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: (адрес 1), на котором расположен ГСК «---», является ранее учтенным, границы земельного участка не установлены (л.д. ///)
Из материалов дела следует, что собственник данного земельного участка, не установлен.
Главное Управление государственного административно-технического надзора Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии сЗаконом Московской области о Государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территорииМосковской области, принятогоПостановлением Московской областной Думы от 3011.2004 года № 161/2004-ОЗ.
Настоящий Закон определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территорииМосковской области.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона Московской области №161\2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территорииМосковской области - ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Статья56 Закона Московской области от 30.12.2014 года № 191\2014-ОЗ «О благоустройствев Московской области» устанавливает нормы и правила по содержанию мест общественного пользования и территории юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или физических лиц.
Согласно ч.1 вышеуказанной статьи названного закона, юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территорииМосковской области обязаны регулярно производить уборку принадлежащих им территорий, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательствомМосковской области.
Согласно ч. 10 ст.56 Закона Московской области от 30.12.2014 года № 191\2014-ОЗ, юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона Московской области №191/2014-ОЗ от 30.12.2014г. «О благоустройстве в Московской области» настоящий Закон устанавливает единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Согласно п.1 ст.2 Закона Московской области №191/2014-ОЗ от 30.12.2014г. правовое регулирование отношений в сфере благоустройства в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 24.07.2014 г. N106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области".
Статья 68 Закона Московской области №191/2014-ОЗ от 30.12.2014г. устанавливает лиц, которые обязаны организовывать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области.
А именно, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются (п.1 ст.68):
а) по уборке и содержанию мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установки средств размещения информации, рекламных конструкций, а также прилегающей территории на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на заказчиков и производителей работ;
б) по содержанию объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры - на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены;
в) по уборке и содержанию мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (торговые павильоны, торговые комплексы, палатки, киоски, и т.п.) на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на собственников, владельцев или пользователей объектов торговли;
г) по уборке и содержанию неиспользуемых и не осваиваемых территорий, территорий после сноса строений - на собственников, владельцев, пользователей данной территории, организации, выполняющие работы по сносу строений;
д) по уборке и содержанию территории автозаправочных станций, станций технического обслуживания, мест мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, рынков, торговых и развлекательных центров и прилегающих к ним территорий на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, туалетных кабин, расположенных на этих объектах, а также въездов и выездов к этим объектам - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;
е) по уборке и содержанию территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц и прилегающей территории на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на собственника, владельца или пользователя указанной территории;
ж) по уборке и содержанию водных объектов в зонах отдыха и прилегающих к ним территорий - на собственников (владельцев) указанных зон или на организации, за которыми зоны отдыха закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
з) по содержанию частного домовладения, хозяйственных строений и сооружений, ограждений и прилегающей территории со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов) на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;
и) по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов - на собственников, владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
к) по благоустройству и содержанию родников и водных источников, уборке прилегающей территории на расстоянии 30 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены.
Согласно п.2 названной статьи, предусмотренные настоящим Законом обязанности, в случае возложения их в соответствии с п.1 настоящей статьи на собственников, владельцев, пользователей территорий и иных объектов (далее - объекты), а также в случаях, не предусмотренных п.1 настоящей статьи, возлагаются:
а) по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на владельцев и (или) пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц;
б) по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации;
в) по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников объектов - граждан и юридических лиц.
Из содержания указанной статьи следует, что для установления лиц, на которых возложена обязанность по уборке и содержанию территорий и иных объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, необходимо установить собственников и/или пользователей таких территорий и объектов.
Исследуя материалы дела, суд установил, что Актом осмотра от04.12.2015 года, фотоматериалами к Акту, протоколом об административном правонарушении №21/1217/300 подтверждается наличие нарасстоянии в --- м. от ГСК «---» с тыльной части гаражей, г. Зарайска Московской области, очаговых навалов мусора общим объемом примерно -- куб.м. на площади приблизительно --- кв.м., однако в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о собственниках и (или) пользователях указанной территории. Таким образом, принадлежность территории (земельного участка), на котором выявлено административное правонарушение, не установлена. В этой связи, лица ответственные за содержание в чистоте территории, на которой выявлено правонарушение, не установлены.
Таким образом, обязанность Администрации города Зарайска по содержанию в надлежащем состоянии территории, на которой выявлено правонарушение, не доказана.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о неправомерном привлечении Администрации города Зарайска к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.22 Закона Московской области №161/2004-ОЗ от 30.11.2004г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственностью за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».
Руководствуясь ст.ст.24.1-29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Администрации г.Зарайска на постановление по делу об административном правонарушении №21/1217/300 консультанта территориального отдела №21 Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области Рыжкова А.В. от 28.12.2015 года – удовлетворить.
Постановление консультанта территориального отдела №21 Государственного административно-технического надзора Московской области Рыжкова А.В. №21/1217/300 от 21.12.2015 года, которым Администрация г.Зарайска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.22 Закона Московской области №161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области», и назначено административное наказание в виде административного предупреждения, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Подача последующих жалоб осуществляется в порядке и сроки, установленные ст.ст.30.2 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Федеральный судья: Р.М.Горина