Дело № 2-56/2012
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2012 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Павлова А.И., при секретаре Загайкевич К.В., с участием представителя заявителя – адвоката Епанчина В.М.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании, в помещении суда, заявление бывшего военнослужащего Военного учебно-научного центра ВМФ «………» …………. запаса Платонова К. А. об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Платонов К.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от …. ноября 2011 года об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и обязать данное должностное лицо рассмотреть вопрос о постановке его на такой учет.
В судебном заседании представитель заявителя Епанчин В.М. названные требования поддержал. В их обоснование он пояснил, что решением должностного лица его доверителю необоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся, поскольку Платонов К.А. уволен с военной службы по льготному основанию, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет. Обращение заявителя к заинтересованному лицу в период после увольнения с военной службы было обусловлено действиями командования, которое незаконно уволило Платонова К.А. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, тем самым, лишив его возможности своевременно собрать необходимые документы и представить их в уполномоченный орган.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания начальник Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в суд не прибыл, своей позиции относительно требований заявителя не изложил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено по делу, …. октября 2011 года Платонов К.А. обратился в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением заинтересованного лица от …. ноября прошедшего года № ………. в удовлетворении данного заявления отказано, вследствие обращения Платонова К.А. по вопросу признания нуждающимся в жилом помещении после увольнения с военной службы.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в состав иных граждан, которые обеспечиваются на указанных в ст. 40 Конституции Российской Федерации условиях, входят также военнослужащие.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Как следует из п. 23 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военная служба оканчивается в день исключения из списков личного состава.
Следовательно, утратив статус военнослужащего, граждане реализуют право на жилище не в порядке ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Платонов К.А. исключен из списков личного состава …… апреля 2011 года, а обратился с заявлением в уполномоченный орган после указанной даты, что послужило основанием для принятия заинтересованным лицом решения об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены этим Федеральным законом, устанавливаются и гражданам, уволенным с военной службы.
В силу положений ст.ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также постановлений Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 и 6 сентября 1998 года № 1054 не утрачивают право на жилище и граждане, уволенные с военной службы, которые состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Следует отметить, что обязанность соответствующих должностных лиц и органов по постановке военнослужащего на учет нуждающихся в жилом помещении возникает не иначе, как при наличии соответствующего волеизъявления военнослужащего.
При этом по смыслу положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нахождение на учете нуждающихся обусловлено периодом заключения военнослужащими первого контракта о прохождении военной службы.
Согласно выписке из послужного списка и справке № ….. от …. декабря 2011 года Платонов К.А. заключил первый контракта о прохождении военной службы после …. января 1998 года, а потому на весь период прохождения военной службы имел право находиться на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
Право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания возникало у Платонова К.А. при увольнении с военной службы и наличии общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а равно 10 лет и более, при увольнении с военной службы по одному из льготных оснований.
Как видно из приказа Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от ….. июля 2010 года № …. Платонов К.А. уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Решением 224 гарнизонного военного суда от …. марта 2011 года данный приказ признан незаконным, а на начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «………….» возложена обязанность по увольнению Платонова К.А. с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно приказу названного должностного лица от ….. апреля 2011 года № …. Платонов К.А. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как видно из этого приказа на момент увольнения с военной службы Платонов К.А. имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.
О своем праве быть обеспеченным жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Платонов К.А. заявил ….. января 2009 года, когда обратился с рапортом к начальнику Кронштадтского морского кадетского корпуса о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Как видно из протокола заседания жилищной комиссии этого корпуса от …. мая 2009 года №. … указанный рапорт Платонова К.А. удовлетворен, а он поставлен на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
В дальнейшем о своем праве на обеспечение жилым помещением на тех же условиях Платонов К.А. заявлял командованию перед увольнением с военной службы в соответствующих листах беседы, а после введения в действие приказа Министра обороны Российской Федерации от …. сентября 2010 года № ….. заинтересованному лицу (заявление от …. мая 2011 года).
При этом последнее обращение Платонова К.А. могло иметь место лишь после вступления в законную силу решения 224 гарнизонного военного суда от …. марта 2011 года, которым на соответствующих должностных лиц возложена обязанность по увольнению Платонова К.А. с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В противном случае, заявитель, как не имеющий общей продолжительности военной службы 20 лет и более и не увольняющийся по одному из льготных оснований, правом на обеспечение жилым помещением на условиях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не обладал.
Как следует из объяснений представителя заявителя, о вступлении указанного выше решения суда в законную силу Платонов К.А. был уведомлен в конце марта 2011 года, о чем свидетельствует письмо от ….. марта 2011 года № …….
Суд принимает во внимание и доводы Епанчина В.М. о том, что для надлежащего обращения в уполномоченный орган его доверителю необходимо было собрать документы, предусмотренные п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от …. сентября 2010 года № …... С учетом их получения в пределах срока, предусмотренного Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» такое обращение состоялось лишь …… мая 2011 года.
Суд также отмечает, что ко дню подачи этого заявления Платонов К.А. уже был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава.
В то же время, уполномоченный орган, возвращая поданное им заявление, на эти обстоятельства не ссылался, а указал лишь на необходимость представления документов установленного образца (письмо от …. июня 2011 года № …..).
Вместе с тем, после устранения заявителем изложенных в этом письме недостатков заинтересованное лицо приняло оспариваемое решение, указав иное основание, нежели в письме от ….. июня 2011 года, по которому Платонов К.А. не вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях,
При этом возврат Платонову К.А. заявления противоречил положениям п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, поскольку в этом случае принимается решение о приостановлении рассмотрения обращения военнослужащего и ему предоставляется срок для устранения недостатков.
Таким образом, суд считает, что столь позднее обращение заявителя к заинтересованному лицу по вопросу постановки на учет нуждающихся было обусловлено незаконными действиями командования, связанными с увольнением Платонова К.А. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, а также действиями самого уполномоченного органа, необоснованно вернувшего ранее поданное им заявление.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что в силу ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация права военнослужащего на жилище является обязанностью не только уполномоченного органа, но и командования.
Как установлено судом, командование утвердило решение жилищной комиссии о признании Платонова К.А. нуждающимся в жилом помещении в 2009 году, однако, перед увольнением с военной службы, несмотря на его доводы о нуждаемости в жилом помещении, лишило его возможности своевременного обратиться с заявлением к заинтересованному лицу.
При этом суд учитывает, что первоначальное обращение Платонова К.А. в уполномоченный орган имело место спустя месяц, в течение которого заявитель, выполняя требования приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, собирал необходимые документы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение об отказе заявителю в признании нуждающимся в жилом помещении на том основании, что он обратился с соответствующим заявлением после увольнения с военной службы, не может быть признано законным.
На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на должностное лицо обязанность по отмене принятого в отношении заявителя решения и рассмотрению вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление Платонова К. А. удовлетворить.
Признать решение начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от …. ноября 2011 года № … незаконным.
Обязать начальника Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации решение от ….. ноября 2011 года № …… отменить и рассмотреть вопрос о принятии Платонова К.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Судья А.И. Павлов